УДК 612.017.1

Патогенетическая профилактика иммунодефицитов у свиней в эксперименте in vivo

Насонов Алексей Вячеславович – ассистент кафедры Анатомии человека Обнинского института атомной энергетики – филиала Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ".

Милютин Максим Викторович – кандидат медицинских наук, доцент, и.о. зав.кафедрой Анатомии человека Обнинского института атомной энергетики – филиала Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ".

Аннотация: На экспериментальной модели недостаточности фагоцитоза у свиней, вызываемой активацией перекисного окисления липидов, установлено замедление вовлечения нейтрофилов в фагоцитарный процесс в сочетании со снижением их бактерицидности. Введение в корм антиоксидантов оказывает профилактическое действие, предотвращая формирование иммунодефицита.

Ключевые слова: профилактика иммунодефицитов, эксперимент in vivo, нейтрофилы, фагоцитоз.

В экспериментальной части нашей работы была продемонстрирована перспективность использования антиоксидантов как средства патогенетической профилактики иммунодефицитных состояний.

К антиоксидантам относятся вещества, способные тем или иным способом ингибировать на различных этапах процессы перекисного окисления липидов.

Важнейшим антиоксидантом в организме (т.е. естественным антиоксидантом) является, как уже давно известно, токоферол – витамин Е (Tappel A.L., 1962; Владимиров Ю.А, Арчаков А.И., 1972). Механизм его действия представляет интерес еще и потому, что вводимые экзогенно синтетические антиоксиданты (ионол, дилудин, некоторые оксипиридины, маринол, селениты, соли лития и др.) действуют аналогичным образом (Меерсон Ф.З., 1984).

Антиоксиданты (не только внутриклеточные) могут снижать деструктивное действие нейтрофильных продуктов окисления (Droge W. et al., 2012). Например, дефицит витамина Е приводит к нарушению окисления ненасыщенных кислот, следствием чего может быть нарушение функции нейтрофилов (Boxer L.A., 2010).

При изучении влияния естественных антиоксидантов на хемотаксическую активность гранулоцитов выявлялось, что липосомы, не содержащие витамина Е, снижали хемоаттрактивное действие, в то время как поглощение нейтрофилами липосом, содержащих токоферол, активировало их (нейтрофилов) хемотаксис (Schmidt von K. et al., 2011).

Однако под влиянием антиоксидантов может происходить не только защита тканей от патологического действия продуктов кислородного метаболизма, но в определенных условиях повышенный уровень α-токоферола способен привести к селективному подавлению функциональной активности нейтрофилов, в частности в отношении элиминации иммунных комплексов (Boxer L.A., 2010).

Имеются также данные о подавлении активностиО2- и Н2О2-генерирующих систем нейтрофила фенолом, бензоатом Na, формиатом Na, ретиноидами, маннитолом, этанолом (Rosen H., Klebanoff S.J., 2009).

За экспериментальную модель иммунодефицитного состояния (ИДС) была принята выявленная у свиней свиноводческого комплекса «Заречье» (г.Киров) вторично формирующаяся недостаточность фагоцитарного процесса при введении в корм пищеотходов многодневного сбора, содержащих, как известно, гидроперекиси липидов (Богуш А.А., 2007).

Параллельно обследовали свиней, в корм которым для профилактики недостаточности фагоцитарного процесса добавляли антиоксидант дилудин (2,6-диметил-3,5-дикарбэтоксин-1,4-дигидропиридин, С13Н19О4).

Дилудин давно и широко используют в животноводстве в качестве антиоксиданта, который вводят в корм животным для улучшения качества мяса, увеличения продуктивности животных, увеличения в организме уровня токоферолов, снижения содержания перекисей в печени(«Наставление по применению дилудина в качестве стимулятора продуктивности сельскохозяйственных животных» от 16.04.1984 №10-10, утвержденное Главным управлением по производству комбикормов и кормовых добавок).

В литературе не найдено сообщений о возможности воздействия дилудина на системы, обеспечивающие неспецифическую антиинфекционную резистентность организма, в частности, о его влиянии на нейтрофилы.

Свиньям в возрасте от 4 месяцев данный препарат давали в дозе 200 мг/кг сухого веса корма, а свиньям в возрасте от 6 месяцев – в дозе 300 мг/кг сухого веса корма без использования специальных эмульгаторов. Для осуществления предлагаемого способа профилактики недостаточности фагоцитоза в условиях крупных свиноводческих хозяйств дилудин вводят в корм с использованием кормораздатчика КС-15 (или его аналогов зарубежного производства). Для этого в данный аппарат, наполненный охлажденными и готовыми к употреблению кормами, добавляли дилудин в необходимой концентрации и включали смеситель. Раздачу кормов производили при постоянно включенном кормораздатчике, что способствовало равномерному распределению дилудина. В мелких хозяйствах допустимо введение данного препарата в корм и его перемешивание осуществлять вручную.

Половые различия в данной экспериментальной модели не учитывались в связи со стерилизацией животных обоих полов для повышения прироста и качества мяса.

При экспериментальной недостаточности фагоцитоза у свиней, характеризующейся снижением поглотительной и бактерицидной активности нейтрофилов, количественные рамки фагоцитирующих популяций нейтрофилов сужаются в 2 раза, но при этом удельная поглотительная активность высокоактивных нейтрофилов не изменяется. Введение антиоксидантов отменяет данные сдвиги.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что значение перекисного окисления липидов в формировании нарушений функциональной активности нейтрофилов изучено не в полной мере. Те немногочисленные материалы, которые имеются, в свою очередь, не касаются закономерностей фагоцитоза, формирующихся на поверхности аутологичных клеток. Несправедливость такого невнимания к данной проблеме, а, следовательно, и актуальность настоящего исследования, заключаются в универсальности обоих факторов: перекисного окисления липидов, – как механизма повреждения, и функциональной активности нейтрофилов – как механизма защиты.

Вывод

На экспериментальной модели недостаточности фагоцитоза у свиней, вызываемой активацией перекисного окисления липидов, установлено замедление вовлечения в фагоцитарный процесс высоко- и малоактивных нейтрофилов в сочетании со снижением их бактерицидности. Введение в корм антиоксидантов оказывает профилактическое действие, предотвращая формирование нарушений поглотительного потенциала нейтрофилов.

Список литературы

  1. Богуш А.А. Откорм свиней на пищеотходах. // Минск, 2007. – 222 с.
  2. Владимиров Ю.А., Арчаков А.И. Перекисное окисление липидов. –М., Медицина, 1972. -262 с.
  3. Меерсон Ф.З. Патогенез и предупреждение стрессорных и ишемических повреждений сердца. – М., Медицина, 1984. – 160 с.
  4. Boxer Laurence A. The role of antioxidants in modulating neutrophil functional response. //
    Nutriens and Immune Funct. – 2010. –p.19-39.
  5. Droge W., Gmunder H., Eck H.P., Mihm S. Oxidants and antioxidants in immune regulation and immunopathology. // Biol.Chem. -2012. –vol.373, №9. –p.740-741.
  6. Rosen H., Klebanoff S.J. Hydroxil radical generation by polymorphonuclear leucocytes measured by electron spin resonance spectroscopy. // J.Clin.Invest. -2009. –Vol.64, № 12. –p.1725-1729.
  7. Schmidt von K., Springel R., Clewing S. Wirking von Vitamin E auf Chemotaxis und Chemilumineszent isolierter Phagozyten. // Vitamine, Mineralst., Spurinelem. -2011. –vol.6, №3. – p.122-130.
  8. Tappel A.L. Lipid peroxidation and vitamin E. // Vitamines and Hormones. -1962. –vol.20. –p.493-510.

Интересная статья? Поделись ей с другими: