УДК 373

Характеристика методов и средств использования аудирования как вида речевой деятельности в обучении иностранному языку в старшей школе

Белова Мила Юрьевна – студентка бакалавриата факультета лингвистики Московского информационно-технического университета – Московского архитектурно-строительного института

Аннотация: Научение устному общению (и умению слушать) играет первостепенную роль в обучении иностранному языку. В статье рассматривается характеристика методов и средств аудирования как вида речевой деятельности на уроках иностранного языка. Автор отмечает необходимость умения пользоваться навыками аудирования во время уроков и в ситуации речевой коммуникации. Данная статья описывает стадии аудирования, рассматривает разницу между активным слушанием и процессом аудирования как таковым. Проводит обзор трудностей связанных с восприятием сообщения на слух.

Ключевые слова: урок иностранного языка, активное слушание, речевая деятельность, аудирование, восприятие сообщения, трудности.

Научение устному общению играет первостепенную роль в обучении ребенка и особенно при изучении иностранного языка. Умение слушать в данном контексте – это навык, имеющий решающее значение во всех аспектах нашей жизни. Без умения воспринимать сообщение на слух человек рискует потерять не только важную информацию, затрагивающую собеседника, но и самого слушателя, в том числе лишиться доверия, любви, уважения, репутации... Качеств и свойств, непосредственно влияющих на восприятие окружающего мира и, что более важно, мира внутреннего. Все это показывает, что знание иностранного языка и использование навыка аудирования в частности является требованием современного общества.

Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности (ВРД), «смысловое восприятие устного сообщения» [1, с. 24], представляет собой процесс понимания, осмысления речи [7, с. 21]. Устное общение состоит из говорения и слушания, которые в методике называются аудированием [2, с. 10]. Независимо от того, как мы слушаем, важно понимать, что слушание –это больше, чем просто слышание слов, обращенных к нам. Слушание - это активный процесс, с помощью которого мы понимаем, оцениваем и реагируем на то, что слышим. Данный навык является основным при выстраивании различных взаимоотношений. Слушание, в отличие от слышания, не просто “акустическое восприятие звукоряда”, но и “понимание и интерпретация воспринимаемой информации” [2, с. 10]. Исключительно важно, что человек не просто слышит слова, не просто воспринимает звуки или мелодии (в песнях, например), но и распознает их значение, может объяснить услышанное, истолковать его или дать ему особую трактовку. В этом и заключается главное различие между слушанием и аудированием.

Процесс слушания включает в себя пять этапов: получение определенной информации, ее понимание, оценка, запоминание и ответ. По сути, эффективный слушатель должен слышать и идентифицировать звуки речи, адресованные им, понимать смысл этих звуков, критически определять и воспринимать или оценивать это сообщение, запоминать сказанное и отвечать (вербально или невербально) на полученную информацию. Эффективное участие на всех пяти этапах процесса слушания позволяет нам лучше всего собирать необходимую информацию из окружающего нас мира.

Аудирование процесс, который очень сложно оценить внешне, так как по своей природе не проходит явно. По этой причине долгие годы аудирование не считалось самостоятельным ВРД, но рассматривалось как пассивное, в качестве «побочного продукта говорения» [3, с.161].

Тем не менее в последствии методисты и ученые доказали, что несмотря на всю «скрытность», аудирование все же активно, поскольку во время этого процесса можно наблюдать за динамичной деятельностью всех психологических и мыслительных процессов. Кроме того, как уже было указано ранее организм воспринимает полученное в звуковой форме сообщение, перерабатывает его и соотносит его с шаблонами, которые находятся в долговременной памяти учащихся, при этом человек узнает мысль и понимает ее.

Прослеживается тесная взаимосвязь аудирования с другими видами речевой деятельности. Аудирование многофункционально, так как неразрывно связано со всеми видами речевой деятельности (говорение, чтение, письмо) [8, с. 125]. Вместе с чтением аудирование относится к рецептивным ВДР, вместе с говорением – к устным. В технологии аудирования (что будет затронута позже) мы, в том числе, видим, что этот ВДР может быть активно задействован и при развитии письма.

Аудирование – только один ВРД, при котором большая часть зависит от того или иного внешнего источника, а не от слушателя, поскольку содержание и форма задаются говорящим извне.

Условно аудирование можно разделить на три вида. Первый – непосредственный (мы слышим чью-то речь). Второй – контактный (используется диалог). Последний – опосредованный или дистантный (мы слышим информацию из «третьих рук», например через радио-, телепередачи, или новости в соц. сетях).

Зимняя в том числе говорит о существовании трех фаз в аудировании: мотивационно-побудительной, аналитико-синтетической и исполнительской. А Леонтьев добавляет к ним четвертую: контрольную.

Роль аудирования на уроке очень важна, так как именно через этот ВРД усваивается наибольшее количество информации – от 40 до 60% [2, с. 11]. Рассматривая значимость использования аудирования как вида речевой деятельности в обучении иностранному языку, нельзя не обратить внимание на следующие факторы, которые обуславливают весь процесс:

  1. Возникновение шаблонов на основе услышанного отрывка на иностранном языке, которые откладываются в долговременной памяти и остаются там на хранение.
  2. Слуховые, речевые и моторные образы присущи всем ВРД, поэтому невозможно обучить другим ВРД без качественного развития навыка аудирования. В противном случае, их развитие будет сильно заторможено.
  3. Благодаря развитию слухового контроля, используемого при всех ВРД, ученик может успешно оценивать себя посредством слухового аппарата
  4. Происходит развитие памяти на слух. Отсутствие данного навыка негативно отразится на успешной учебе (так как здесь принимается в расчет организация процессов воспитательного и учебного), а в том числе будет весьма затруднено овладение иностранным языком.

При рассмотрении психо-физиологической стороны аудирования мы можем наблюдать различные механизмы аудирования, такие как восприятие, узнавание и понимание, которые в том числе включают в себя речевой слух, [8, с. 130] внутреннее проговаривание (арикулирование), оперативная и долговременная память [4, с. 30], вероятностное прогнозирование (антиципация) [6, с. 93], осмысление и сличение (узнавание) [2, с. 15].

Рассмотрим один из примеров взаимной работы механизмов аудирования, а именно активное слушание. Это особая техника общения, которая требует обратной связи с говорящим о том, что человек слышит, путем повторения или перефразирования услышанного своими словами. Цель этого повторения – подтвердить услышанное слушателем и подтвердить понимание обеими сторонами. Способность активно слушать демонстрирует искренность и то, что ничто не предполагается и не принимается как должное. Активное слушание чаще всего используется для улучшения личных отношений, уменьшения недопонимания и конфликтов, укрепления сотрудничества и содействия взаимопониманию.

При взаимодействии с конкретным говорящим слушатель может использовать несколько степеней активного слушания, каждая из которых приводит к разному качеству связи с говорящим.

Говоря об активном слушании, замечаем, что существует три основных уровня аудирования: повторение, перефразирование и размышление, данные результаты представлены в виде таблицы (см. табл. активного слушания).

Таблица активного слушания.

Уровни Активного Слушания

Повторение

Перефразирование

Размышление

Восприятие

Восприятие

Восприятие

Уделение внимания

Уделение внимания

Уделение внимания

Запоминание

Запоминание

Запоминание

Обдумывание и размышление

Обдумывание и размышление

Повторение сообщения, используя те же слова, что и у ведущего

Представление сообщения, используя слова и построения фраз, похожих на – говорящего

Представление сообщения, используя собственные слова и структуру предложений

Несмотря на то, что есть разные точки зрения на обучение слушанию, успех каждой точки зрения в некоторой степени зависит от решения и сведения к минимуму проблем с пониманием речи на слух, с которыми сталкиваются изучающие язык. Метод современной технологии может широко использоваться учителями иностранного языка в старшей школе для более эффективного усвоения знаний по изучаемому языку.

«…усвоение иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется, главным образом, через слушание» [5, с. 12] По этой причине аудирование необходимо развивать намного больше и лучше других ВДР, хотя оно и считается «одним из самых сложных» видов речевой деятельности [8, с. 126]. На качество аудирования и «слушания» как такового могут влиять барьеры, препятствующие потоку информации. Эти препятствия включают отвлекающие факторы, неспособность расставить приоритеты в информации, склонность предполагать или судить на основании небольшого количества информации или ее отсутствия (например, «поспешные выводы») и общую путаницу по обсуждаемой теме. Слуховые барьеры могут быть психологическими (например, эмоции слушателя) или физическими (например, шум и визуальное отвлечение). Так, например, «нельзя допускать информационной перегруженности звучащего текста» [4, с. 89]. Тем не менее, некоторые из наиболее распространенных препятствий на пути к эффективному слушанию включают низкую концентрацию, отсутствие расстановки приоритетов, неправильное суждение и сосредоточение внимания на стиле, а не на содержании.

Каковы же основные затруднения к пониманию иноязычной речи, с которыми учащиеся сталкиваются чаще всего? (Причем как на уроках иностранного языка, так и в ситуации реального общения). Перечислим:

  • Лексические и грамматические средства выражения мысли, встречающиеся слушателю, не всегда совпадают с теми, которыми тот владеет в полной мере. В результате учащийся опирается на содержание высказывания говорящего и цель разговора. Возможна нехватка знаний в полученной сфере.
  • Речь говорящего с его индивидуальными особенностями речи говорящего можете отличаться от того стандарта, которым имеет слушатель. В результате возможно непонимание со стороны реципиента. [5, с.12]
  • Скорость речи говорящего может быть слишком быстрой, из-за чего слушатель не всегда может усвоить материал.
  • Однократное восприятие речи не соответствует практике многократного восприятия сообщений на уроках иностранного языка, когда учащиеся слышат или могут услышать почти каждое сообщение столько раз, сколько им необходимо для его полного понимания. [5, с.12]

Список литературы

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 104 с.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведение / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с. URL: http://learnteachweb.ru/articles/galskova.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
  4. Говорун, С.В. Развитие навыков и умений аудирования у студентов-востоковедов, изучающих английский язык: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Санкт-Петербург, 2015. – 194 с., URL: https://disser.spbu.ru/disser2/disser/Govorun_dissertation.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
  5. Кочкина З.А. Аудирование: что это такое? / З.А. Кочкина // «Иностранные языки в школе». – 1964. – № 5. – C. 12 – 18. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11778548_39973122.pdf (дата обращения: 25.05.2023). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
  6. Пас­сов Е. И. , Ку­зо­вле­ва Н. Е. Урок ино­стран­но­го язы­ка / Е. И. Пас­сов, Н. Е. Ку­зо­вле­ва. – Москва: Глос­са-Пресс ; Ро­стов-на-До­ну: Фе­никс, 2010. – 640 с. URL: https://www.studmed.ru/passov-e-i-kuzovleva-n-e-urok-inostrannogo-yazyka_6c774583826.html (дата обращения: 25.05.2023).
  7. Роготнева Е.Н. Р598 Речевая коммуникация: учебное пособие / Е.Н. Роготнева. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 60 с. URL: https://www.studmed.ru/view/rogotneva-en-rechevaya-kommunikaciya_7f51bbf1ca2.html (дата обращения: 25.05.2023).
  8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004021230/ (дата обращения: 25.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: