УДК 008

Теоретические основы развития современной музыкальной культуры

Бельских Татьяна Игоревна – магистрант отделения эстрадно-джазового пения Института современного искусства

Аннотация: В данной научной статье поднимается проблема современно музыкальной культуры. Современная музыкальная индустрия очень разнообразна. Музыкальная культура с каждым днем становится все обширней. В век цифровых технологий общество без каких-либо трудностей получает нужную им информацию (тексты, видеоизображения, музыку и т.п.), что сильно сказывается на положительном росте всех музыкальных направлений от народных и классических произведений до современных. Каждый желающий может найти то, что ему по душе.

Ключевые слова: история, теория, современная музыкальная культура.

Цель: выявить теоретические основы развития современной музыкальной культуры

Методы:

  • теоретические – анализ зарубежной и отечественной литературы по теме исследования, систематизация, конкретизация и обобщение изученного материала, анализ и сравнение музыкальных поп-культур;
  • эмпирические – наблюдение за процессом организации деятельности поп-музыки.

Результаты: рассмотрение теоретических основ становления современной музыкальной индустрии.

Выводы: обращение к истории становления музыкальной индустрии, помогает в разборе современных музыкальных веяний

Введение

Еще пару лет назад основным законодателем музыкальных тенденций была европейская и американская поп-культура, аудитория проникалась музыкой, хотела быть похожей на исполнителей, копировала их поведение, манеры, внешний образ.

Основным потребителем музыкальной индустрии является тинейджеры, так как именно юные девушки и парни – движущая сила прогресса, будущее любого общества и государства. Музыка всегда имела силу влияния на определенные группы людей.

Каждая мелодия, каждый текст затрагивают души слушателей. Можно сказать, что современное музыкальное искусство в целом - голос подрастающего поколения. Эта молодая субкультура поддерживает своих поклонников, помогает им в сложное время.

Материалы

Рассмотрение постсоветской поп-культуры А. Горбачев, Л. Ганкин.

Становление современной западной музыкальной индустрии, развитие М.В. Переверзева, А. Росс, А. Рондарев, Б. Брюстен, Ф. Броутон.

Музыкальная культура многогранна, она имеет многовековую историю, подразделы и множество жанров, видов. Музыкальные жанры не существуют обособленно, не рождаются сами по себе, каждый из них тесно связан с несколькими другими. Современная музыкальная культура очень многообразна, чтобы понять хотя бы малую часть взаимосвязей и хитросплетений предлагаю переместится в прошлое, обратится к истории и вспомнить что примерно в восемнадцатом веке колонисты начали перевозить в Америку темнокожее население, отчасти мы поймем откуда в современной музыкальной культуре иногда можно услышать народные мотивы темнокожего населения. На этом музыкальные эксперименты не заканчиваются, наоборот, их становится все больше. Напевая с рождения знакомые мелодии, темнокожие общаются между собой во врем работы, чтобы больше никто не понимал, о чем они разговаривают или просто отвлекают себя пением от тяжелого труда. Слыша легкие мелодичные напевы белокожие люди запоминали их начинали смешивать с музыкой, которая знакома им, произошло столкновение африканской и европейской культур, что ознаменовало начало будущей современной музыки.

Мелодичность американской музыкальной культуры сплелась в одно с быстрыми и четкими ритмами африканских барабанов. Немного позже, примерно в конце девятнадцатого века очень популярными стали спиричуэлы – молитва Богу и рабочие песни африканского населения, оба этих направления берут свое начало в народной музыке темнокожих.

Позже, в восьмидесятых годах девятнадцатого века появился госпел – (англ. евангельская музыка) эволюционировавшие разрозненные спиричуэлы, исполнялся как церковный гимн, призыв. В первой половине двадцатого века госпел дал начало совершенно новому на тот момент музыкальному направлению – блюзу, полной противоположности своего предшественника. Это грустная музыка, которая игралась где угодно и когда угодно, не было заученных слов и аккордов, только чистая импровизация. Почти одновременно с блюзом рождается еще одно музыкальное направление, которое сочетает в себе классическую музыку и африканские мотивы – джаз. Далее появляется ритм-н-блюз, который вобрал в себя госпел, блюз и немного джаза. Это произошло, когда у групп появился постоянный солист, авторы слов и музыки.

В семидесятых годах двадцатого века появились множество видов рока, классический металл, реп.

В восьмидесятых годах двадцатого века начался настоящий музыкальный бум, каждый искал то, что ближе к душе, если не находил, придумывал новое музыкальное направление сам. На данный момент нет точного числа музыкальных жанров статистические данные разнятся от 1000 до 4500 видов.

В 2017 году на конференции TED выступал бельгийский архитектор, в свое время он хотел поинтересоваться происхождением музыкальных жанров, обыскав весь интернет-ресурс ничего не нашел. Спустя 7 лет работы, сбора информации Квинтен Крауэлс представил публике MUSICMAP – это сервис с интерактивной инфографикой, представляющей собой генетическое музыкально древо (с 1870 года до наших дней).

Становление азиатских и западных музыкальных культур во времена начала «технологического бума» шло одновременно, с небольшими отличиями. На данный момент, мироощущение, понимание человека в обществе, в природе, отношение к окружающим и осознание себя в современной жизни как личности этих двух видов музыки отличается.

Рассмотрим тенденции западной музыкальной культуры. В ней главную роль играет сам человек, его личность. Поп-музыка запада говорит о том, что индивидуальность, суть человека находится превыше всего, он идеален. В том время как природа не совершенна и общество имеет полное право и даже должно изменить ее в лучшую сторону.

Если говорить об азиатских музыкальных традициях, стоит вспомнить, что изначально в восточной культуре акценты на индивидуальность в творчестве не делались, искусство было обезличено, так как человек не совершенен, он послан в эту жизнь, чтобы стать лучше, вырасти духовно, морально, физически. Что касается природы – она есть самый натуральный идеал, все зависящее от природы, имеющее к ней отношение прекрасно, завораживающе и волнительно.

Музыкальная культура не стояла на месте, она развивалась и росла. Не стоит забывать, что вместе с музыкой начали свое продвижение цифровые технологии.

В 1865 году был изобретен и протестирован первый звукозаписывающий аппарат.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков начали появляться первые приборы, имитирующие электронную музыку, прародители современных техно, хаус, диско направлений. 

В середине 20 века начинается «золотое десятилетие» научный прогресс, технологический «бум». В это время появляется наверно одно из самых важных изобретений, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие музыкальной индустрии и поп-музыки в общем и целом – телевизор. Именно в момент появления телевидения, люди, снимающие передачи, фильмы, программы, новости для телеэкранов начинают понимать силу данной машины, осознают, как легко управлять сознанием людей, особенно не подготовленных.

Начинают появляется репортеры, актеры, певцы, которые формируют определенное сознание у людей. Актеры играют роли и вызывают у зрителей различные чувства и эмоции. Репортеры и телеведущие транслируют информацию через призму своего восприятия. Певцы играю, исполняют различные произведения, от грустных до веселых и так же, как актеры находят отклик в душах экранных зрителей. Люди, особенно дети как губки, впитывают в себя всю информацию из вне. В большинстве случаев она хорошая, но есть и исключения, которые могут оставить неприятный след, ни на всю жизнь, конечно, но на довольно долгий срок.

В 1960-х годах начинается «компьютерная революция», до современных технологий еще далеко, но человечество движется огромными шагами по пути к той самой поп – музыке, которую мы знаем в данный момент.

В 1990-х появляется то, без чего в повседневной современной жизни мы не можем себя представить – интернет. Объем свободного информационного поля растет с каждым днем, как говорится: «Спрос рождает предложение», следовательно, если кто-то хочет быть ведомым, хочет видеть то, что ему нравится, всегда найдутся люди, которые поведут за собой.

В 2000-е и позже электронные ресурсы развиваются, количество информации растет с каждым днем. К телевидению и компьютерам добавились мобильные телефоны, которые обеспечивают людям круглосуточный выход с интернет для того, чтобы найти тот информационный отрезок, который интересует.

В современной жизни нет развития без электронных носителей информации. С точки зрения роста музыкальной массовой культуры телефон, телевизор, компьютер – отличные инструменты для развития, но техническая вседозволенность сказывается на качестве музыкального продукта.

Рассмотрим становление западной музыкальной культуры и постараемся выявить современные особенности, тенденции и проблемы массовой музыки.

Например, The Beatls, PinkFloyd сами писали музыку и слова к своим песням. Часами пропадали на студиях, чтобы добиться идеального звучания живых музыкальных инструментов. Фанаты ждали месяцами выход нового музыкального альбома. Несколько десятков лет назад люди, занимающиеся творчеством, относились к нему с большей долей ответственности, что, по-моему мнению, в современных реалиях уходит в небытие.

Легкая доступность звукозаписывающего оборудования. Каждый кто хочет заниматься творчеством, в данной случае музыкой, может без проблем достать все, что нужно для записи музыкального произведения. Но опять-таки хотелось бы вернуться к качеству данной записи, к смысловой нагрузке, если данная работа увидит свет и выйдет в люди. Так как наша жизнь проходит в век информационных технологий, у нас фактически нет варианта отказаться от чего бы то ни было, если продукт, произведенный кем-то самостоятельно, без подготовки, хорошего материала для произведения (музыкальная основа, текст) не понравится потребителю, то есть нам. Вроде бы выбор есть всегда, но не сейчас, даже если человек перекроет свое информационное поле от музыкального, визуального контента, который ему не нравится, он может где-то то-то услышать, где-то что-то увидеть, так как нас со всех сторон окружают телеэкраны, радиоприемники, сотовые, компьютеры, билборды.

Хотелось бы сразу сказать, если человек хочет и может с ответственностью заниматься музыкальным искусством, прекрасно понимает, что в случае информационного успеха и подъема, он сможет нести просвещение, знание, добро, высокие моральные принципы, он может своим примером помогать воспитывать подрастающее поколение. Человек имеет все задатки для того, чтобы на него ровнялись и такой с легкостью может воспользоваться самым главным на данный момент ресурсом современной музыкальной культуры – широчайшим информационным полем, которое открывает двери ко всему.

Образы, программирующие сознание. Выше говорилось о том, что с появлением телевидения, сотрудники телеканалов начали замечать, что с помощь образов и поставленных ситуаций можно управлять человеческим сознанием. На самом деле, управлять человеческими эмоциями люди начали гораздо раньше, в далекие времена, когда на площадках античных амфитеатров шли первые спектакли. Большое искусство – заставлять человека плакать, смеяться, злиться, бояться и т.п.

С появление телевизоров люди, обладающие талантом «гипнотизировать» зрителей, получили возможность оказывать влияние на большее количество людей.

Современное музыкальное искусство с каждым днем становиться все беднее. Подрастающее поколение, которое приучили к примитивным музыкальным тенденциям не желает развивать кругозор музыкального наполнения, поэтому страдает современный музыкальный рынок. Спрос создают, в большинстве своем подростки, тинэйджеры, которым нужен примитивный ритм, песенный текст с отсутствующим смысловым наполнением. Если есть спрос, соответственно будут предложения, следовательно, если в начале 2000-х вели минимальные кастинги, отбирали и тренировали людей, то спустя два десятилетия ситуация стала хуже. Детям сейчас нужно меньше смыслового наполнение, чем подросткам 20 лет назад, а это говорит о том, что низкий спрос провоцирует музыкальный рынок готовить более примитивный музыкальный продукт.

Поставщики музыкального просвещения не задумываются о качестве производимых ими материалов. Большая часть современных музыкальных работ основывается не на желании усовершенствовать что-либо, а на том сколько можно будет заработать, если успеть прокатиться на гребне музыкальной волны.

Результаты

В современной поп-музыке, большое множество жанрово-стилевых направлений. Музыкальная культура современности развивалась многие десятилетия. Невозможно одновременно представить все музыкальные направления вместе или хотя бы поочерёдно. Музыка – обширный мир, который развивается каждый день и каждую минуту, кто-то вносит ее становление что-то свое.

Обсуждение

В современной поп-музыке, большое множество жанрово-стилевых направлений. Музыкальная культура современности развивалась многие десятилетия. Невозможно одновременно представить все музыкальные направления вместе или хотя бы поочерёдно. Музыка – обширный мир, который развивается каждый день и каждую минуту, кто-то вносит ее становление что-то свое.

Заключение

Для достижения цели – возобновления музыкального качества, нужно постараться начать просвещение молодого поколения, музыкальных тенденций и течений большое множество, каждый сможет найти то. Что ему по душе.

Список литературы

  1. Буркин Ю., Фадеев К., Осколки неба или подлинная история The Beatles Биография и мемуары – ISBN: 938-5-367-02836-2 – 2014 – Издательство: Амфора. – Текст: непосредственный.
  2. Зверева В.В. "Настоящая жизнь" в телевизоре. Исследования современной медиакультуры. – М.: РГГУ, 2012. – 228 с. – Текст: непосредственный.
  3. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М. – УРСС, 2013. – Текст: непосредственный.
  4. Лисовой В.И., Алпатова А.С. История музыки и современная музыкальная культура. Мексика и Центральная Америка – Учебное пособие. – Юрайт – 2018. 200 с. – Текст: непосредственный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: