УДК: 372.851

Теория графов в школьной информатике согласно ФГОС ООО 2021

Артищева Людмила Михайловна – кандидат физико-математических наук, доцент Томского педагогического университета

Аннотация: Цель данной статьи рассмотреть положение теории графов в курсе информатики по ФГОС ООО 2010 и по ФГОС ООО 2021. Разработать уроки по теории графов с учетом ФГОС ООО 2021 [3, c. 7].

Ключевые слова: ФГОС ООО, школьная информатика, графы, деревья, дерево перебора вариантов.

Графы имеют очень важное значения в информатике. Они используются в таких разделах как моделирование, алгоритмизация и компьютерные сети. А также графы представлены в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по информатике. Согласно ФГОС ООО 2010 информатика изучается в 7-9 классах или в 8-9 классах. Изучение теории графов здесь не предусмотрено. Поэтому теорию графов можно было изучать в 9 классах и только на предпрофильных элективных курсах.

Согласно ФГОС ООО 2021 теория графов включена в содержание предмета информатика в 9 классе. В примерной программе по информатике подробно описано содержание тематического раздел теория графов и планируемые результаты обучения. В данной работе разработаны уроки по теории графов с учетом требований ФГОС ООО 2021.

Урок 1

Тема урока: «Основные понятия теории графов».

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Познакомить основными понятиями теории графов, научить решать алгоритмические задачи с помощью графов

Предметные результаты

Знать: понятия граф, ребро, вершина, путь, связные и несвязные графы, степень вершины, ориентированные и неориентированные графы. Уметь: находить количество путей между вершинами ориентированного графа, строить оптимальный путь между вершинами графа.

Метапредметные результаты

Коммуникативные – уметь аргументировать собственное решение; развивать готовность слушать собеседника, вести диалог. Регулятивные – уметь планировать, адекватно оценивать свои возможности и результаты своей деятельности. Познавательные – уметь обобщать и систематизировать собственные знания

Личностные результаты

Сформированности мотивации к учебной деятельности, способности к саморазвитию, самообразованию.

Технологическая карта урока 1

В таблице 1 описан этап Мотивации учебной деятельности урока 1.

Таблица 1.

Учитель: Приветствует обучающихся, проверяет готовности к уроку. На доске написан эпиграф к уроку: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Учитель спрашивает у учеников, как они понимают данный эпиграф и задает наводящие вопросы.

Зачем нам нужна информация? Зачем мне надо это знать? Чему я могу научиться? Что узнаю? Что для этого использую? Как смогу применять полученные знания? Как можно использовать информацию?

Учащиеся: Отвечают на вопросы учителя и вместе с ним приходят к следующим выводам.

Вовремя полученная информация и умение правильно распорядиться ею позволяют достичь поставленные цели и разрешить многие проблемы.

Знания это тоже информация и они расширяют возможности человека.

В таблице 2 описан этап Актуализации знаний и пробного учебного действия урока 1.

Таблица 2.

Учитель:

1.Что мы изучали на последнем уроке?

2.А что такое информационная модель?

3.Перечислите основные формы представления информационных моделей!

4.Что такое графическая модель?

5.Какие виды графических моделей бывают?

Учитель демонстрирует следующую картинку

image001

Рис. 1

6.Что общего у этих моделей?

Как эти модели называются и какими свойствами они обладают?

Учащиеся:

1.Информационные модели.

2.Описание объекта моделирования

3.Вербальные (словесные), табличные, графические, математические и др. 4.Графическая информационная модель – это наглядный способ представления объектов и процессов в виде графических изображений.

5.Чертежи, графики, диаграммы, модели, схемы.

6.Все эти модели образованы прямыми линиями, соединяющими точки.

6.Этот вопрос вызывает затруднение учащихся.

В таблице 3 последовательно описаны этап Выявление места и причины затруднения, этап Построение проекта выхода из затруднения и этап Реализация построенного проекта урока 1.

Таблица 3.

Учитель: Давайте еще раз проговорим в чем заключается затруднение, вызванное пробным учебным заданием.

Учащиеся: Мы не знаем как называется данный вид моделей и какими свойствами они обладают.

Учитель: Представленные на рисунке модели называются графами. Так как можно сформулировать тему нашего урока?

И что нужно для раскрытия этой темы?

Учащиеся: Формулируют с помощью учителя тему урока и план урока.

Тема урока - Графы

План урока – изучить понятия, связанные с графом, свойства графов и их использование для решения задач.

Учитель: Даются определения таких понятий как графы, вершина, ребро, путь, связные и несвязные графы, степень вершины, Лемма о «рукопожатиях».

Задачи на построение оптимального пути между вершинами графа.

Затем даются такие понятия как ориентированный и неориентированный граф, цикл, ациклический граф.

Задачи на определение количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа.

Учащиеся: Вначале учащиеся слушают учителя и знакомятся с основными понятиями, связанными с графами.

Учащиеся разбиваются на две группы

Первая группа по карточке 1 изучает алгоритм построения оптимального пути между вершинами графа

Вторая группа по карточке 2 изучает определение различных путей между вершинами ориентированного графа.

Затем группы обмениваются знаниями.

В таблице 4 описан этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи урока 1.

Таблица 4.

Учитель: Задаются вопросы на определение изученных понятий, связанных с графами.

 учащиеся должны сформулировать алгоритм построения оптимального пути между вершинами графа и алгоритм определения количество различных путей между вершинам ориентированного ациклического графа

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы и задания учителя и проговаривают все это во внешней речи.

В таблице 5 описан этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону урока 1.

Таблица 5.

Учитель: Задача 1. Города А, В, С связаны дорогами. Известно, что существуют дороги А и С, С и В (две дороги), А и В, С и D (две дороги), В и D. Сколькими различными способами можно проехать из города A в город D, не заезжая дважды в один город? [1, c. 7]

image002

Рис. 2

Задача 2. На рисунке показана транспортная сеть, состоящая из пяти городов (расстояния между городами приведены на рисунке) Необходимо найти кратчайшее расстояние от города 1 (узел 1) до всех четырех остальных четырех городов.

image003

Рис.3 

Учащиеся: Снова разбиваются на те же группы, только решают задачи противоположные тем, алгоритмы решения которых они изучали на этапе реализации проекта, и проверяют решение по эталону. Затем группы обмениваются решениями.

В таблице 6 последовательно описаны этап Включение в систему знаний и повторение, этап Рефлексия учебной деятельности урока1

Таблица 6.

Учитель: Задача ОГЭ. На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только водном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К? (Ответ: 6) [2, c. 7]

image004

Рис. 4

Учащиеся: Самостоятельно решают задачу. Кто первый решил выходит к доске, показывает решение и получает пять.

Учитель: Дает серию вопросов для оценки учащимися свой работы на уроке.

Достигнута ли цель урока?

Что понравилось, что не понравилось.

С какими трудностями встретились?

Учащиеся: Отвечают на вопросы и тем самым оценивают свою работу на уроке.

Урок 2

Тема урока: Деревья(графы) и использование их для решения задач.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Познакомить основными деревьев, научить научится использовать их для решения игровых задач

Предметные результаты

Знать: Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Уметь: Использовать деревья для решения игровых задач.

Метапредметные результаты

Коммуникативные – уметь аргументировать собственное решение; развивать готовность слушать собеседника, вести диалог. Регулятивные – уметь планировать, адекватно оценивать свои возможности и результаты своей деятельности. Познавательные – уметь обобщать и систематизировать собственные знания

Личностные результаты

Сформированности мотивации к учебной деятельности, способности к саморазвитию, самообразованию.

Технологическая карта урока 2

В таблице 7 описан этап Мотивации учебной деятельности урока 2.

Таблица 7.

Учитель: На доске написан эпиграф к уроку.

 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н. Толстого:

Учитель спрашивает у учеников, как они понимают данный эпиграф и задает наводящие вопросы.

Зачем мне нужны знания? Где и как я могу их применить??

Учащиеся:

Отвечают на вопросы учителя и вместе с ним приходят к следующим выводам.

Смысл высказывания Л.Н. Толстого в том, что знания тогда наиболее эффективны, когда человек не просто пассивно запоминает новые знания, а принимает активное участие в их освоении, усилиями собственных мыслей и разума

В таблице 8 описан этап Актуализации знаний и пробного учебного действия урока 2.

Таблица 8.

Учитель:

1.Что мы изучали на последнем уроке?

2.А что такое граф?

3.Какие понятия связаны с графами?

Здесь представлен определенный вид графов

image005

Рис. 5

4.Как называется этот вид графов? Какими свойствами обладают? При решении каких задач используется?

Учащиеся:

1.Графы.

2.Графом называется геометрическая фигура, состоящая из точек и соединяющих их линий.

3.Вершина, ребро, путь, связные и несвязные графы, степень вершины, ориентированные и неориентированные графы, цикл.

4.Эти вопросы вызывает затруднение учащихся.

В таблице 9 последовательно описаны этап Выявление места и причины затруднения и этап Построение проекта выхода из затруднения урока 2.

Таблица 9.

Учитель: Давайте еще раз проговорим в чем заключается затруднение, вызванное пробным учебным заданием.

Учащиеся: Мы не знаем, как называется данный вид графов, какими свойствами они обладают и при решении каких задач используются.

Учитель: Представленные на рисунке виды графов называются деревьями. Так как можно сформулировать тему нашего урока?

И что нужно для раскрытия этой темы?

Учащиеся: Формулируют с помощью учителя формулируют тему урока и план урока.

Тема урока - Деревья

План урока – изучить понятия,

связанные с деревьев, свойства деревьев и их использование при решении задач

В таблице 10 описан этап Реализация построенного проекта урока 2.

Таблица 10.

Учитель: Вводятся следующие понятия.

Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево.

image006

Рис. 6

Задача. Два игрока, куча из S камней. За один ход игрок может взять один или два камня. Тот, кто возьмет последний камень проигрывает.

image007

Рис. 7

Учащиеся:Вначале учащиеся слушают учителя и знакомятся с основными понятиями, связанными с деревьями и их свойствами.

Затем вместе с учителем строят дерево перебора вариантов решения задачи.

Для того, чтобы доказать выигрыш строят неполное дерево

image008

Рис. 8

В неполном дереве указываются всевозможные ходы того, кто проигрывает и достаточно одного хода того, кто выигрывает.

И приходят к выводу, чтобы выиграть нужно оставлять сопернику 3k+1 камней

В таблице 11 последовательно описаны этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи и этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону урока 2.

Таблица 11.

Учитель: Задаются вопросы на определение понятий, связанных с деревьями.

Также учащиеся должны сформулировать как деревья помогают выбрать выигрышные стратегии в игровых задачах

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы и задания учителя и проговаривают все это во внешней речи.

Учитель: Задача 1. Шоколадка представляет собой прямоугольник, разделенный углублениями на квадратики. Двое по очереди разламывают ее на части по углублениям: за один ход можно разломать любой из кусков (больше одного квадратика) на два. Кто выигрывает при правильной игре? (У кого из игроков есть выигрышные стратегии?).

Задача 2. В коробке 24 спички, за один ход можно взять любое количество спичек от одного до пяти. Проигрывает тот, кто не может сделать ход. Кто из игроков выиграет при правильной игре?

Учащиеся: разбиваются на две группы, каждая группа решает свою задачу. Затем выходят к доске и обмениваются решениями.

В таблице 12 последовательно описаны этап Включения в систему знаний и повторения, а также этап Рефлексии учебной деятельности урока 2.

Таблица 12.

Учитель: Задача. Фишка стоит в углу шахматной доски размером 8 на 8. Двое игроков по очереди передвигают ее на соседнее поле. Поля соседние, если у них есть общая сторона. Второй раз ходить на поле, где уже побывала фишка нельзя. Тот, кому некуда ходить, проигрывает. Кто победит в правильной игре?

Учащиеся: Самостоятельно решают задачу. Кто первый решил выходит к доске, показывает решение и получает пять.

Учитель: Дает серию вопросов для оценки учащимися свой работы на уроке.

Достигнута ли цель урока?

Что понравилось, что не понравилось.

С какими трудностями встретились?

Учащиеся: Отвечают на вопросы и тем самым оценивают свою работу на уроке.

Список литературы

  1. Босова Л. Л. / Занимательные задачи по информатике 5-е издание
    / Издательство Бином. Лаборатория знаний 2013. – 154 с.
  2. Мельников О. И. /Теория графов в занимательных задачах: Более
    25 задач с подробными решениями. / Изд. Стереотип. – М.:
    Леонад, 2018. – 240 с.
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения 26.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: