УДК 376.37

Обзор некоторых современных логопедических технологий, используемых в коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией

Комарова Мария Сергеевна – студент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Крылова Елена Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье показана актуальность поиска и применение наиболее эффективных технологий коррекции дизартрии. Представлен обзор некоторых логопедических технологий, используемых в логопедической практике.

Ключевые слова: дизартрия, звукопроизношение, дошкольники, инновации, современные технологии, методы.

Под дизартрией понимают нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры за счет поражения центральной нервной системы [7].

На протяжении нескольких десятилетий ученые уделяли внимание изучению и проблемам преодоления дизартрии (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова и др.). В многочисленных работах исследователей описаны неврологические проявления различных клинических форм дизартрии и особенности психологического развития детей.

На современном этапе изучение речевых нарушений при дизартрии носит междисциплинарный характер и черпает знания из других наук (неврологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.), что позволяет учитывать и выявлять ключевые проявления нарушений речи и их взаимосвязь с неречевыми расстройствами.

Увеличение детей с дизартрией и тяжесть проявлений нарушения заставляет научное сообщество находиться в поиске инновационных технологий, применяемых в логопедической практике для проведения эффективной логопедической работы.

В настоящее время представлено множество различных логопедических технологий по коррекции звукопроизношения при дизартрии, с учетом симптоматики нарушений, позволяющих получить наилучший результат в более короткие сроки. Данные технологии относятся к здоровьесберегающим и широко применяются специалистами в работе с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

Су-джок терапия – представляет собой метод механического воздействия на кисти рук с применением специальных игольчатых шариков. Благотворное влияние массажа на активные точки оказывает стимулирующее воздействие на развитие речи детей.

Искусственная локальная контрастотермия – метод основан на воздействии контрастного чередования холодового или теплового агента на органы артикуляционного аппарата с целью нормализации мышечного тонуса и преодоления гиперсаливации.

Вестибулярные пластинки применяются при миофункциональных нарушениях у детей для наиболее эффективной коррекции звукопроизношения. Регулярное применение пластинки способствует выработке правильного типа дыхания, положения языка в ротовой полости, укреплению круговой мышцы рта, формированию ортогнатического прикуса [5].

Артикуляционная гимнастика по системе «Дерево» Е.Ф. Архиповой является экономичной системой за счет небольшого количества упражнений. Особенность системы заключается в том, что все упражнения выполняются с функциональной нагрузкой, т.е. утрированно и с максимальной амплитудой движений. А сама гимнастика начинается с четкой артикуляции гласных, что способствует формированию у детей навыков самоконтроля [1].

Кинезиотейпирование – метод основан на нейрорефлекторном влиянии на процесс восстановления нарушенных функций. За счет улучшения микроциркуляции в соединительной ткани, нормализации мышечного тонуса, оптимизации афферентной импульсации достигается положительный терапевтический эффект [3]. Использование тейпов в сочетании с артикуляционной гимнастикой и логопедическим массажем дает наиболее положительный результат. Методика является молодым направлением, однако стремительно набирает популярность.

Биоэнергопластика – одна из современных логопедических технологий, широко применяемых в настоящее время. Впервые в России термин «биоэнергопластика» и система работы с детьми были предложены О.И. Лазаренко и А.В. Ястребовой [9]. Принцип работы строится на иссследованиях отечественных физиологов о механизмах мозговой организации движений (М.М. Кольцова, А.А. Бехтерев и др.) и представляет собой сопряженную работу кистей рук и органов артикуляционного аппарата [4]. Технология имеет доказанную эффективность положительного влияния на формирование автоматизированных двигательных актов органов артикуляции за счет улучшения работы системы обратной афферентации. Многолетний опыт использования биоэнергопластики и эффективность ее использования описаны в многочисленных исследованиях коррекционных педагогов.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата [2].

Различные методики проведения логопедического массажа освещены в работах Е.А. Дьяковой, Е.В. Новиковой, Е.Н. Краузе, О.Г. Приходько, Е.Е. Шевцовой, И.В. Блыскиной и др.

Рассмотрим более подробно метод логопедического массажа, на наш взгляд, наиболее эффективный в коррекционной работе, направленной на преодоление нарушений мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.

В работах Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, М.Б. Эйдиновой описаны теоретические основы логопедического массажа. Автором первого учебного пособия в России, в качестве целостной системы приемов логопедического массажа с подробным описанием диагностических критериев, необходимых для его назначения и методики проведения стала Е.А. Дьякова.

Технология логопедического массажа входит в комплексную систему мер преодоления нарушений звукопроизношения. В зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, применение различных приемов массажа позволяет в более короткие сроки нормализовать мышечный тонус, усилить проприоцептивные ощущения, сформировать произвольные движения органов артикуляционного аппарата. Логопедический массаж можно выполнять руками, с помощью зондов или зондозаменителей, а также с использованием специальных массажеров.

В работах Е.В. Новиковой, Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук представлено подробное описание авторских зондов и методические указания по проведению логопедического массажа с их использованием. Зондовый массаж позволяет целенаправленно воздействовать на пораженные участки органов артикуляции, что способствует ускорению процесса нормализации тонуса мышц и коррекции звукопроизношения.

В последнее время, значительно возросла популярность применения зондозаменителей при проведении логопедического массажа. Логопеды используют минишпатели, палочки для коктейлей, пики «Штурвал», темперы, силиконовые зубные щетки, щеточки очистители для языка, ложки и др. Преимущество использования зондозаменителей - отсутствие страха у детей т.к. они знакомы для ребенка и не вызывают негативной реакции. Все зондозаменители являются средствами индивидуального использования.

Методику проведения логопедического массажа с использованием ложек разработала О.И. Крупенчук. Преимущество данной методики заключается в ее многозадачности. Простота движений позволяет легко обучить детей проведению самомассажа, что помимо нормализации тонуса артикуляционной мускулатуры, улучшает мелкую моторику рук ребенка. Самомассаж возможно проводить в домашних условиях независимо от расписания занятий с логопедом. Все движения массажа проводятся под чтение стихов, благоприятно влияющих на темпо-ритмическую сторону речи [6].

Широкое распространение во всем мире за счет своей эффективности и универсальности получили электрические массажеры. Наиболее распространенные из них - Дживайб и Z-Vibe, представляют собой аппарат в виде алюминиевой или пластиковой ручки, в который помещен вибрационный элемент, работающий от электрической батареи. Сменные насадки позволяют решать различные логопедические задачи, направленные на нормализацию мышечного тонуса, усиление кинестетических ощущений положения органов артикуляции, помощь в постановке звуков.

Стоит отметить, что логопедический массаж, при целесообразном его применении, является действенным методом преодоления артикуляторных нарушений, однако не может быть выделен в универсальный метод коррекции, а требует использования дополнительных логопедических методов.

С каждым годом стремительно растет число детей с дизартрией, усложняется структура дефекта и логопедическое сообщество находится в постоянном поиске наиболее эффективных методов и приемов преодоления речевых нарушений. Использование современных логопедических технологий способствует сокращению сроков коррекции, развитию интереса и мотивации у детей к логопедическим занятиям.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: Астрель, 2008. – 254 с.
  2. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с.
  3. Касаткин М.С., Ачкасов Е.Е., Добровольский О.Б. Основы кинезиотейпирования. Учебное пособие. – М.: Спорт, 2015. – 76 с.
  4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Россия, 1979. – 192 с.
  5. Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 63 с.
  6. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014. – 48 с
  7. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2001. – 144 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: