УДК 070

Технология проведения современного портретного интервью

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Коваленко Анастасия Дмитриевна – студентка по направлению подготовки «Журналистика» Института филологии и массмедиа Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Аннотация: В статье анализируются этапы подготовки, сценарий проведения, драматургия современного портретного интервью. На примере интервью в журнале «Интервью. Люди и события» авторы исследуют особенности зачина, открытых, закрытых и второстепенных вопросов в технологии проведения современного портретного интервью.

Ключевые слова:  портретное интервью, зачин интервью, драматургия интервью, вопросы интервью, журнал «Интервью. Люди и события».

Портретное интервью – это информационный жанр журналистики, в котором акцент делается на неординарности собеседника, чертах, выделяющих личность из числа других. Главная цель журналиста – раскрыть эту личность с новой для аудитории стороны. Героем портретного интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере жизни и вызывает интерес у широкой аудитории. Менее распространены портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить, либо быть очень типичными. Как отмечает Н.В. Кодола, «оценка, комментарий хорошо информированного авторитетного собеседника придают интервью большую силу убедительности» [1, 9].

Существует три основных этапа подготовки к портретному интервью: общий, конкретный, психологический. Первый включает общую интеллектуальную, обще- и узкопрофильную подготовку. На втором интервьюер ставит цели интервью и изучает собеседника. На этом этапе подготавливаются вопросы и ведутся переговоры о месте и времени встречи. Психологический этап предполагает «настройку на волну» собеседника. Интервьюер структурирует свои вопросы, определяет манеру, в которой будет вести диалог, работает над драматургией интервью и определяет для себя, какой образ интервьюера в этом конкретном случае будет самым подходящим.

Цели беседы определяются многими факторами, в том числе ролью собеседника в той ситуации, о которой пойдет речь в интервью, масштабом проблем, компетентностью собеседника и его характером.

Изучение собеседника – один из самых важных моментов в процессе работы над портретным интервью. Журналист, не поинтересовавшийся по предыдущим интервью тем, что представляет его собеседник, чем он интересуется, каковы его привычки, вкусы и привязанности, обречен на неудачу.

 Как отмечает М.М. Лукина, «интервью – разговор, который строится по определенным правилам профессионального журналистского общения. Протекает оно в вопросно-ответной форме, когда журналист спрашивает, а собеседник отвечает» [2]. Подготовка базовых вопросов, а также умение правильно задавать их в ходе беседы – основные навыки портретного интервьюера.

Основные задаваемые во время интервью вопросы делятся на прямые и косвенные, открытые и закрытые. Прямые вопросы задаются, если собеседник отвечает открыто, хорошо выражает свои мысли и не зажат. Косвенные вопросы – это возможность вернуть собеседника в русло в том случае, если он, невольно или умышленно, начинает отклоняться от темы, стесняется или чего-то боится.

Открытые вопросы используются для получения подробной информации и предполагают развернутые ответы. Они побуждают собеседника отвечать подробно, провоцируют его анализировать свои слова и действия. Задавая вопросы такого типа, журналист должен внимательно слушать и наблюдать.

Закрытые вопросы предполагают односложные и простые ответы. Преимущество таких вопросов состоит в том, что их легко задавать. Они позволяют получить точную информацию, не дожидаясь размышлений собеседника. Кроме того, такие вопросы экономят драгоценное время, потому что предполагают быструю реакцию и краткий ответ. Но они не стимулируют развитие диалога, предполагают предсказуемые односложные ответы – «да» или «нет», нередко оказываются лишними и примитивными для серьезных собеседников.

Второстепенные вопросы делятся на уточняющие, развивающие, контрольные, пассивные и количественные. Стоит отметить, что уточняющие вопросы можно задавать, перефразируя сказанное собеседником, запрашивая у него пример для иллюстрации или прояснения сказанного, а также дополнительную информацию.

Контрольные вопросы помогают узнать, обладает ли интервьюируемый необходимой интервьюеру информацией. Они помогают проверить достоверность полученной информации, уточнить ее и стимулируют продолжение разговора. Контрольные вопросы важны при длительной беседе с видеосъемкой, где нужны паузы. Такие вопросы, кроме того, дают собеседнику время на раздумья. При этом ход беседы не прерывается.

Задача вопросов с количественным местоимением – выяснить количественные характеристики объекта или события. Они задаются экспертам, вносят ясность и точность в разговор, конкретизируют предмет разговора и позволяют увидеть ситуацию в динамике.

Обычно портретное интервью строятся по такому сценарию:

  1. Преамбула (зачин) интервью.
  2. Начало интервью, где задаются нетрудные для собеседника вопросы.
  3. Основная часть интервью, в которой задаются основные вопросы. Основная цель – заинтересовать собеседника и получить ответы на вопросы.
  4. Завершение интервью. Задается главный вопрос интервью. Здесь можно поинтересоваться, не хочет ли собеседник добавить что-нибудь к уже сказанному.

Современное портретное интервью может быть проведено различными способами. Это может быть и личная встреча, и видеоконференция, и переписка в соцсетях или мессенджерах. Важно выбрать наиболее удобный для интервьюируемого формат, чтобы он мог чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли.

Одно из необходимых условий успеха интервьюера – создание доверительных отношений с собеседником. Поэтому задача журналиста – расположить к себе собеседника, вызвать у него желание сотрудничать. Надо всегда помнить, что первое впечатление – самое сильное. Поэтому внешний вид журналиста, его манера держаться и говорить имеют большое значение. Человека, к которому пришел журналист, прежде всего интересует его цель и причины выбора. Далеко не каждый собеседник имеет опыт интервьюируемого, поэтому журналист должен сразу объяснить собеседнику, что потребуется от него в этой роли.

Очень важно установить эмоциональный контакт с интервьюируемым, чтобы он мог свободно выражать свое мнение. Он должен почувствовать, что его ответы действительно интересны журналисту. Подготовленность журналиста к интервью собеседнику также импонирует. 

Не менее важна концовка интервью. Интервьюируемый в этот момент обычно расслабляется, его напряжение спадает. И именно в этот момент он может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. И здесь очень важно не расслабиться журналисту. Очень часто именно в своих заключительных словах собеседник сообщает то, чего журналист добивался от него все то время, пока продолжалась беседа.

Рассмотрим технологии проведения портретного интервью на примере журнала «Интервью. Люди и события», российского издания, которое известно своими эксклюзивными материалами. Кроме бесед со знаменитостями, на сайте журнала можно найти обзоры выставок, фестивалей и мероприятий, есть рубрики на любой вкус читателя.

Проанализируем интервью с популярной актрисой театра и кино Нонной Гришаевой. Во время беседы она рассказала читателям о своей жизни и карьере в кино и театре. Из зачина интервью читатель узнает, что длительное время женщина «довольствовалась крохотными ролями и, в общем, пропадала в безвестности», но теперь это очень популярная и востребованная актриса.

Интервьюер Дмитрий Тульчинский задавал открытые и закрытые, прямые и косвенные вопросы. В самом начале журналист использует развивающий тип вопросов и выражает интерес к чувствам героини: «Нонна, несколько дней назад мы с Вами разговаривали – у Вас был очень усталый голос. Сильно изматывает вся эта востребованность безумная?» [4].

Некоторые вопросы Дмитрий Тульчинский формулировал в виде утверждений: «Роман Григорьевич – мудрый человек, знает, что говорит», «Сейчас – да, совсем другое дело», «Надеюсь, действительно десяти дней вам хватит. Потому что, с одной стороны, конечно, радуешься за Вас, а с другой – как-то даже жалко» [4].

В ходе интервью было задано достаточно много закрытых вопросов:

«Из Вахтанговского театра Вы ушли?», «Сейчас он, насколько понимаю, ещё и ваш директор. Личные отношения не мешают служебным и наоборот?», «Несколько дней назад мы с Вами разговаривали – у вас был очень усталый голос. Сильно изматывает вся эта востребованность безумная?» [4]. Нонна Гришаева старалась развернуто отвечать и на закрытые вопросы,  не ограничиваясь «да» или «нет».

Но большинство вопросов были открытыми: «Тем не менее, сейчас Вы едете отдыхать. Далеко, надолго?», «В одном интервью вы сказали: я в 16 лет и я сейчас – диаметрально противоположные личности. Какой вы были в 16?», «А Илья, у которого возраст сейчас тоже интересный, – что говорит, когда видит вас по телевизору? [4].

Актриса с удовольствием отвечала на все вопросы, была очень открытой. Она развивала диалог, отвечала распространёнными предложениями и добавляла в ответы разные детали.

Интервью с Григорием Лепсом, которое взяла у известного российского певца и композитора Ксения Овчар, после традиционного зачина начиналось с закрытого вопроса «Григорий, вы платите налоги?». [3]. Вопрос был неожиданным для гостя, поэтому реакция была довольно эмоциональной: «Ещё как плачу. У меня есть бухгалтер, который следит за тем, чтобы долги государству были отданы в полной мере… Лично мне спокойнее заплатить. Тем более что в России – самые низкие налоги. А работаю я много, упорно, качественно – экономия на налогах не принесёт много прибыли, а мне будет стыдно. Что же, я не могу сам заработать без обмана государства? Могу» [3].

Анализируя драматургию интервью, хочется отметить, что большинство вопросов были открытыми: «О чём человек думает, когда счет идет на минуты?», «Зачем вы бьете микрофоны на сцене?», «Какова самая большая ценность для Григория Лепса?» [3].

Ксения Овчар показала себя журналистом, хорошо подготовившимся к интервью. Видно, что она изучила интервью Лепса, который певец давал ранее. Задавая развивающие вопросы, она ссылается на проверенные источники.

Григорий Лепс отвечал откровенно, выражая свое мнение о музыке и жизни открыто и прямо. Часто использовал образные выражения и метафоры. Ответы певца характеризуют его как настоящего профессионала, человека, который серьезно относится к своей работе.

Таким образом, проанализировав портретные интервью в журнале «Интервью. Люди и события», можно заключить, что они выполнены на высоком профессиональном уровне. Интервьюеры тщательно готовятся к беседе, используют зачин как обязательный элемент интервью и способ представить героя, грамотно выстраивают драматургию интервью, используя разнообразный спектр вопросов.

Список литературы

  1. Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы М.: Аспект Пресс, 2011. – 174 c.
  2. Лукина М.М. Технология интервью: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 192 c. URL: http://evartist.narod.ru/text5/34.htm (дата обращения: 25.04.2023).
  3. Овчар К. Григорий Лепс: Жизнь заставила // «Интервью. Люди и события» URL: https://interviewmg.ru/2296/ (дата обращения: 24.04.2023).
  4. Тульчинский Д. Нонна Гришаева: Смех сквозь грёзы // «Интервью. Люди и события». URL: https://interviewmg.ru/2008/ (дата обращения: 23.04.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: