УДК 070

История, статус и развитие феминистских исследований в китайской журналистике и коммуникации

Ху Пэнфэй – магистр Белорусского государственного университета.

Аннотация: С исторической точки зрения, развитие современного феминизма в Китае совпадает с модернизацией и демократизацией Китая, сопровождающимися освобождением женщин. Развитие феминизма в Китае можно разделить на четыре этапа. В этом процессе западная феминистская теория оказала важное влияние на развитие китайского феминизма. Одна из них – теория Дж. Батлер – была переведена и широко представлена в Китае. Однако из-за различных культурных кодов Китая и Запада теория Батлер сталкивается с проблемами в Китае. В этой статье мы подробно проанализируем конкретные причины этого вызова и направление развития китайского феминизма.

Ключное слова: китайский феминизм, западная феминистская теория, Джудит Батлер.

В последние годы феминистские исследования в китайской журналистике достигли определенного прогресса, при этом больше внимания уделяется гендерным вопросам и правам женщин. Однако цензура и государственный контроль над СМИ продолжают оставаться серьезными проблемами для феминисток в Китае. Несмотря на эти препятствия, феминистские активисты и ученые работают над достижением большего гендерного равенства и представительства в китайской журналистике [1].

Статистика авторов, опубликовавших более трех статей в этих десяти основных журналах, показывает, что в общей сложности 14 ученых опубликовали более трех статей, среди них Бу Вэй, Лю Лицюнь, Цао Цзинь, Чжан Цзинцзе и т.д. Пол всех 14 ученых – женский, что отражает проблему гендерных различий среди авторов исследований, а мужчины все еще находятся в состоянии невнимания к проблеме феминизма. Среди них Бу Вэй – одна из самых первых ученых, изучающих феминизм в Китае. Еще в 1997 году она опубликовала работы "Феминистская перспектива наблюдения – чтение журналистских работ Лу Сяофэй, журналистки из People's Daily" и "Исследование образа женщин в телевизионной рекламе в Китае". Журналисты, компьютеры и анализ гендерных различий" и другие статьи. Лю Лицюнь, декан Китайского женского колледжа и директор Центра изучения СМИ и женщин при Коммуникационном университете Китая, не только изучала СМИ и феминизм с теоретической точки зрения, но и анализировала текущие проблемы женщин и связанные с ними феминистские вопросы в свете реалий настоящего времени, а также стремилась изучать феминизм в свете реальной ситуации в Китае и китаизировать феминизм. Каждый из других исследователей имеет свои собственные направления и особенности исследований и внес значительный вклад в изучение феминизма в китайской журналистике и коммуникации. Если рассматривать места работы авторов, то большинство из них – это институты журналистики и коммуникации при университетах, причем в отдельных университетах созданы феминистские институты журналистики. Среди них, в частности, Коммуникационный университет Китая создал Центр медиа и женских исследований, который опубликовал 49 статей о феминистских исследованиях в журналистике и коммуникации, а также Фуданьский университет, Хуачжунский университет науки и технологий, Цзинаньский университет и другие университеты, которые достаточно много изучали эту тему. В дополнение к этому, многие работники СМИ также исследовали вопросы, связанные с феминизмом в своей сфере деятельности, например, в 2004 году телевидение Гуанси запустило специальный женский канал, о котором директор телевидения Гуанси опубликовала несколько статей [2].

В исследованиях, посвященных феминистским коммуникаторам, направления исследований различных ученых условно делятся на два: исследования женщин-журналистов и исследования по выращиванию женских талантов в журналистике и коммуникации, в то время как фокус и исследования на тему женщин-коммуникаторов все еще редки. Лю Лицюнь, научный сотрудник Центра изучения СМИ и женщин Коммуникационного университета Китая, анализирует отсутствие женщин-профессионалов в медиакоммуникации с точки зрения их статуса, дискурсивных характеристик и реляционных характеристик, а также анализирует дилемму восприятия гендера и профессиональной роли женщин-профессионалов в своем исследовании "Дилемма женщин-профессионалов в медиакоммуникации". В этой области исследований, посвященных женщинам-журналистам, основное внимание уделяется дилеммам женщин-журналистов, например, Бао Сяофэн "Возрастная дискриминация Би-би-си в отношении женщин-ведущих – инцидент с Мириам О'Рейли" как A Case Study of the Miriam O'Reilly Affair" и др. В работе Цао Ли "Сообщество" с точки зрения средств коммуникации – анализ выращивания современных женских талантов" она отмечает, что СМИ должны максимально усилить свою роль в продвижении феминизма и росте женских талантов. Роль СМИ в продвижении феминизма и развитии женских талантов должна быть максимальной. Феминистские СМИ – еще одна важная тема исследований, в основном посвященных женским СМИ в прессе, на радио, телевидении и в Интернете, анализирующих не только текущую ситуацию и характеристики женских СМИ, но и проблемы, существующие в этих СМИ. Больше исследований было проведено по женскому журналу China Women и по телевизионным каналам. Например, исследования женского канала Guangxi TV и программы "Половина неба", а также исследования женских веб-сайтов. Чжан Хун в статье "Текущая ситуация и размышления о гендерных концепциях в отечественных женских журналах" делит женские журналы на две основные школы мысли: женские журналы и женские журналы мод. Анализируя характеристики двух школ мысли, она приходит к выводу, что отечественные женские журналы играют важную роль в продвижении гендерной культуры, и таким образом предполагает, что женские журналы важны для женской идентичности, социального познания и построения гендерной культуры. Контент-анализ СМИ на феминистские темы, особенно исследования женского образа, текстового контента и женского символического анализа, привлек внимание ученых [3]. Изучение феминизма в китайской журналистике и коммуникации началось с изучения женских образов. В 1997 году было опубликовано всего три статьи, две из которых были посвящены женским образам, одна из них – отчет Бу Вэй об исследовании женских образов в китайской телевизионной рекламе, а другая – исследование Лу Е о женских образах в китайской телевизионной коммуникации. Среди 380 журнальных статей, исследованных в данной работе, 113 статей посвящены изучению женского образа, что включает в себя не только изучение женского образа в различных СМИ и изучение женского образа в новых СМИ, но и изучение стереотипов женского образа, а также изучение женского образа в различных профессиях и на различных уровнях. В текстовом анализе СМИ анализ в основном основывается на содержательных текстах новостных сообщений, журналов и рекламы в прошлом женщины конструировались традиционными СМИ как стереотипы, а сейчас именно женщины конструируют себя как традиционный образ женщины. В символическом анализе одна часть – это символический анализ в содержании текста, а другая – анализ женских символов. В работе Цзинь Янь и Ван Ли "Коннотация и логика потребления символов женского тела в эпоху Интернета" исследуется коннотация символов женского тела. Производство и потребление символов женского тела продолжает интенсифицироваться, а культурные факторы, которые они несут, усиливают или деконструируют современный образ жизни и ценности. Символы есть везде, и женские символы имеют огромное значение для феминизма. Исследований, посвященных женской аудитории в СМИ, немного, всего 11 по статистике. Основные исследования охватывают три аспекта: теория женской аудитории, потребности женской аудитории в СМИ и изучение влияния СМИ на женщин. Среди них профессор Чжан Яньхун с кафедры журналистики факультета гуманитарных наук Китайского университета политических наук и права провела больше исследований по женской аудитории, и в своих статьях "Взгляд феминистской аудитории на постструктурализм", "Размышления о китаизации феминистской теории аудитории" и "Субъективная инициатива женской аудитории и полезность популярных текстов – повторение теории аудитории постмодернистского феминизма". Она объясняет теории аудитории западного феминизма и локализует их применительно к китайскому контексту. В статье она представляет коннотации различных школ феминизма и их характеристики, анализирует текущую ситуацию, когда права женской аудитории на просмотр в Китае игнорируются и искажаются, а также проводит исследование отсутствия женской аудитории и потребностей женской аудитории для основных СМИ [4].

С 1997 года исследование феминизма в китайской журналистике и коммуникации претерпело процесс колебательного развития. В настоящее время эти исследования охватывают различные СМИ, такие как пресса, радио, телевидение, кино, реклама и новые онлайн СМИ, а также включают в себя различные элементы коммуникации, такие как коммуникаторы, содержание коммуникации, средства коммуникации, а также исследования аудитории и эффекта. Эти исследования прошли путь от отсутствия теоретических исследований до распространения гендерной теории в медиа-исследованиях, и объединили феминистские исследования с консьюмеризмом, кросс-культурной коммуникацией и другими теориями для более глубокого изучения гендерных вопросов в соответствии с развитием времени. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: феминистские исследования в журналистике и коммуникации начались поздно, развитие было медленным, а инновации – низкими. Изучение феминизма в журналистике и коммуникации в Китае началось в 1990-х годах, всего 20 лет назад. Новые медиа в Интернете продолжают развиваться, коммуникационная среда претерпела большие изменения, но феминистские исследования в журналистике и коммуникации в Китае не получили значительных инноваций, а методы и содержание исследований все еще застряли в эпохе традиционных медиа, меняя лишь объекты исследований, в основном, образ женщин на телевидении, образ женщин в рекламе, женский дискурс в новостных сообщениях и образ женщин, в соответствии с постоянно меняющейся медиа-средой.

Список литературы

  1. Мусалитина Е. А. Гендерные проблемы образа женщины в китайской медиакультуре //Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2021. – №. 6. – С. 41-46.
  2. Лян Ч. Имидж женщин-журналисток и их перспективы в профессиональной среде в онлайн-СМИ Китая. – 2019.
  3. Вартанова Е. Л., Смирнова О. В. Гендер и СМИ: 10 лет //Гендер и СМИ. – 2017. – №. 8. – С. 7-10.
  4. Смеюха В. В. Процессы идентификации и женская пресса. – 2012.
  5. Ruge J. Распространение современной русской женской прозы в Китае //Litera. – 2022. – №. 6. – С. 151-163.

Интересная статья? Поделись ей с другими: