УДК 659.4

Черный пиар: определение, цели и методы

Казаков Денис Геннадьевич – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Локтев Сергей Александрович – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: В статье анализируется черный пиар как комплекс методов и технологий, применяющихся для политической победы над оппонентом. Автором рассмотрены подходы к пониманию черного пиара, представлен обзор нормативно-правовой базы, регулирующей распространение информации, а также определены цели и методы черного пиара.

Ключевые слова: черный пиар, избирательная кампания, общественное мнение, паблик рилейшнз.

Черный пиар – один из самых необычных и скандальных разделов политической науки. Он входит в сферу интересов не только теоретиков, но и PR-специалистов, журналистов, политиков, а также широкой общественности. Зародившись как системное явление ХХ века в США и Европе, черный пиар и по сей день является значимой частью паблик рилейшнз. Черный пиар – комплексное понятие, которое включает в себя ряд особенностей, ключевые цели и задачи, инструменты и методы реализации. Данные элементы требуют отдельного анализа и систематизации. Таким образом, цель данной статьи – рассмотреть сущность черного пиара, включая анализ подходов к его определению, обзор актуальной законодательной базы, а также определение целей и методов черного пиара.

Как в российской, так и в зарубежной литературе существует множество интерпретаций термина «черный пиар». Само понятие «черный пиар» появилось в России в 1990-ых годах. Тогда под ним понималось размещение в СМИ заказных публикаций, оплата за которые производилась в теневой форме. Затем термин «черный пиар» стал пониматься шире. Наиболее ясное определение черному пиару дано в книге А.А. Чернушенко и В.Д. Федоровой «Черный PR в политике», где под ним понимается: «целенаправленное распространение негативной информации, касающейся какого-либо неодушевленного или одушевленного объекта». Интересна точка зрения политтехнолога партии Яблоко Э. Слободянюк. По ее мнению, ««чёрный» PR – это распространение негативной информации о конкуренте; в основе такого «негатива» лежат истинные факты (…). PR – это до определённой степени манипуляция, это интерпретация фактов так, как выгодно клиенту, но это не наглая ложь». Можно согласиться с данным высказыванием, так как черный пиар может иметь не только негативное, но и позитивное воздействие на целевую аудиторию. Так, профессоры Чикагского университета К. Маттес и Д. Редлавска считают, что черный пиар обеспечивает информационные преимущества для избирателей. Без негатива избиратели не имели бы полной информации об участниках выборов. Кандидаты должны указать на недостатки своих оппонентов, чтобы избиратели были полностью информированы.

Таким образом, единого подхода к пониманию термина «черный пиар» нет, однако большинство авторов приходят к выводу, что черный пиар – это комплекс методов и технологий, применяющихся для разрушения образа политика. В то же время черный пиар может иметь и позитивную функцию – информирование избирателей о кандидатах.

Использование черного пиара и других незаконных способов давления на избирателей в Российской Федерации официально запрещено законом. Основой российского законодательства в данной сфере является №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон «О СМИ»).

Согласно п. 2 ст. 45 №67-ФЗ, содержание информации «должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений». Требование достоверности означает использование журналистом только подлинной информации (согласно п. 2 ст. 49 Закона «О СМИ»). Также не допускается распространение информации «в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений» (согласно ст. 51 Закона «О СМИ»). Однако, как отмечает С.Н. Хорунжий, в Законе «О СМИ» широко используются понятия «недостоверность», «недостоверность информации», «недостоверность сведений», но их содержание не раскрывается. Таким образом, то или иное высказывание сложно квалифицировать как недостоверное или достоверное ввиду отсутствия четких критериев, что облегчает использование черного пиара в обход существующего законодательства.

Основная цель использования грязных технологий в политике – подрыв авторитета политической партии или политика для уменьшения его влияния и вытеснения из политической борьбы, а также соперничество за неопределившиеся голоса, которые могут повлиять на результаты голосования.

Из-за того, что в черном пиаре постоянно возникают новые технологии, не существует единой классификации его методов. Тем не менее, можно выделить три группы устоявшихся технологий черного пиара, которые направлены на достижение различных задач:

  • Технологии, направленные на избирателей. Они включают в себя социологические опросы для формирования мнения населения, подкуп избирателей, шантаж, использование нейролингвистического программирования. Данная группа технологий – наиболее распространенный и эффективный метод черного пиара.
  • Технологии, нарушающие процесс голосования. В пример можно привести размещение избирательных участков в труднодоступных местах, психологические барьеры, голосование вместо избирателей, выключение света на участках, порчу бюллетеней, использование фальшивых бюллетеней при голосовании на дому. Данный способ наименее эффективен, так как избирательный процесс строго регламентируется законодательством и находится под пристальным наблюдением общественности.
  • Технологии, направленные на кандидата. Компромат, разыгрывание спектаклей, запугивание, скандальные фильмы и ролики, фейковые или неудачные фотографии, клонирование (появление кандидатов, которые полностью перенимают программу противника, иногда даже его внешний вид и ФИО) – примеры инструментов воздействия на кандидата. Данный вид черного пиара самый разноплановый и яркий, поэтому он требует привлечения настоящих профессионалов пиар технологий.

Заключение

Как российские, так и зарубежные авторы сходятся во мнении, что черный пиар – это комплекс методов и технологий, применяющихся для разрушения образа политика. Черный PR применяется в тех случаях, когда неэффективны традиционные избирательные технологии; когда есть пробелы в законодательстве; когда политическая культура в обществе находится на низком уровне. Однако черный пиар может иметь и позитивную функцию: с помощью него избиратели могут узнать утаённую информацию о кандидате.

Использование черного пиара запрещено российским законодательством, тем не менее в нормативно-правовой базе сохраняется неполнота регламентации, позволяющая избегать ответственности за применение черного пиара.

Главная цель черного пиара заключается в очернении политического оппонента, что позволяет вытеснить его из политической борьбы, а также получить неопределившиеся голоса избирателей. Для достижения этой цели используются разнообразные технологии, в том числе методы воздействия на (1) избирателей, (2) процесс голосования (3) кандидата.

Несмотря на позитивную функцию информирования избирателей о кандидате, черный пиар приводит к таким негативным последствиям как снижение явки на выборах, подрыв демократических устоев общества, понижение рейтинга открытости СМИ и отсутствие к ним доверия со стороны общественности. Противодействовать черному пиару должен не только один политик, гражданин или ассоциация, но и государство в целом, и именно тогда станет возможно добиться желаемых результатов и вызвать интерес у электората к выборам.

Список литературы

  1. Вайма А. Черный PR. Защита И Нападение В Бизнесе И Не Только. URL: https://vuima.ru/book-pr-b.html (дата обращения: 31.05.2023).
  2. Живага В.В., Кандалов В.И. Роль компромата в современных условиях //Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999-2019 годы. С. 286-291.
  3. Зайцева Н.И., Кутень А.В. Черный пиар как недобросовестный метод достижения своих целей //Политика современных социально-экономических систем. 2016.
  4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 01.06.2023).
  5. Нечаева Е.А. Стратегии воздействия в PR-дискурсе //Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления. 2014. С. 175-180.
  6. Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб: Питер, 2003.
  7. Оришев А.Б. Управление массовым сознанием: пиар-технологии // Бизнес и дизайн ревю. Т. 1. № 2.
  8. Плешкова А.А. Черный пиар как метод предвыборной борьбы //Перспективы развития институтов права и государства. 2022. С. 347-349.
  9. Соколова А. Черный PR в политике. 2008. URL: http://www.evartist.narod.ru (дата обращения: 01.06.2023).
  10. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 2, ст. 45. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18173 (дата обращения: 01.06.2023).
  11. Федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38146 (дата обращения: 01.06.2023).
  12. Хорунжий С.Н. Административная ответственность за распространение недостоверной информации и гарантии предвыборной агитации // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2019. №3 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-otvetstvennost-za-rasprostranenie-nedostovernoy-informatsii-i-garantii-predvybornoy-agitatsii (дата обращения: 01.06.2023).
  13. Чернушенко А.А., Федорова В.Д. Черный PR в политике // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2006. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chernyy-pr-v-politike (дата обращения: 01.06.2023).
  14. Mattes K., Redlawsk D. The Positive Case for Negative Campaigning. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2014.

Интересная статья? Поделись ей с другими: