УДК 727.012

Основные аспекты формирования многофункционального музыкального центра

Савельева Анна Игоревна – магистрант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: В данной статье описаны основные принципы формирования строительной среды современных культурно досуговых учреждений, в частности, музыкальных залов. Культурная жизнь современных городов многогранна и находится в постоянном движении, в поисках новых путей реализации творчества. Многофункциональные музыкальные центры расширяют и разнообразят функции культурных объектов и обеспечивают интеграцию музыки в архитектурный дизайн среды. Для того чтобы выявить аспекты формирования музыкально-архитектурного пространства, необходимо проанализировать комплекс музыки в мировом опыте проектирования, адаптированный к потребностям современного общества и возможностям города.

Ключевые слова: основные принципы, архитектурная среда, многофункциональный музыкальный центр, музыкально-архитектурное пространство.

В настоящее время актуально развитие искусства на основе сочетания разных стилей и жанров. Музыкально-культурная жизнь в современных реалиях побуждает к новым экспериментам, развитию концептуального искусства, внедрению медиа технологий, поиску новых возможностей для реализации творчества в различных сферах.

Формирование социально-пространственной среды является результатом взаимодействия многих факторов, таких как общество, климат, население и городское планирование. Социально-пространственная среда должна учитывать и отражать потребности каждого жителя. Такая среда создавалась на основе ранее существовавших градостроительных решений после изучения нормативных документов. На основе всех этих исследований была создана теоретическая модель, которая позволит в будущем более точно описывать функциональное наполнение конкретных регионов. Музыкальные центры организуют развлечения различными способами, что помогает превратить завсегдатаев из любительских групп в профессиональные группы и привлечь туристов в развлекательные заведения.

На основе всех описанных выше исследований сформировано несколько планировочных структур, которые позволят в будущем более точно описать функциональное наполнение той или иной территории. Организация рекреационной деятельности в многофункциональных центрах различными способами способствует переходу рядовых туристов из самодеятельных групп в профессиональные группы и привлекает туристов к рекреационным объектам.

1

Рисунок 1. Процентное соотношение функционального наполнения комплекса.

2

Рисунок 2. Виды планировочной организации комплекса в зависимости от расположения блоков.

Изучение мирового опыта проектирования показывает, что музыкальные комплексы имеют самую разную архитектурную и медийную структуру, которая сочетается со сложными интерьерными конструкциями. Раскрывается особенность современного музыкального центра - многофункциональность зала. Таким образом, будет создан музыкальный центр, в котором будут устранены границы между разными видами деятельности и сформирована особая архитектурная среда для комфортной работы, отдыха, познавательной деятельности и развлечений, в которой будут пересекаться друг с другом группы туристов из разных регионов, другие в так называемых гибридных общественных пространствах.

На основе анализа мирового опыта проектирования музыкальных объектов были выявлены основные подходы к проектированию культурных центров, которые можно использовать в дальнейшем как рекомендации к проектированию многофункциональных музыкальных центров:

  1. Принцип интерактивности – создание диалога между посетителем и мультимедийными технологиями.
  2. Обеспечение всесезонного функционирования объекта, благодаря совмещению различных функций
  3. Разделение потоков посетителей в зависимости от вида музыкальной деятельности. (образовательной, досуговой и т.д.)
  4. Принцип событийности – создание определенного сценария с различными вариантами его исполнения, который будет затрагивать все функции и постепенно провожать посетителя в мир музыкальной культуры.
  5. Создание комфортной коммуникационной среды – создание пешеходной проницаемости и открытости территории, транзита через музыкальное пространство.
  6. Художественное решение многофункционального музыкального центра создающее атмосферу, способствующую творческому развитию, динамичные формы дают свободу воображению зрителя, где объект архитектуры неразрывно связан с окружающей его средой, что и создает гармоничную обстановку, благоприятную для развития творчества и культурного проведения досуга.

Исходя из того, что концепция доступности для всех групп населения и любой степени вовлеченности в процесс легла в основу проектирования многофункционального комплекса, необходимо определить, для какой сферы деятельности какой тип пространства будет быть более приемлемым.

Развлекательная функция включает в себя пространства с рекреационными и медиа-функциями; по организационно-планировочным решениям он более всего напоминает кварталы культуры, которые насыщены разнообразными столовыми, магазинами, мастерскими, студиями и т. д. Подобная организация присутствует и в сфере досуга.

Пространства, объединяющие разнообразные группы участников, призваны нести музыкальную культуру в массы, делая ее более доступной для людей всех классов и возрастов. Эта цель может быть достигнута за счет так называемой «демократизации музыки», которая выражается в представлении тех или иных экспонатов на свежем воздухе, проведении выставок, фестивалей и публичных лекций. Таким образом, создается атмосфера, в которой все участники процесса чувствуют себя комфортно и непринужденно. Исходя из всего вышеперечисленного можно выделить основные аспекты формирования архитектурной среды многофункционального музыкального центра:

  • Создание объекта для функционально-художественного оживления среды - Создание достопримечательностей на дизайнерской площадке
  • Формирование территории для развития и культурной жизни города комплекса
  • Обеспечение круглосуточной работы, благодаря разнообразным функциональным комбинациям

Список литературы

  1. Кокорина Е.В. Мелодия архитектуры – симфония времени / Е.В. Кокорина // Научный журнал строительства и архитектуры. 2019. No. 1(53). С. 93-105.
  2. Власов В. Г. Архитектура — застывшая музыка или движущаяся мелодия? (спасет гравитация, а не крещендо) / В. Г. Власов // Архитектон: известия вузов. 2016. No. 1(53).
  3. Кокорина, Е. В. Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка коммуникативного пространства творческого процесса / Е. В. Кокорина // Приволжский научный журнал. No. 1. С. 120-127.
  4. Никифоренко А.Н. Синтез архитектуры и музыки в пространственной среде биотека / А.Н. Никифоренко // Культура. Наука. Творчество: VIII Междунар. науч.-практ. конф., Минск. No. 15. С. 93-101
  5. Выготский Л.С. Психология искусства // Директ Медиа. 2014. С.578
  6. Галеев Б. М. О романтической синестезии «Музыка — архитектура»: От Шеллинга до Гете, и далее – без остановок / Б. М. Галеев // Мир романтизма: Материалы международной конференции. – Тверь: Изд-во ТГУ. 2000. No. С. 90–96.

Интересная статья? Поделись ей с другими: