УДК 37.013

Потенциал пришкольного учебно-опытного участка в проектной деятельности учащихся

Василец Юлия Александровна – магистрант кафедры информатики, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания Белгородского государственного национального исследовательского университета

Аннотация: В статье рассматриваются возможности учебно-опытного пришкольного участка с учетом современных стандартов образования.

Ключевые слова: учебно-опытный пришкольный участок; биологическое образование; проектная деятельность.

Биологическое образование является важнейшей частью естественнонаучного образования. Это связанно с тем, что предмет биология – это наиболее динамично развивающаяся наука, которая постоянно расширяет свои знания и возможности. Значимость биологии как науки заключается в ее способности объяснять жизненные процессы на всех уровнях организации.

Современное российское образование устанавливает новые требования для реализации всех ступеней образования, которое направленно на формирование у учащихся компетенций необходимых для понимания жизненных процессов и решения задач в различных областях связанных с биологией.

В рамках федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения биологическое образование направленно на формирование у школьников не только знаний, но и умений и навыков, необходимых для успешной жизни в современном мире. Оно помогает учащимся понимать и оценивать приоритетность биологических процессов для здоровья человека, экономики, экологии и общества в целом.

Кроме того, уделяется большое внимание развитию экспериментальных и исследовательских умений учащихся, что позволяет им самостоятельно проводить наблюдения, эксперименты и анализировать полученные данные, а также способствует развитию критического мышления и формированию научной грамотности, выражено проявляется интерес к исследовательскому обучению [1].

Стоит отметить, что проектная деятельность в образовании не является новым явлением, а также обладает длительным и сложным развитием.

Основная идея метода проектов имеет прагматическую направленность на результат, получаемый при решении практических и теоретических задач, проблем. Обучающийся должен самостоятельно научиться решать различные задачи, используя знания из различных предметных областей, уметь спрогнозировать результат и устанавливать причинно-следственные связи.

Организация проектной деятельности на уроках биологии среди учащихся возможна и, как никогда актуальна, на пришкольном участке. Пришкольный учебно-опытный участок среднего образовательного учреждения является неотъемлемой частью образовательного процесса, базой для проведения практических работ, а также занимает фундаментальное место в изучении живых объектов [2].

В России возможности пришкольного участка достаточно изучены и разработаны в научной литературе, что позволяет использовать наработки и опыт исследователей для улучшения и актуализации практики применения. Среди главных авторов можно выделить таких педагогов как: Я.А. Коменский, А.И. Герцен, К.А. Тимирязев, И.И. Мечников, С.А. Бобровский, А.Я. Герд, П.И. Боровицкий и другие.

Работа с живыми объектами на учебно-опытном участке способна сформировать различные качества учащихся: воспитание любви и бережного отношения к природе, уважение трудовой деятельности; возрастает стремление довести опыт до конца – вовремя произвести наблюдение и зафиксировать его; позитивное отношение к живым организмам, растениям, поскольку такие опыты становятся для них личностно значимыми и способствуют экологическому мышлению [3].

По рекомендациям Н.М. Верзилина, на участке должны присутствовать плодово-ягодные растения, где большую часть занимает плодовый сад, а меньшую ягодные растения. Для практического изучения в саду необходимы яблони штамбовой формы, также, при необходимости, высаживают землянику [4].

Самой популярной и распространенной культурой для возделывания в Российской Федерации является Яблоня. Представитель семейства Розоцветные Яблоня произрастает во многих регионах России, используется для личного потребления, а также для промышленного производства, представляет собой источник важных витаминов и микроэлементов [5].

Опытный участок, находящийся в пределах территории образовательной организации, существенно облегчает доступность к опытной «лаборатории под открытым небом», а также обеспечивает интенсивное изучение предмета биология – это дает большую вариацию тем для каждого отдельного учащегося [6].

Следует придерживаться понимания того, что проектная деятельность должна быть выполняема, соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся.

Пришкольный учебно-опытный участок, предназначенный для практических занятий, на данном этапе не в полной мере используется в образовательных целях, и как следствие теряет свой всесторонний потенциал. На таком участке возможна разработка тем не только по биологии, но и по всем дисциплинам естественнонаучного цикла. Особенно актуальными сегодня являются темы, затрагивающие экологическое состояние природы, сельское хозяйство.

Исходя из выше представленного анализа литературы и нормативных актов, пришла идея раскрыть возможности пришкольного учебно-практического участка и предложить тему: «Оценка урожайности и жизнестойкости разных сортов яблонь» для организации проектной работы среди учащихся среднего образовательного учреждения.

Целью разработки является помощь в создании условий при организации проектной деятельности среди учащихся, а также дать рекомендации педагогам естественнонаучного цикла, дополнительного образования, студентам, обучающимся по психолого-педагогическому направлению.

Например, вовлечь в трудовую деятельность учеников различных возрастов и сформировать экологическое воспитание можно через тему: «Оценка урожайности и жизнестойкости разных сортов яблонь».

Данная тема дает возможность ученикам реализовать себя в роли исследователя, а также освоить общие представления о сельском хозяйстве и агрономии в целом.

Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:

  1. Дать актуальную характеристику состояния пришкольного сада (питомника).
  2. Описать природно-климатические условия района исследования.
  3. Изучить реестр районированных культур соответствующих району исследования.
  4. Экспериментально проверить урожайность и жизнестойкость представленных сортов яблонь пришкольного сада (питомника).

Для представленных задач, возможно, использовать методы сбора и анализа информации, наблюдение, эксперимент и другие.

Анализ актуального состояния учебно-опытного пришкольного участка был выбран не случайно. В последнее время все больше внимания уделяется экологии и природопользованию. Пришкольный участок способен дать большие возможности для проведения проектной деятельности среди учащихся разных возрастов, при этом организация работ становится разнообразной, интересной, посильной, а также практически ориентированной. 

Подводя итог, можно сказать, что проведение проектной деятельности по биологии должно опираться на фундаментальные знания учащихся, и использоваться не как эпизодическое мероприятие, а как целостное познание, также иметь практическое значение в повседневной и профессиональной деятельности. 

Представленная тема «Оценка урожайности и жизнестойкости разных сортов яблонь» является доступной и может помочь учащимся в познание природы родного района, даст зачатки гражданскому и экологическому воспитаниям.

Список литературы

  1. Федеральные государственные общеобразовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.05.2023)
  2. Монгуш О. С. Организация работы на пришкольном учебно-опытном участке / О. С. Монгуш, Б. С. Монгуш // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6(73). – С. 80-83. – EDN YUJMVF.
  3. Внеурочная деятельность учащихся по биологии в условиях современной образовательной практики: учебное пособие / Е. А. Галкина, Н. М. Горленко, О. В. Бережная, И. А. Зорков. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022. – 164 с. – ISBN 978-5-00102-587-0. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/298928 (дата обращения: 12.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  4. Арбузова Е. Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие / Е. Н. Арбузова. – Омск: ОмГПУ, 2010. – 516 с. – ISBN 978-5-8268-1442-0. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/111557 (дата обращения: 12.05.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
  5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tabl_t1k2.pdf (дата обращения: 12.05.2023)
  6. Голикова Т. В. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Т. В. Голикова, Н. В. Иванова, В. М. Пакулова. – 2-е изд., стереотип. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. – 274 с. – ISBN 978-5-85981-630-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/167650 (дата обращения: 12.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Интересная статья? Поделись ей с другими: