УДК 070: 616.89-008.441.44

Роль средств массовой информации в предупреждении риска суицидального поведения

Виноградов Тимофей Алексеевич – студент Санкт-Петербургского государственного педиатрического университета.

Аннотация: В статье рассматривается роль средств массовой информации в профилактике суицидов. Экспертное сообщество ориентировано на конструктивное взаимодействие с журналистами. От журналистов ожидают корректного освещения случаев суицидального поведения. Особое внимание уделяется тому, каким образом подается информация в современных интернет-СМИ. Приводятся результаты собственного исследования, выполненное методом контент-анализа. Автор приходит к выводу о сложившемся противоречии: с одной стороны, журналисты публикуют информацию профилактического характера, обращаются к экспертам за консультациями, публикуют необходимую справочную информацию; с другой стороны выявляются многочисленные случаи чрезмерного увлечения темой, желание вызывать к материалам о суицидах массовый интерес.

Ключевые слова: суицид, профилактика суицидального поведения, ответственность СМИ, влияние СМИ.

Введение

Одной из основных проблем современного общества является рост числа суицидов (исследования). Из доклада уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка следует, что среди несовершеннолетних за период с 2019-2021 г.г. число попыток суицида увеличилось с 3253 до 3675 случаев (на 13%), а число повторных попыток с 188 до 362 случаев (на 92,6%) [1]. При этом по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) на 2021 г. количество случаев суицида среди всех групп населения составляет 15.8 человек (на 100000 населения) [3]. Приведенные данные показывают глобальность проблемы. Отношение к суициду формируется исходя из ряда факторов: ценностей, личностных представлений, адаптационных способностей, психологического и психического состояния, качества жизни, социального статуса, состояния здоровья и проч. Называются психологические причины суицидального выбора личности: протест против несправедливости, призыв к изменению ситуации, избежание страданий, самонаказание, капитуляция перед обстоятельствами [4]. На «нормализацию» суицида, его восприятия как вероятного способа решения проблем, влияют культурные факторы и информированность населения о том, каким образом они могут получить помощь в трудной ситуации.

Средства массовой информации являются одним из основных источников информации, они влияют на сознание, восприятие и поведение человека. Хорошо исследованы манипулятивные возможности СМИ: эффект заражения, внушения, убеждения [6]. По мнению экспертов сообщения в СМИ и социальных медиа могут «как ослаблять, так и укреплять усилия по предупреждению самоубийств» [5]. Вопрос ответственности средств массовой информации неоднократно поднимался суицидологами, психиатрами и психологами. Министерство Просвещения России рекомендует анализировать публикации и репортажи в СМИ, посвященные данной теме, организовывать конструктивное взаимодействие с журналистами. Особенный акцент делается на форме подачи информации, ее привлекательности для аудитории. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) заявляла о том, что редакции должны излагать информацию о суицидальных случаях максимально кратко, так, чтобы не вызывать массовый интерес к данной теме. Рекомендательные меры для журналистов также были предложены Лигой Безопасного Интернета [2] и Международной ассоциацией предотвращения суицидов.

Данные рекомендации можно свести к следующим пунктам:

  1. Материал должен основываться на проверенных фактах. Статистические данные даются с осторожностью, без устрашения и упрощения. Для интерпретации событий использовать только профильных экспертов.
  2. Необходимо избегать переосвещения в СМИ, рекомендуется не упоминать о суициде/попытке в заголовке.
  3. Не привлекать внимание к материалам о самоубийствах за счет привлечения знаменитостей. Нельзя идеализировать участников событий.
  4. Не следует трактовать суицидальное поведение как естественную реакцию на события.
  5. Сообщения о суициде должны быть по возможности краткими, стоит отказаться от подробного описания чего либо.
  6. Вокруг конкретного случая не создавать атмосферу таинственности, не публиковать предсмертные записки, фото жертв/ их родственников
  7. Недопустимо в конце интернет-публикации оставлять подборку похожих статей.
  8. Недопустима красочность, яркость описания, не называть попытку суицида неудачной
  9. Рассказывать о негативных последствиях суицидального поведения
  10. Учитывать чувства и состояние близких самоубийцы, чутко к ним относиться.
  11. Акцентировать внимание на положительных примерах, популяризировать истории о том, как люди справлялись жизненными трудностями
  12. Не подавать суицид как обыденное событие.

Указанные рекомендации обращены к понимаю журналистом меры своей ответственности перед обществом. Соблюдение этих требований большей частью не связано с существующими правовыми нормами, но ведет к снижению рисков суицидального поведения.

Материалы и методы

Мы провели анализ тенденций репрезентации суицида в СМИ. Метод исследования – контент-анализ, единицей анализа являлись заголовки материалов, словосочетания со словами «самоубийство» и «суицид». Значение смысловых единиц сопоставлялось с перечисленными выше рекомендациями экспертов. Целью нашего исследования было определение степени участия массмедиа в предотвращении суицидальных рисков.

Материалом исследования послужили публикации из зарегистрированных средств массовой информации, которые были отобраны по ряду принципов.

  1. Хронологические рамки для выборки составили 12 месяцев (май 2022- май 2023).
  2. Основное содержание публикаций связано с темой суицида.
  3. Публикации должны быть опубликованы в общественно-политических, досуговых изданиях неспециализированной направленности и ориентированы на массовую аудиторию.

Выборка состояла изначально из 2487 материалов из 345 источников. После исключения повторов и перепечаток, а также тех СМИ, в которых количество публикаций, связанных с темой было менее пяти, было отобраны 1020 материалов. Для определения ключевых запросов были отобраны публикации, в которых содержались слова «суицид», «самоубийство» и его возможные грамматические формы. В итоговый список вошли: ИА Регнум (8,24), РИА Новости (5,29%), Gazeta.ru (5,5%), Kommersant.ru (4,76%), Fontanka.ru (4,2%) и другие.

Обсуждения и результаты

Нами было проанализировано несколько категорий: упоминание слов «суицид», «самоубийство» в заголовках к материалам, словосочетания «неудачая попытка суицида»; раскрытие подробностей суицида; упоминания об известных персонах в материалах, связанных с суицидом; указание интернет-ресурсов и телефонов, по которым можно обратиться за помощью; представление положительных примеров того, как человек смог справиться со сложной ситуацией; конкретные рекомендации для тех, кто находится в зоне риска.

  1. Упоминание слов «суицид» и «самоубийство» в заголовках. Анализ материалов показал, что несмотря на существующие рекомендации 19,7 % текстов содержали в заголовках слово «суицид» и 6,2% – слово «самоубийство». Например, «Жертва неудачного суицида из Москвы набросилась на врачей "скорой" с ножом» (Pravda.ru, 21.02.2023), «Депрессия, торг, зеленый чай. Как пережить две попытки суицида и построить бизнес на успокоительных свойствах чая» (Incrussia.ru, 3.06.2022 11:39), «На «Удельной» встал состав из-за попытки суицида пассажира» (Fontanka.ru, 28.06.2022), «Российская школьница покончила с собой в сарае после обеда с родителями» (Compromat.group, 14.07.2022). Весьма спорными можно назвать заголовки с упоминанием животных: «Массовые самоубийства животных запрограммированы природой» (Pravda.ru, 12.06.2022); «В Подмосковье 11-летняя девочка совершила суицид из-за отказа родителей купить собаку (Justmedia.ru, 27.03.2023).
  2. Упоминание о неудачной попытке суицида. Было выявлено в 3,6 % текстов, в которых встречаются подобное словосочетание: «В Москве возбудили дело после неудачной попытки суицида "авторитета" Гии Длинного» (РИА Новости, 07.09.2022).
  3. Раскрытие подробностей суицида. В некоторых текстах текстах косвенно рассказывалось о способах самоубийства, как например в публикации «Назло маме: капризная девочка съела два десятка таблеток в Автово» (Konkretno.ru, 16.06.2022); в другом случае в интервью: «Актриса Елизавета Запорожец: «На роль Рэйчел меня утвердил лично Брэд Питт» («А у вашей героини там реальная попытка суицида, или угроза, имитация? - Реальная, она глотает таблетки. Причины? Неразделённая любовь, непринятие родителями её актёрской профессии, она не поступает в театральный институт, непонимание друзей» (Аргументы недели, 09.08.2022).
  4. Упоминание медиаперсон. В журналистских материалах, связанных с темой самоубийств, нередко встречаются упоминания или рассказы об известных персонах, актерах, музыкантах, певцах в связи с суицидальными наклонностями: Леди Гага, Стас Пьеха, голкипер сборной Германии и «Ганновера» Роберт Энки – (8,5%). Например: «Полуфиналист Уимблдона Кирьос рассказал о мыслях совершить суицид» (Gazeta.ru. 07.07.2022), «Yonhap: певец из группы ASTRO Мунбин совершил самоубийство» (Ren.tv, 20.04.2023).
  5. Акцент на профилактических мерах. Упоминание словосочетания «профилактика самоубийств» содержалась в 64 текстах (6,2%) однако 20 из них были исключены, так как они представляли собой мини-рецензию сериала «Аврора» («Саша Зорина <…> работает телефонным психологом в центре профилактики самоубийств, много пьет и без особого успеха пробует продолжить актерскую карьеру). Остальные материалы большей частью представляют собой информационные заметки о происшествиях, 20 материалов были основаны на информационных поводах, связанных с деятельностью Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC). Журналисты приводили данные из доклада CDC про ухудшение состояния старшеклассников после пандемии: «40% учащихся старших классов средней школы временами испытывали настолько сильную печаль или безнадежность, что не могли заниматься привычными делами и учиться, а 22% - всерьез задумывались о самоубийстве». (Kommersant.ru, 14.02.2023 ), а также сообщили о возросшем уровне самоубийств в американской армии.

Близкий по смыслу поиск «профилактика суицида» – 12,6%, из которых 5,4% – это информационные заметки, в которых сообщается о прошедших мероприятиях, посвященных данной теме (организаторы: ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по Курганской области, Комиссии по делам несовершеннолетних, Администраций МО и другие).

Указание номеров телефонов доверия, инструкции по поддержке тех, кто находится в зоне риска, данные о существующих интернет-ресурсов, куда можно обратиться в сложной ситуации содержались в 5,4 % публикаций. В некоторых материалах рассказывается о факторах, провоцирующих аутоагрессивное поведение, приводятся мотивирующие истории о конкретных людях. Так, в публикации «Я чувствовала себя домашней проституткой» (72.ru, 18.06.2022) приводится пример того, как героиня начала справляться со своими проблемами с помощью специалистов. В интервью «Никакие испытания не делают человека сильнее» психотерапевт развенчивает мифы о депрессии, дает советы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних,. Pravda.ru, 22.07.2022), в этом же тексте приводятся данные о специалистах, к которым можно обратиться за помощь.

Выводы

Таким образом, суицидопрофилактические меры при обращении в журналистских материалах к теме самоубийства заключаются как в трактовке событий, их представлении на страницах изданий, так и в стратегиях журналистов. Мы видим, что материалы средств массовой информации, затрагивающие тему самоубийств, лишь в редких случаях ориентированы на профилактику. Превентивные меры против самоубийств освещаются в масс-медиа в основном по инициативе государственных органов, в основном в форме четко сформулированных рекомендаций. В материалах медиа необходимо усиливать акцент на поддержке жизни, жизненных ценностей, возможностях решения проблем при освещении темы самоубийств. Необходимо сотрудничество специалистов разных областей для снижения риска суицидального поведения. Одной из возможных мер могло бы стать консультирование журналистов и редакторов о способах корректного отображения информации о суициде без риска триггирирования и повышения интереса к самоубийствам.

Список литературы

  1. Доклад о деятельности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2021 // Официальный сайт: Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. [Электронный ресурс] - URL: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/August2022/OucV7OrXsDXYb6xBrHFF.pdf (дата обращения 01.06.2023).
  2. Рекомендации для СМИ по освещению суицидов // Лига безопасного интернета. [Электронный ресурс] - URL: http://kdnizp.volganet.ru/files/npa/Рекомендации для СМИ по освещению суицидов.pdf (дата обращения 01.06.2023).
  3. Единая межведомственная информационно-статистическая система: сайт государственной статистики. Информационный портал. 2022. [Электронный ресурс] - URL: https://fedstat.ru/indicator/58547 (дата обращения: 20.05.2023).
  4. Кудрявцев И. А. Смысловая типология суицидов // Суицидология. 2013. №2 (11). [Электронный ресурс] - URL: https://sciup.org/140141385 (дата обращения: 24.05.2023.
  5. Милосердова, Н. В. К проблематике освещения информации о самоубийстве в СМИ / Н. В. Милосердова, Е. В. Барышева // Противоречия и тенденции развития современного Российского общества : Сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции, Сергиев Посад, 19 апреля 2021 года / Сост. Л.Н. Бондаренко. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. – С. 146-153).
  6. Психология массовой коммуникации : учебник для бакалавров / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – М.: Юрайт, 2014. – 512 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: