УДК 373.2

Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста

Обрывкина Елена Николаевна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны пгт. Сириус.

Горынкина Виктория Андреевна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны пгт. Сириус.

Зобнина Кристина Викторовна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны пгт. Сириус.

Чакрян Аида Сергеевна – педагог- психолог Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны пгт. Сириус.

Аннотация: Статья посвящена влиянию театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, а особенно на речевое развитие. Так как именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, а также решает и другие педагогические задачи.

Авторы отмечают важность театрализованной деятельности для умственного и нравственного развития дошкольника.

Ключевые слова: ребенок, театр, игра, детский сад, актерское мастерство, коллектив, речь, театрализованные постановки.

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей…»

Б. М. Теплов

Одной из самых острых проблем современного общества является работа над развитием и обогащением связной речи детей дошкольного возраста. Конечно, обучающие занятия помогут решить данную проблему, но важно иметь в виду театрализованную деятельность, как главный элемент совершенствования речи ребенка. Театральные постановки способствуют эмоциональному и креативному взаимодействию между детьми, а также помогает раскрыть потенциал и талант каждого дошкольника.

Театрализация – позволяет детям не только научиться говорить громко и отчетливо, но и показать свои таланты и фантазию через создание своих героев и представление ими новых маленьких миров в рамках детской группы. Это происходит благодаря возможности выразить себя на сцене, показать эмоции и чувства, а также научиться жонглировать высказываниями и излагаться сочно и креативно. Игры в театре помогают детям не только освоить новые слова, но и научиться оформлять свои идеи и общаться в команде. Ребята становятся раскрепощёнными и коммуникабельными, а также начинают лучше понимать своих товарищей и находить способы решения детских проблем. Соответственно, театрализация вносит незаменимый вклад в формирование речи воспитанников, дает возможность сохранения эмоциональности и раскрытия своих талантов.

В наши дни отмечается огромное количество детей, имеющих проблемы со связной речью. Отмечается скудный запас слов, проблемы с выразительностью, детям трудно полностью передать свою мысль, у детей недостаточно развито творческое воображение, связная речь, выразительность речи, оставляет желать лучшего, проблемы с коммуникативными навыками.

Новая система детского образования характеризуется новыми идеями и методиками передачи информации детям, воспитания и обучения малышей. И поиск путей решения этих сложностей – главная задача воспитателей. В образовании детей деятельностный подход является наиболее важным. Важным и самым главным видом детской деятельности в дошкольном детстве является игра, которая стала неотъемлемой частью детского развития. В среднем возрасте формируется новый вид игры – театрализованная игра, которая создает и обогащает связную речь. [1, с. 142-145]

Театрализация – это самый действенный и увлекательный способ обучения детей, в котором наиболее ярко проявляется основа всех процессов воспитания – игра ребенка. Дети любят играть, и не нужно их заставлять это делать. Взрослый ведет общение с детьми на своей территории, окунувшись в мир игрового детства, взрослый может сам многому научиться и научить наших детей, и театральная игра очень сильно влияет на речевое развитие ребенка. Активная речь развивается расширяя словарный запас, совершенствуя артикуляционный аппарат. Ребенок осознает богатство своего родного языка и его выразительные средства. Разнообразие выразительных средств и тонов, соответствующих персонажа его черт характера и возможных поступков, он старается ясно говорить, чтобы все поняли его. [2, с. 18]

Очень важно, правильно и четко сформировать вопрос детям в процессе подготовки к театральной постановке, научить их мыслить, анализировать в сложных для них ситуациях.

Важное условие, речевого, литературного и художественного развития – использование малышами многообразие средств выразительности речи.

Плавная трансформация ребенка от созерцания взрослого театрального спектакля к собственной импровизации; от собственной игры и «игр рядом» до игры в подгруппах. Ребенок учится соединять передачу важных эмоций героя и овладение ролями, как создание простого образа в спектакле. В старшем дошкольном возрасте углубляется театральный опыт, освоив различные виды театрализованной игры. Этот действия связаны с тем, что дошкольник становится активным и самостоятельно выбирает игры, использует свой маленький опыт и творческий подход. Ребенок дошкольник, может сам организовать сценку, включающую в себя знакомые ему литературные произведения. Дошкольники начинают создавать более сложные спектакли, содержащие более глубокие нравственные смыслы и скрытые подтексты. В театрализованной игре инсценируются узнаваемые произведения русских писателей, маленькие рассказы на выбор детей. Игровые постановки несут в себе важные воспитательные и образовательные возможности: разнообразная тематика, она может удовлетворить интересы и желания ребенка. [3, с. 9] Выступая, дети познают окружающий их мир – становятся понятны образы литературных героев, красота окружающей природы, правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать собственные выводы и обобщения. В ходе работы по выразительности реплик персонажей, их собственных выражений активизируется речевой словарь ребенка, совершенствуются звуковые культуры речей, их интонационные строки, улучшаются диалогическая речь. Неоспоримым фактом является то, что четкое и верное слово является залогом эффективного общения, доверия, успеха. Театральное занятие не только способствует развитию творческих способностей человека, но также является сильным инструментом для воспитания молодежи. Такая деятельность, основанная на игре и театральных техниках, помогает детям осознать свои эмоции, научиться выражать их правильно в общении с другими людьми.

Одной из важнейших задач театрализованной деятельности является социализация детей. Через игру и ролевые модели дети смогут получить навыки взаимодействия со сверстниками, развить коммуникативные способности, научиться решать конфликтные ситуации, а также уважительно относиться к мнению других людей.

Серьезной составляющей воспитательного влияния на ребенка является развитие культуры речи и литературного вкуса детей. Оперируя словом, ребенок находится на пути к формированию красивой и грамотной речи, обогащенной различными эпитетами и эмоциональной выразительностью.

Также театральные постановки развивает в детях творческий потенциал, фантазию, эмоциональную сферу и воображение. Ребенок научится строить логические связи и анализировать ситуации, что поможет ему в будущем.

Следует отметить, что театральная деятельность прекрасно справляется с профилактикой асоциального поведения. В рамках театральных игр дети учатся уважительно относиться к законам и правилам, а также воспринимать их как необходимость. В результате ребенок получает важные социальные навыки и привычки, которые понадобятся ему в будущем. Можно с уверенностью сказать, что театрализация имеет многочисленные образовательные возможности, и она может стать важным элементом развития и формирования личности ребенка в современном сообществе.

Сюжетная игра «Театр» – это важная часть всестороннего развития ребенка. Она помогает развивать детскую фантазию и творческие способности, формировать умения коммуникации, социализации, помогать научиться креативным и конструктивным выражением своих мыслей и эмоций.

Для успешного руководства детским театром применяются различные методы. Во-первых, необходимо учитывать возрастную категорию детей и подбирать игры и задания, соответствующие их интересам и уровню развития.
Во-вторых, важно разнообразить игры и задания, используя различные формы театрализованной игры: импровизацию, маски, кукольный театр, театр теней, игрушечный театр и т.д. Это помогает детям развивать различные виды творческих навыков и восприятия.

В-третьих, для эффективного руководства такой игрой необходимо использовать методы коллективного творчества, например, создание общего сюжета или совместное создание костюмов и декораций. Это укрепляет чувство сотрудничества и творческой связи между участниками.

Все мы индивидуальны, а дети особенно, каждый ребенок со своими особенностями, со своими предпочтениями и очень важно помнить об этом, и поощрять его выбор в театральном творчестве. Такой подход помогает формировать у ребенка положительное отношение к творчеству и вдохновляет его на достижение новых результатов в театрально-игровой деятельности.
В итоге, успешное руководство детской игрой в театр требует использования различных методов, учитывающих возраст, личностные особенности и дух коллектива участников. Такой подход помогает детям развиваться творчески, социально и эмоционально, и создавать положительный опыт участия в инсценировках.

Театральные мероприятия: способствуют к познанию богатства родных языков и их выражений; появляются самостоятельные мысли; развивается артикуляционный аппарат; речь становится насыщеннее различными фразеологизмами; дети достигают эмоциональной высоты; помогите развивать речевые элементы: мимика, жесты, интонация, модуляция голоса; позволяет сформировать социальный опыт. Использование в работе разнообразные виды театральной деятельности оказывают существенное влияние на обогащение и развитие речи, творческую фантазию ребенка. Значительно повышается речевая активность, развивается связная, диалогическая речь.

Использование занятий «театр-игра» в обучении и воспитании детей – эффективный способ решения множества педагогических задач. Такой метод позволяет вовлечь дошкольников в продуктивную деятельность, помогает сформировать творческие и социальные навыки и развить коммуникацию. Главенствующей задачей, которая решается посредствам театрализации, считается развитие индивидуальной личности ребенка. Взаимодействуя в игре дети могут лучше узнать себя, свои способности, таланты и интересы. Они осваивают новые роли, придумывают истории и решают проблемы, что позволяет им развивать свою самооценку.

Кроме того, театрализованные занятия способствуют развитию коммуникативных навыков. Дети учат друг друга слушать, выражать свою мысль и эмоцию, общаться с группой и разобраться в конфликтах. Эти умения очень важны в жизни и пригодятся ребенку всю жизнь. Также театральная деятельность помогает решать многие социально-значимые проблемы. Например, ребята могут сыграть ситуации, помогающие развивать чувство ответственности, справедливости, дружбы и уважения. Они учатся уважать друг друга, помогать и поддерживать, а также понимать необходимость взаимодействия в группе.

Проигрывая роль литературного или вымышленного персонажа, малыш, каждый раз играет самого себя. В детских театральных постановках роли, обычно, распределяются с учетом личностных особенностей исполнителя: его характера, эмоциональности, темперамента и ряда других факторов.

При выполнении своей роли ребенок обращается к другим исполнителям, к зрителям и научается воспринимать со стороны оценку. При этом он оценивает себя не только как отдельную личность, но и как часть группы. И еще театр и игра – один из самых доступных способов познания этого мира для детей. Дети знакомятся с миром, играя в игру. Это серьезный труд для любого дошкольника. И каждый детский спектакль становится театральным действием: играются роли, озвучиваются герои, придумывается свой сюжет. Впрочем, его героями могут быть не только известные сказочные персонажи или игрушки, но и вымышленные персонажи.

Театрализованная деятельность – эффективный способов развития речи детей дошкольного возраста. В ходе игры, которую ведут дети на площадке, используя костюмы, маски и другие элементы театральной техники, каждый ребенок может улучшить свою речь. Всем известно, что только через постоянную практику возможно существенное развитие любых навыков. Играя, дети учатся говорить более разнообразно, выразительно и громко, совершенствуют свою дикцию и интонацию. Важно, что театрализованная деятельность учит детей общаться друг с другом, выслушивать и анализировать мнения сверстников, а также учит правильно вести себя на публике. Поэтому использование театрализованной деятельности – это необходимый компонент в работе с детьми.

Современная педагогика уделяет особое внимание пониманию ребенка и идет на его встречу, говоря на его языке. Сегодняшние методы развития и обучения дошкольников представляют собой гибкую и творческую систему, которая основана на взаимодействии педагога с ребенком и активном участии последнего в процессе обучения. Теперь учиться может быть не только полезным, но и интересным! Концепция, которая ранее была связана с громкими штампами и ограничениями, теперь превращается в возможность дать ребенку все необходимые знания и навыки, которые будут не только полезны на практике, но и доставят массу удовольствия.

Как же это прекрасно, когда дети на занятиях смеются, улыбаются, удивляются раскрываясь навстречу всему новому!

Некоторые виды театров:

  • на столе;
  • на стендах;
  • верховой над ширмой;
  • наручный – куклы на рукавичках;
  • напольный – трости.

Театральные постановки, мини-спектакли и образовательная деятельность с элементами инсценировок помогают дошкольникам выражать свои мысли, чувства и эмоции, улучшая при этом свой словарный запас и грамматический строй речи. Инсценировка является незаменимым средством решения образовательной задачи. Она позволяет заниматься развитием личности каждого ребенка, развивать коммуникативные навыки, формировать социально значимые ценности и учиться работать в группе. Важно заметить, что такой метод обучения доступен и интересен не только детям, но и взрослым, что делает его универсальным для всех возрастов.

Театральные выступления – эффективный, интересный и приносящий огромную пользу в развитии речи у детей. Кроме того, такой подход помогает не только формировать речевые навыки, но и становлению творческого мышления, социальных навыков, полной уверенности в себе и положительно влияет на развитие их личности в целом.

Стихийные постановки ребят на домашних праздниках или в кружке театра развивают мимическую и жестовую речь, а также помогают освоению игровых ролей, что учит детей лучше понимать чувства и эмоции окружающих. Чтобы воплотить своего персонажа на сцене, ребенку важно научиться анализировать поведение, манеры общения и оттенки настроения. [4, с. 24]

Регулярные занятия театрализованной деятельностью помогают детям развить такие качества как фантазия и воображение. Артист, должен сыграть свою роль со всеми ее мелочами, настроениями, эмоциями. Такой подход позволяет ребенку научиться лучше понимать и интерпретировать различные тексты, а также стимулирует формирование речевой памяти и лексикона.

В процессе занятий дети учатся принимать решения, реагировать на ситуации, взаимодействовать с партнерами на сцене и понимать чувства, не только свои, но и окружающих.

1

Рисунок 1. Инсценировка сказки «Теремок».

В целом, театрализованная деятельность является не только увлекательным занятием для детей, но и ценным средством развития их речи и личности в целом. Классические и детские сказки, драматические произведения и музыкальные постановки позволяют детям учиться и развиваться, вносят яркость и разнообразие в их жизнь, развивают речь, фантазию, социальные навыки и уверенность в себе.

Список литературы

  1. Голикова, М. В. Роль театрализованной игры в развитии речи у детей дошкольного возраста / М. В. Голикова, Г. Н. Кутоманова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 31 (373). – С. 142-145. – URL: https://moluch.ru/archive/373/83461/ (дата обращения: 31.05.2023).
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 – С.18.
  3. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000 – С. 9.
  4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения – М. : ТЦ Сфера, 2001- С.24.

Интересная статья? Поделись ей с другими: