УДК 7.012.185

Разработка художественного содержания и концепции серии текстильных панно

Каткова Татьяна Николаевна – студентка Южного федерального университета Академии архитектуры и искусств

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы проектного анализа, связанные разработкой художественного содержания и концепции объектов декоративно-прикладного искусства, в частности, серии панно из текстиля, выполненных в технике росписи «холодный батик». Описание проводится на основе научной литературы, по вопросам основ проектной деятельности в дизайне и с опорой на практический авторский опыт по проектированию серии панно. Выявлены и обозначены основные составляющие проектного анализа, такие как поиск ассоциативных источников и работа с аналогами. Итогом исследования служит сформулированная концепция практической работы, которая находит свое воплощение в эскизах.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, текстильный дизайн, панно, роспись текстиля, холодный батик, концепция, проектная деятельность, ассоциативный ряд, изображения на ткани.

Разработка художественного содержания серии панно основана на поиске творческих источников и ассоциаций, направленных на передачу эмоционального состояния, настроения, положенного в основу произведения. Следующий этап – поиск способов передачи этого эмоционального состояния через композиционное и колористическое решение, технологические приемы росписи по ткани, основанный на изучении аналогов. На основе проведенного исследования может быть сформулирована концепция работы.

Для серии панно была выбрана тема, которая связана с передачей особенностей состояний природы Южного региона России «Донская осень». Определение ассоциативного ряда – важный этап, помогающий раскрыть эмоциональную составляющую произведения, сделать его выразительным для восприятия зрителем. Ассоциативный ряд к серии панно «Донская осень» основан на впечатлениях от природы региона. Отбор источников направлен на создание художественного образа и включает в себя литературные источники - описания природы и источники — фотографии.

Образы донской природы представлены в произведениях писателей: М. А. Шолохова, В. А. Закруткина, А. В. Калинина, поэтов: Н. Н. Туловерова, А. В. Софронова, В. Г. Калмыкова и других. Наиболее созвучны идее панно слова Г. С. Колесникова: «Как резко отличается поздняя осень от той «осени первоначальной» (…). Но когда опадут с деревьев листья, пожухнет в степи трава, побледнеет голубизна неба тогда осень становится достоянием графики. Причудливая вязь ветвей обнаженных деревьев лучше всего ложится черной тушью на белый лист бумаги. И чем тоньше и острое перо в руках художника, тем задушевнее передаст он грустное очарование поздней осени» [1]. Особую «графичность» природы, раскрытую в словах писателя, решено сделать частью цветового и композиционного решения росписи по ткани.

Так как панно отражают изменчивость природы в различных состояниях (пасмурно, вечер, утро), а сюжет напоминает очертаниями виднеющуюся вдали ленту реки сквозь оголенные ветви осенних деревьев, элементы архитектурных сооружений, то в качестве второго ассоциативного источника используются авторские фотографии по теме исследования. Фотографии набережной реки Дон, окрестностях г. Новочеркасска и Ростова-на-Дону, отражают впечатления от природы поздней осенью, с темными стволами деревьев, туманной дымкой, пасмурным небом, покрытой тонкой коркой льда поверхностью воды в серо-серебристой цветовой гамме, представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Фотографии-ассоциации на тему «Донская осень».

В процессе работы с аналогами проводится поиск и изучение произведений других авторов, уже созданных по исследуемой теме. Аналоги могут носить как достаточно обобщенный характер, так и соответствовать какому-либо одному изучаемому критерию. Например, аналоги по колористическому решению, аналоги по приемам стилизации изображения, композиции, технологии и так далее.

Основой работы над панно можно считать передачу лирического настроения, отразить субъективное, эмоциональное видение мира автором, переживания, вызванные созерцанием донскими осенними пейзажами.

Лирические настроения в своих произведениях мастерски передавали художники русской пейзажной живописи: И. И. Левитан «Осенний день. Сокольники», К.А. Коровин «Зимой», М. Врубель «Сирень», В.Э. Борисов-Мусатов «Водоем» и многие другие.

В художественной росписи по ткани достаточно часто встречается стилизованный пейзаж, изображения деревьев. В качестве аналогов были выбраны работы признанных мастеров батика, чьи произведения отличаются от привычного, традиционного представления о технологии росписи ткани.

Пластическая стилизация, декоративный подход к изображению, абстрактность – качества, которыми должно обладать серия панно «Донская осень», их можно найти в произведениях современных мастеров, например, в работах по ткани художников: А.Я. Пучеглазова «Родные травы», «Вкус осени»; А. С. Беляева «Деревья», «Белое поле»; Т.Г. Чагоровой «Русские березы», «Закатный свет», «Догорающая осень».

Это концептуальные произведения. Они предлагают темы для размышления, вызывают определенные ассоциации. Изучив аналоги по различным составляющим художественного образа произведений в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (роспись по ткани), можно сформулировать концепцию проекта.

Концепция серии панно отражает авторскую трактовку изучаемой темы, идею и ведущий замысел произведений, является представлением автора о конечном результате проектирования.

Название серии «Донская осень» включает три панно на натуральном шелке, вертикального формата. Панно отражают изменчивость Донской природы в различных состояниях: пасмурно, вечер, утро. Центральное панно контрастно выделяется теплым колоритом на фоне боковых частей серии, выполненных в серебристо-голубых оттенках.

Декоративность изображения достигается пластической стилизацией, отбором и ограничением цветовой палитры, сокращением плановости (глубины) изображения.

Сюжет лишь напоминает очертаниями просторы донского региона, виднеющуюся вдали ленту реки сквозь оголенные ветви осенних деревьев, элементы архитектурных сооружений. Изображение носит формальный (абстрактный характер), что придает работе современное прочтение.

Работа выполняется по впечатлениям и воспоминаниям автора о поздней осени на Дону, не изображает каких-либо конкретных мест и достопримечательностей региона, и представляет собой собирательный образ, создающий лирическое настроение. Зритель выступает как бы наблюдателем, прогуливающимся среди деревьев.

Формулировка основной идеи позволяет приступить к выполнению эскизов, поиску композиционного решения.

Композиционная схема серии панно – статичная незамкнутая композиция, которая создает впечатление неподвижности, используется для передачи покоя, гармонии, характерна для изображения пейзажей. Ветви деревьев как бы проходят вертикалями сквозь формат листа, начинаясь и оканчиваясь за его пределами. Движение снизу вверх останавливается, уравновешивается горизонталями и диагоналями.

Серия работ пластически связана, в панно нет переходящих из одной части в другую элементов сюжета, но первая и третья часть могли бы восприниматься как условное продолжение друг друга. Арки ветвей деревьев первой части соотносятся с арками архитектурных строений третьей. Их лаконичную пластику «прерывает» вертикалями вторая (центральная) часть серии, так же значительно отличающаяся по колористическому решению преобладающим количеством розово-оранжевых цветовых тонов, контрастных по насыщенности серо-голубой гамме первой и третьей частей.

Таким образом, на основе формулировки концепции серии панно созданы форэскизы будущих произведений. Эскизы выполнены в виде графической схемы и колористического наброска. Следующий этап проектной деятельности обычно не вызывает затруднений и состоит в подробной разработке основных эскизов и выполнения росписи панно.

На рисунке 2 изображена графическая схема и колористический поиск серии панно, выполненный на основе описания концепции произведений.

2

Рисунок 2. Графическая схема и колористические поиски серии текстильных панно.

Таким образом, рассмотрены особенности начального этапа проектной деятельности в декоративно-прикладном искусстве на примере художественного содержания и концепции серии текстильных панно, что позволило разработать первые эскизные поиски и решение в цвете. Данная тема может развиваться и сформировать значительный проект, посвященный эмоциональным переживаниям, вызванными наблюдением за природой. Художественная деятельность, направленная на создание авторских текстильных объектов соответствует основным запросам общества. Изображения на ткани становятся средствами трансляции идей волнующих человечество, таких как борьба за экологию, обеспокоенность будущим человечества, стремление к персонализации объектов дизайна, как противовес тиражности производства [2].

Список литературы

  1. Колесников Г. Графика осени // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 340.
  2. Шепилова В.А., Голованова М.М. Становление современного национального дизайна в России // «Славянский мир. Традиции и современность» [Электронный ресурс]: материалы всероссийской научно-практической конференции; Дон. гос. техн. ун-т. – Электрон. текстовые дан. – Ростов н/Д: ДГТУ, 2015. – 106 с. – Режим доступа: http://ntb.donstu.ru/content/ 2015383. 

Интересная статья? Поделись ей с другими: