УДК 339.54.012

Факторы формирования культуры досуга у трудоустроенных подростков северного региона

Чебанов Артем Андреевич – магистрант Сургутского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье представлены результаты анализа формирования культуры досуга у трудоустроенных подростков. На основе изучения ряда социологических исследований и анализа их результатов, были выявлены основные факторы, которые оказывают значительное влияние на культуру досуга подростков. Полученные результаты были спроецированы на культуру досуга трудоустроенных подростков, проживающих в северном регионе России. Выявленные факторы влияния на культуру досуга были соотнесены со спецификой и особенностями культуры досуга северного региона России. В статье представлено авторское видение влияния факторов на культуру досуга трудоустроенных подростков северного региона. Приведен обобщенный вариант видения развития культуры досуга в северном регионе.

Ключевые слова: культура досуга, свободное время, трудоустроенные подростки, северный регион, временной фактор, климатический фактор, информационная среда, инфраструктура.

Культура досуга представляет собой интегративное качество личности, которое определяет ее поведение и действия на основе совокупности интересов, потребностей, навыков проведения досугового времени, что выражается в умении выбирать виды и формы досуговой деятельности на основе имеющихся у личности ценностных ориентаций, что в дальнейшем оказывает влияние на ее саморазвитие. Наиболее подвержены изменениям в культуре досуга трудоустроенные подростки. В нашей статьей мы постараемся раскрыть особенности культуры досуга трудоустроенных подростков, проживающих в северном регионе России.

Говоря о культуре досуга трудоустроенных подростков северного региона, необходимо понимать, что часть своего времени в течение рабочей недели они затрачивают на трудовую деятельность, при учете того, что для каждого отдельно взятого трудоустроенного подростка оставшееся свободное время будет различаться как по длительности, поскольку в зависимости от федеральной программы им предлагается график работы от 4 до 7 часов, так и по виду, форме и направленности самой досуговой деятельности. К таким программам относится стратегический план Мурманской области «На севере – жить.2023», в рамках которого реализуется проект «Первый опыт трудоустройства подростков» [1]. В то же время в Архангельской области реализуется социальный проект «Юные помощники» [2].

Вместе с этим, обратим внимание на то, что с начала 2022 года было трудоустроено более 2 тысяч юных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. Все они работают в свободное от учебы время. По словам Н. Комаровой, ресурсы на эти цели выделены и закреплены в бюджете и государственной программе региона [10]. В Ямало-Ненецком автономном округе осуществляются «мероприятия по временному трудоустройству, реализующиеся в рамках государственной программы автономного округа по содействию занятости населения, а также в рамках муниципальных программ. На работу принимаются дети от 14 до 18 лет. Программа реализуется в течение всего календарного года. Наибольший охват достигается в летнее время». Всего на период 2022 года было трудоустроено 6210 подростков [3].

Стоит обратить внимание, что в ряде случаев на процесс формирования культуры досуга оказывают воздействие работодатели, которые обладают возможностью организовывать различные культурные мероприятия для своих сотрудников. Сами трудоустроенные подростки способны совмещать свою трудовую деятельность вместе с учебной, вследствие чего процесс формирования у них культуры досуга также зависит от действий сотрудников образовательной организации, ее участии в каких-либо культурных мероприятиях.

Согласно определению, которое предложил В.Я. Суртаев, процесс формирования культуры досуга в своей основе содержит развитие навыков рационального использования свободного времени. Он также выделяет этапы формирования культуры досуга, при рассмотрении которых мы сможем выявить, при помощи каких средств реализуется данный процесс у трудоустроенных подростков северного региона. По В.Я. Суртаеву выделяют следующие этапы формирования культуры досуга:

  1. Стимулирование у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга.
  2. Непосредственное вовлечение молодежи в различные социально-значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов.
  3. Материально-техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи [9, С. 87].

Таким образом, мы можем говорить о том, что процессами формирования культуры досуга трудоустроенных подростков северного региона должны заниматься различные молодежные общественные объединения, различные образовательные учреждения и тому подобное. Например, комитет по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа совместно с молодежными и детскими общественными объединениями, в задачу которого входит решение вопросов, связанных с информационным обеспечением, участие в подготовке кадров этих объединений, привлечением их к реализации государственное молодежной политики, поддержкой проектов и программ объединений, а также другие формы продуктивного и эффективного взаимодействия [6, С. 90-95].

В 2013 году в Нижневартовске проводилось социологическое исследование, направленное на выявление социальной позиции молодежи, степени их участия в деятельности молодежных организаций, а также выявление пожеланий в вопросе выбора основного ориентира в целях создания новых молодежных организаций и тому подобное [26]. Результаты показали, что лишь половина опрошенных социально активны, что также может отражать степень вовлеченности во взаимодействие молодежи и молодежных объединений и организаций. Поскольку молодежные организации оказывают влияние на молодежь, участие в них последних также оказывает роль на формирование и развитие культуры досуга, т.к. молодежные объединения могут предоставлять подросткам доступ к новым способам досуга, помогать в получении новых знаний и развитии умений и навыков.

В социологическом исследовании «Молодежь Севера. Проблема досуга и творческой активности молодежи Сургутского района ХМАО-Югры: взгляд социолога», проведенном Е.В. Жандаровой в 2009 г. [4], были рассмотрены следующие вопросы:

  1. как молодежь проводит свое свободное время;
  2. насколько молодежь довольна своими возможностями, и как используется свободное время с точки зрения формирования и накопления созидательного потенциала и творческого капитала.

В научной работе Л. Е. Ковалевой «Культурная политика развивающегося региона конца XX – начала XXI века: на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» рассматриваются особенности данного региона. Автор утверждает, что культурное пространство ХМАО-Югры специфично ввиду особенностей развития региона. Оно основано на процессах развития нефте- и газодобывающей промышленности, что обуславливает слабые темпы развития культурно досуговой составляющей региона, по сравнению с теми регионами, которые находятся в центральной и западной частях страны. Основную массу населения региона составляют мигранты из других регионов России и их дети. Процесс развития ХМАО-Югры, как и других северных регионов, во многом зависит от реализации региональной культурной политики, что позволяет говорить о важности процесса по формированию культуры досуга, в т.ч. у трудоустроенных подростков [11].

Вопросом специфики культуры досуга трудоустроенных подростков северных регионов России занимались разные ученые. Так, С.Г. Гутова в своих научных трудах указывает на особенность этих регионов, выражающуюся в том, что административные и общественные структуры регионов не прикладывают достаточно усилий в направлении улучшения и развития условий жизни, образования, труда и творческой активности молодежи. Многообразность и неоднозначность возникающих проблем не удается решить простыми способами, в то же время они не обращают внимания на то, что решение проблемы культуры досуга является их прямой обязанностью. Однако автор склоняется к тому, что вопросы формирования культуры досуга должны решать сами подростки, утверждая, что это является задачей самой молодежи. С данным мнением можно не согласиться, поскольку приведенные нами ранее результаты социологических исследований показывают, что молодые люди просто не знают, где им проводить свободное время [8, С. 189].

Специфика культуры досуга рассматривалась Е.В. Недосекой на примере города Мурманск [37]. Автор пришел к выводу о том, что, несмотря на наличие в городе различных учреждений культурной направленности, молодежь предпочитает проводить свободное время в домашних условиях. При этом отмечает, что такое положение дел является возможным ввиду коммерциализации различных форм досуга, говоря другими словами, у подростков не хватает или нет финансовых средств, в результате чего он вынужден проводить свое свободное время дома или на улице. В качестве особенности культуры досуга автор выделил малый охват молодежными общественными организациями молодых людей, в результате чего подростки не могут найти для себя подходящее занятие в условиях существующих молодежных организаций и объединений. Информационная среда является основным транслятором культуры досуга, поскольку обладает возможностью демонстрировать различные культурные образцы и примеры поведения, которые не всегда подвергаются критическому осмыслению со стороны трудоустроенных подростков [7, С. 95-104].

Помимо этого, Е.В. Недосека выделяет общую специфику, характерную для всех северных регионов России и связанную с очень холодным зимним периодом, нетеплыми осенними и весенними сезонами. Суровый северный климат может являться причиной того, что подростки отдают предпочтение времяпровождению в домашних условиях, а не, например, в парке или на спортивных площадках, что в целом также может повлиять на проведение времени с пользой [7; 9].

Стоит отметить, что данное исследование предполагает анализ специфики культуры досуга трудоустроенных подростков северного региона, что требует некоторых разъяснений.

Обратим внимание на данные, представленные в итоговом отчете о результатах социологического исследования «Актуальная оценка положения молодежи в Ямало-Ненецком автономное округе» от 2018 года, которое было проведено на базе ООО «Центра гуманитарных, социально-экономических и политических исследований – 2» [5]. В исследовании приняло участие 1500 респондентов – трудоустроенных подростков. Примечательно, что данные, которые демонстрируют негативную тенденцию в формировании и специфике культуры досуга в данном отчете представляют в качестве положительных. Так, согласно результатам, досуг трудоустроенной молодежи проходит в кругу семьи (68%), на природе (49%), в компании друзей (85%) в домашних условиях или по дворах и подъездах. Однако такие показатели указывают на скудность и малую сформированность культуры досуга как у подростков, так и в самом регионе. Молодые люди видят отсутствие перспективы развития на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, отсутствие досуговой жизни не столько для себя, сколько для будущих поколений, в т.ч. своих детей. В работе также приводятся данные о том, что на период 2011 года больше половины респондентов не планировали уезжать из данного региона (56,8%), однако уже к 2018 году данный показатель был снижен на рекордные 2,5% [5].

Таким образом, для северных регионов России основной спецификой являются погодные условия, которые в свою очередь приводят к тому, что большое число жителей этих регионов, в т.ч. трудоустроенные подростки, вынуждены организовывать и проводить свой досуг преимущественно в домашних условиях, особенно в случаях отсутствия денежных средств на платные услуги в досуговой сфере. Это говорит о необходимости субсидирования в размере 100% различных форм досуга для трудоустроенных подростков, что позволит сформировать у них необходимый уровень культуры досуга и приведет к улучшению и стабилизации демографической ситуации северных регионов России в будущем.

В северных регионах страны реализуются программы по трудоустройству подростков, что уже подразумевает особую специфику формирования культуры досуга у молодых людей, которые помимо учебной деятельности осуществляют еще и рабочую. С учетом особенности проживания в северных регионах страны, подростки могут рассчитывать на достаточно большую заработную плату, следовательно наличие денежных средств открывает для них доступ к ранее недоступным, платным видам досугам, но в то же время проживание на севере характеризуется наличием высоких цен, а значит и заработанных денег у молодых людей не всегда будет хватать. Вместе с тем, потребность в обретении финансов и попытке стать финансово независимым от родителей или опекунов подразумевает нехватку времени у подростков на тот или иной вид досуга, которому они отдают больше предпочтения. Отсюда возникает проблема отсутствия у трудоустроенных подростков навыков распределения своего времени, вследствие чего учеба и работа занимают основную часть их повседневной жизни, а уделение внимания досугу и саморазвитию понижается. Обращаясь к рассмотренным исследованиям, заметим, что также возникает климатический фактор – для северных регионов России характерен суровый и весьма изменчивый климат, однако даже в этих условиях возможно создать и реализовать новые виды досуга или усовершенствовать уже имеющиеся. Тем не менее промышленная направленность северных регионов и правда заставляет административные и общественные структуры уделять культуре досуга регионов меньше внимания, концентрируясь на нефтегазодобывающем направлении. Из-за этого и сами подростки могут со временем потерять интерес не столько к региону, сколько к уже имеющимся видам досуга, они уже не будут приносить тех ощущений и эмоций, какие могли давать ранее.

Процесс формирования культуры досуга у трудоустроенных подростков должен осуществляться при содействии работодателей, образовательных учреждений и молодежных общественных организаций, поскольку необходимо оказывать стимулирующий эффект не только на подростков с целью их участия в различных социально-культурных мероприятиях, но и осуществлять соответствующую деятельность для реализации этих мероприятий и по вовлечению подростков к них с целью участия в различных видах досуговой деятельности.

Таким образом, нами были рассмотрены различные исследования, которые отразили вовлеченность трудоустроенных подростков в различные виды деятельности, которые организуются различными молодежными и иными организациями, раскрыли основные ориентиры и варианты проведения досуга трудоустроенными подростками, а также помогли выявить основные факторы, оказывающие негативное и положительное влияние на процесс формирования у трудоустроенных подростков культуры досуга.

Список литературы

  1. В летний период в регионе временно трудоустроено свыше 3,5 тысячи северян, в том числе подростки : сайт / Правительство Мурманской области. Мурманск, 2020. URL: https://gov-murman.ru/info/news/369748/ (дата обращения: 03.06.2023).
  2. В Поморье действует программа трудоустройства подростков, принятая по инициативе депутатов-единороссов : сайт / Партий «Единая Россия». Москва, 2021. URL: https://arkhangelsk.er.ru/activity/news/v-pomore-dejstvuet-programma-trudoustrojstva-podrostkov-prinyataya-po-iniciative-deputatov-edinorossov (дата обращения: 03.06.2023).
  3. В ЯНАО более 6 тысяч подростков получили работу по итогам летней кампании : сайт / Север-Пресс. Салехард, URL: https://sever-press.ru/news/sever-press/v-janao-bolee-6-tysjach-podrostkov-poluchili-rabotu-po-itogam-letnej-kampanii/ (дата обращения: 03.06.2023).
  4. Дубеко Л.А. Культурно-досуговая деятельность как фактор освоения основ культуры ребенка 5-6 лет / Л.А. Дубеко // Студенческий научный форум : мат. IV Междунар. студ. науч. конф. (7-10 ноября 2021 г., г. Сочи). Москва, 2021. URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001169 (дата обращения: 03.06.2023).
  5. Еремеева Л.И. Досуговая деятельность как фактор саморазвития студенческой молодежи / Л.И. Еремеева // Вестник Югорского государственного университета. 2017. № 1-1 (44). С. 43-48.
  6. Зборовский Г.Е. История социологии: современный этап : учеб. для вузов / Г.Е. Зборовский ; Гос. обр. учр. ВПО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; Урал. фед. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2-е изд., испр. и доп. Сургут и [др.] : РИО СурГПУ, 2015. 259 с.
  7. Кияткина Ю.А. Досуг как социокультурное явление / Ю.А. Кияткина // NovaInfo. 2016. № 44. С. 336-340.
  8. Михайлова Л.И. Социология культуры : курс лекций / Л.И. Михайлова. Москва : Логос, 1997. 222 с.
  9. Молодежный активизм = общественная польза? : сайт / ВЦИОМ. Москва, 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/molodyozhnyj-aktivizm-obshhestvennaya-polza (дата обращения: 03.06.2023).
  10. Понятие досуг. Виды и формы досуговых мероприятий : сайт / Студопедия. Москва, 2015. URL: https://studopedia.ru/7_73247_ponyatie-dosug-vidi-i-formi-dosugovih-meropriyatiy.html (дата обращения: 03.06.2023).
  11. Ядов В.А. Социологические методы клубной работы : метод. пособие / В.А. Ядов. Москва, 1986. 93 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: