УДК 7.071

Австралийский художник Том Робертс

Парфенова Екатерина Ивановна – аспирант, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Том Робертс, художник, познакомивший Австралию с импрессионизмом. Робертс наиболее известен как художник, изображающий австралийскую сельскую жизнь. Робертс стал первым крупным австралийским художником, выбранным для обучения в Королевской академии искусств, которую он посещал с 1881 по 1884 год, особенно выиграв от обучения анатомии и перспективе.

Ключевые слова: художник, импрессионизм, Том Робертс.

Том Робертс, псевдоним Томаса Уильяма Робертса, (родился 9 марта 1856 года, Дорчестер, Дорсет, Англия - умер 14 сентября 1931 года, Каллиста, Виктория, Австралия), художник, познакомивший Австралию с импрессионизмом. Прибыв в Мельбурн в возрасте 13 лет, Робертс работал фотографом, дополняя свой скудный заработок картинами, которые он создавал, будучи студентом вечернего художественного отделения. В 1881 году он отправился в Англию для обучения в Королевской академии в Лондоне и совершил турне по Испании и Франции, где познакомился с импрессионизмом. Вернувшись в Мельбурн в 1885 году, он вместе с Фредериком Маккаббином и Луисом Абрахамсом основал в Бокс-Хилле первый лагерь художников в австралийском буше. Позже он присоединился к Чарльзу Кондеру и Артуру Стритону в лагере Иглмонт, где его влияние на коллег-художников вылилось в историческую выставку импрессионизма размером девять на пять дюймов 1889 года - показ в Мельбурне импрессионистских пейзажей, написанных на крышках кедровых сигарных коробок. Несмотря на волну протеста против этого вызова традиционному искусству, Гейдельбергская школа, состоящая из Робертса и его коллег-импрессионистов, стала доминировать в австралийском искусстве более 30 лет. Робертс наиболее известен как художник, изображающий австралийскую сельскую жизнь.

Робертс был одним из первых художников, признавших особый характер австралийского пейзажа; парк Студли, Кью, находился недалеко от места его проживания (на Джонстон-стрит), и он познакомил своего друга Фреда Маккаббина с местной флорой. Поощряемый Кларком и другими своими учителями, Робертс решил получить дальнейший опыт в Лондоне, и Викторианская академия искусств помогла ему, предоставив стипендию. Уже имея амбиции писать предметные картины, он посещал занятия по анатомии в Мельбурнском университете. Робертс стал первым крупным австралийским художником, выбранным для обучения в Королевской академии искусств, которую он посещал с 1881 по 1884 год, особенно выиграв от обучения анатомии и перспективе. Чтобы свести концы с концами, он делал иллюстрации для газеты Graphic.

В Лондоне на него оказали особое влияние различные региональные группы, которые в конечном итоге сформировали ядро Нового английского клуба искусств в 1886 году; эти художники из таких центров, как Ньюлин и Глазго, отвергали строго историзирующий стиль Академии. Сильное влияние оказали также Уистлер и популярные художники, работавшие на пленэре, такие как Бастьен Лепаж и его британские последователи. Робертс отправился в Испанию в 1883 году вместе с будущим политиком-лейбористом доктором Уильямом Малони и коллегой-художником Джоном Питером Расселом. Хотя он провел в Испании всего несколько недель, это был радостный и формирующий опыт, который способствовал развитию его натуралистических наклонностей. Два испанских художника, с которыми он познакомился в Гранаде, Лорреано Баррау и Рамон Касас, подчеркнули некоторые популярные представления об импрессионизме и принципах пленэра. В 1884 году Робертс продолжил свое стремление к сиюминутным эффектам в небольших этюдах морского пейзажа и нескольких этюдах фигур, написанных во время отпуска в Венеции - небольшие упражнения в уистлерианском стиле.

Он вернулся в Мельбурн в 1885 году в самый подходящий момент, чтобы заложить основы новой школы живописи, основанной на практике пленэра, которая в Австралии, как и в других странах, была связана с понятиями национализма и регионализма. Мельбурнские коллеги Робертса немедленно воспользовались его опытом; Артур Стритон, например, позже утверждал, что пример "Бульдога" был решающим. Его чувство миссии и энтузиазм были важны в тот период, когда художники и писатели стремились к местному самоопределению. Благодаря своей преданности делу он оказался в первых рядах группы художников, которые стали известны как Гейдельбергская школа.

Список литературы

  1. Бойд Ф.Р., Мак-Грегор И.Д. Ультраосновные породы // Петрология верхней мантии. М.: Мир, 1968. С. 278-282.
  2. Пирс Дж.А., Липард С.Дж., Робертс С. Особенности состава и тектоническое положение офиолитов над зоной субдукции // Геология окраинных бассейнов. М.: Мир, 1987. С. 134-165.
  3. Полянин В.С. Региональная геология: учебное пособие по курсу «Региональная геология» («Геология России»). Часть 2. Подвижные пояса неогея. Кн.1. Казань: Казанский университет, 2006. 42 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: