УДК 376

Технология фронтальных занятий с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в группе подготовки к школе

Молодцова Полина Михайловна – магистрант Московского городского педагогического университета.

Аннотация: В статье представлено исследование, посвященное технологии фронтальных занятий с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в группе подготовки к школе. В исследовании проанализированы основные трудности у учащихся при подготовке к школе и к школьному обучению, специфика развития способностей к фронтальной работе у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста, выделены основные направления содержания работы по развитию навыков работы в группе на занятиях.

Ключевые слова: готовность к школьному обучению, расстройства аутистического спектра, технология, фронтальные занятия, адаптация.

Готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. [1]

Таким образом, мотивация к школьному обучению – это феномен, который отражает формирование интеллектуальной, эмоциональной и социальной областей. Для успешного обучения ребенка понадобится закладка определённого фундамента развития, а это прямой путь к пониманию, что ребенок готов к школьному обучению.

Умения участвовать в общей деятельности и подчиняться общепринятым правилам является важнейшим условием школьный деятельности. 

Готовность к школьному обучению включает в себя следующие компоненты: интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелости. Функциональное созревание структур головного мозга указывают на интеллектуальная зрелость. Способность длительного вовлечения в неинтересный процесс с уменьшением импульсных телодвижений демонстрируют эмоциональную зрелость. Необходимость ребенка в речевом взаимодействии со сверстниками и способность действовать по правилам/законам детских групп и немаловажно исполнять роль ученика в школьной обстановке, всё это свидетельствуют об социальной зрелости.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – тип дизонтогенеза, связанный с ранними тяжелыми нарушениями организации отношений ребенка с миром. [2]

Дети с РАС нуждаются в системном обучении для усвоения социальных навыков, включая навыки работы в группе. В настоящее время существует много подходов к формированию социально-коммуникативных навыков у дошкольников с РАС, одним из важнейших условий является формирование готовности к работе в группе, что связано с умением понимать и следовать инструкции, принимать и использовать помощь, ориентироваться на взрослых и сверстников для оценки правоты своих действий.

Одной из центральных задач подготовки к школьному обучению детей с РАС является создание специальных образовательных условий, связанных со специфическими нарушениями, их учёт и согласованность действий всей команды специалистов при реализации образовательной программы.

В приоритете у образовательной организации остаётся доступность качественного пространства, в котором будет осуществляться процесс образования. На занятиях в группе по подготовке к школе ребят обучают основным правилам занятий и перемен, а также обучают специфический учебным навыкам.

Из экспериментов мы выяснили, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра возникают трудности в формировании поведения и коммуникации. В некоторых случаях это выражено в нежелательном поведении ребёнка, а иногда оказывается, что данный навык не был освоен ранее. Поэтому посещение ребятами дополнительной группы по подготовке к школе способствует формированию понимания специфики организации и приобретению вышесказанных навыков.

Важно создать такую среду, в которой успешная коммуникации ребенка поведёт за собой положительную динамику в учёбе. Этого добиться можно при грамотно построенных фронтальных занятиях, кооперации всех сотрудников и вовлеченность в процесс родителей. Но главное, что мы выделили из тестирования, что есть ряд важных навыков, за динамикой которых нужно следить:

  • социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (умение включаться в рабочий диалог);
  • работа в группах (умение слышать инструкции, умение следить за учителем, ждать, поднимать руку, выполнять положенные действия)
  • следование групповым правилам (действовать согласно правилам и расписанию, ждать, самостоятельно работать над заданием, ориентироваться в задании). [3]

При подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра одной из проблем, с которой сталкиваются ребенок и специалисты – это недостаточная сформированность адаптивных стратегий. Они в свою очередь приводят к тому, что ребенок не может справиться со стрессогенными факторами. Именно поэтому важно создавать условия, которые будут направлены на поэтапное формирование и освоение детьми навыков, с помощью которых они смогут постепенного адаптироваться в новых ситуациях.

Присутствуя на занятиях в дошкольном отделении Центра лечебной педагогики (ЦЛП) с сентября 2022 по апрель 2023, нами было выделено, что сотрудники в своей работе используют средовой. Данный подход предполагает, выстраивание неких условий и цепочек взаимодействия с учётом особенностей развития ребенка. В дальнейшем данная среда будет предлагать предпосылки для развития ребенка (в особенности развития фронтальных навыков), которые способствуют его переходу на новый этап. [4]

Обеспечение участия детей в фронтальных формах работы предполагает учет и использование следующих педагогических принципов:

  • Комплексный характер помощи
  • Учет сильных и слабых сторон в развитии учащихся,
  • Системность обучения
  • Поэтапность обучения
  • Обеспечение необходимой поддержкой с последующим сокращением предоставляемой ребенку помощи
  • Обеспечение условий для переноса сформированных умений из организованной, структурированной среды в свободную среду
  • Включение семьи в коррекционно-развивающую работу с ребенком, в том числе за счет обучения и обеспечения единообразия требований
  • Систематическая оценка эффективности педагогического воздействия.

Фронтальные занятия имели разную степень структурирования и возможности проявлений спонтанной активности ребенка и включались следующие компоненты:

  • игровое занятие «Круг»;
  • урок;
  • физкультура;
  • музыкальное занятие;
  • свободная игра на перемене;

Между фронтальными занятиями были “перемены”, представляющие из себя возможность ребенка отдохнуть и получить положительные впечатления. Поэтому мы их включили в список занятий для подготовки к школе.

Этапы реализации технологии

Начальный этап

Цель - установление с ребенком эмоционального контакта, учет индивидуальных особенностей, изучение интересов в процессе диагностического обучения и диагностических игровых занятий.

Индивидуальные формы работы и кратковременное посещение (выбираются те, к которым ребенок проявляет интерес) групповых занятий, особое внимание уделяется формированию контакта ребенка с педагогами.

Активно осуществляется взаимодействие специалистов и семьи посредством обсуждения успехов и трудностей этапа адаптации, выбора наиболее эффективных стратегий включения ребенка в групповые формы работы.

Критерии перехода к основному этапу:

  1. Уходит от родителей без проявлений дискомфорта со знакомым специалистом.
  2. Имеет несколько интересных видов деятельности внутри индивидуальных занятий.
  3. Не боится других детей, соглашается непродолжительное время находиться с ними в одном помещении.

Основной этап

Шаг 1. Включение в группу

Цель - пребывание в группе сверстников с индивидуальной поддержкой знакомого специалиста без явных проявлений дискомфорта.

Используется гибкий график посещения занятий, поддержка в виде расписания занятий, избыточная помощь взрослого для освоения новых ситуаций. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенком приходит на те занятия, на которых более успешен, сложные для ребенка занятия в группе могут заменяться индивидуальными.

Критерии перехода:

  1. Охотно остается в группе.
  2. Выполняет некоторые задания по индивидуальным инструкциям сопровождающего специалиста.
  3. Готов непродолжительное время поучаствовать в неинтересном занятии при обеспечении индивидуальной поддержки.
  4. Наблюдает за другими детьми.
  5. Иногда присоединяется к приятной деятельности по собственной инициативе.

Шаг 2. Полное включение в группу

Цель - участие в предлагаемых видах деятельности, переход из одного помещения в другое, выполнение индивидуальных инструкций педагога, ведущего конкретное фронтальное занятие

Ребенок посещает все групповые занятия (если нет причин их исключать), участвует в деятельности. По индивидуальной инструкции педагога, ведущего занятия, начинает, продолжает и заканчивает задание, приносит и отдает работу, прикрепляет ее на доску, непродолжительное время ждет своей очереди, ориентируясь на других детей. Радуется положительной оценке своей деятельности (похвале, наклейке и пр.)

Индивидуальная работа (продолжается все время посещения ребенком группы) для более полного включения ребенка в фронтальные виды деятельности.

Шаг 3. Подготовка к школе

Цель – формирование у ребенка предпосылок для последующей интеграции в школьной среде, то есть активного участия в учебной деятельности и жизни школьного социума.

Подготовка к школе осуществляется с ориентацией на подходящий ему тип школы, в зависимости от уровня его познавательного и речевого развития и навыков социального взаимодействия.

С точки зрения когнитивной сферы важным результатом является формирование базовых познавательных навыков, уточнение подходящего для ребенка образовательного маршрута и выбор для него конкретной школы. С точки зрения личностного развития, ребенок должен стараться уметь действовать по правилам, в частности произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся действия. В результате успешной работы по подготовке к школе ребенок при лучшем исходе должен научиться вступать в отношения со взрослым человеком как носителем правил, опираться на его авторитет при освоении учебного материала и регуляции собственного поведения, а также подражать другим детям, действовать в соответствии с тем, как это принято в данном детском сообществе.

Ребенок продолжает посещает все групповые и индивидуальные занятия, участвует во фронтальной работе. По индивидуальной инструкции педагога, ведущего занятия, начинает, продолжает и заканчивает задание, приносит и отдает работу, прикрепляет ее на доску, непродолжительное время ждет своей очереди, ориентируясь на других детей. Выполняет задание с пониманием цели, старается делать без помощи взрослого. Радуется положительной оценке своей деятельности (похвале, наклейке и пр.)

Индивидуальная работа (продолжается все время посещения ребенком группы) для более полного включения ребенка в фронтальные виды деятельности. Таким образом, по истечению времени работы, ребёнок должен принять «роль школьника», т.е. принять школьную ситуацию и выполнять основные правила поведения, проявлять интерес к занятиям, пользуется различными методами коммуникации для того, чтобы ответить на вопрос или сделать выбор, внимательно слушать взрослого, реагировать на похвалу или замечание.

Коммуникативные навыки проявляются в том, что ребёнок замечает других детей и проявляет к ним интерес, может принять участие в совместной деятельности, может справиться со сложной для себя ситуацией, опираясь на значимого взрослого.

Происходит развитие произвольной регуляции, например, ребёнок может подождать своей очереди, может отложить на некоторое время выполнение собственного желания, регулирует своё собственное поведение в соответствии с просьбами учителя, не проявляет агрессии.

Перечисленные выше пункты выступают своего рода ориентиром в нашей работе для определения того, какие сложности могут возникнуть у ребенка в школе и на что можно опереться, чтобы помочь ему с этими сложностями справиться.

Список литературы

  1. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1990. 176 с.
  2. Назарова Н. М., Богданова Т. Г., Гусейнова А. А., Яковлева И. М. Педагогика инклюзивного образования. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 335 с.
  3. Занятия по подготовке детей с РАС к школе в ФРЦ МГППУ // URL: 28. Занятия по подготовке детей с РАС к школе в ФРЦ МГППУ | Аутизм ФРЦ (autism-frc.ru) (дата обращения: 28.03.2022).
  4. Яремчук М. В, Использование средового подхода в работе с детьми с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 4. С. 12-20.