УДК 654.1

Специфика жанров телевидения

Ван Инчэнь – бакалавр Российского университета дружбы народов.

Аннотация: Статья посвящена жанрам телевидения, которые пока слабо изучены во всей их совокупности. Обычно рассматриваются отдельные жанровые группы. Нами сделана попытка взглянуть на структуру и формообразующие признаки телевизионных жанров в целом как на специфическое явление. Подобно исследователям театра, мы определяем жанры телевидения как природу чувств. В статье доказывается, что жанры телевидения не могут быть сведены к какой-либо одной группе внутри обширного телевизионного синкреза.

Ключевые слова: телевидение, жанр, журналистика.

Обзор существующей системы классификации телевизионных эстрадных шоу показывает, что, хотя исследователи дают различные определения телевизионных эстрадных шоу, они не являются несвязанными, а общим знаменателем является акцент на развлечении в функциональном описании таких программ. Гао Синь [1] определяет телевизионные эстрадные программы как предоставление зрителям литературного развлечения и эстетического удовольствия. [2] Чжао Юминг и Ван Фушунь [3] утверждают, что телевизионные эстрадные программы выполняют различные функции, в том числе развлекательную, веселую, познавательную, пропагандистскую и эстетическую. [3] Чэнь Вэй говорит, что эстрадные шоу имеют конечной целью развлечение, и что они усилили и выделили функции сенсорной стимуляции, игры и развлечения, что является центральным выражением развлекательных характеристик телевидения. [4] Ван Чжэпин определяет эстрадные шоу как развлечения с драмой. [5] Существует множество различных типов телевизионных программ, и нет окончательной классификации. ЮНЕСКО классифицирует их на пять категорий: новости, культура, образование, религия и развлечения, основываясь на атрибутах их содержания. [6] Международные стандарты обычно делят телевизионные программы на три категории: развлекательные, документальные и драматические, в то время как отечественные телевизионные программы обычно делятся на четыре категории: новости, развлечения, образование и услуги, а развлекательные программы далее делятся на 11 категорий: драма, спорт, кино, варьете, музыка, драма, игры, реалити-шоу, развлекательные ток-шоу и особенности, международные развлечения и крупномасштабные развлечения. С точки зрения содержания, Лю Иннань и другие ученые классифицировали телевизионные программы на семь категорий: новости, драма, эстрада, опера и музыка, художественные и документальные фильмы, стиль жизни и сервис, реклама. Отраслевая классификация также сильно различается. CSM классифицирует телевизионные программы Китая на 15 категорий: новости/текущие дела, особенности, разнообразие, спорт, обучение, иностранный язык, детские программы, музыка, драма, телевизионные драмы, фильмы, финансы и экономика, стиль жизни, услуги, юридические и другие. Целью классификации является снижение неопределенности во времени, поэтому при определении уровня классификации элементы с высокой степенью определенности, такие как эфирное время, классифицируются на начальном уровне, а элементы с высокой степенью неопределенности, такие как простота управления, классифицируются на более высоком уровне. Для того чтобы лучше согласовать жанр с новыми тенденциями в эстрадных программах и четко определить различия между различными типами телевизионных эстрадных программ, мы классифицируем телевизионные эстрадные программы на четырех уровнях.

 Уровень 1: Регулярные программы и сезонные программы определяются по продолжительности их выхода в эфир. Регулярные программы - это те, которые выходят в эфир на регулярной основе в течение длительного периода времени. После составления расписания программа не подлежит изменению и обычно выходит в эфир еженедельно. По сравнению с обычными программами, сезонные программы позволяют избежать недостатка творчества, который возникает при круглогодичном вещании, создавая ощущение краткосрочного возбуждения и долгосрочного предвкушения. В то же время, легче адаптировать содержание программы к потребностям аудитории и добиться того, чтобы она воспринималась как основной жанр феноменального эстрадного шоу. Этот уровень легче всего определить, он имеет четкие временные рамки, его легко наблюдать и записывать. Регулярные программы этой категории сложнее производить. Регулярные программы сложнее отбирать и производить, чем сезонные, из-за их долгосрочной непрерывности.

Уровень 2: Определяется по основному месту производства, производство в помещении и на открытом воздухе. Внутреннее производство - это производство, которое записывается в основном в студиях, специально созданных для телевизионных программ, или в закрытых помещениях, где есть место для художественного творчества, например, "Король комедии", "Каждый день вверх" и "Туз к тузу". Открытые производства записываются в основном на открытом воздухе, например, "Беги, брат", "The Ultimate Challenge", "The Amazing Race". Этот уровень относительно легко определить. Место действия программы четко определено и легко записывается, но место действия программы не является фиксированным, и основные места производства зависят от человеческого суждения. Например, "Величайший шоумен" имеет компонент производства на открытом воздухе, но в основном находится в помещении и классифицируется как программа для помещений. Программы на открытом воздухе на этом уровне классификации трудно производить. Их производство является более сложным и дорогостоящим из-за разнообразия мест, открытых пространств и неконтролируемых факторов, таких как погода и человеческий фактор.

Уровень 3: Оригинальные и импортированные модели определяются источником модели программы и тем, производятся ли прямые или косвенные выплаты правообладателю. Оригинальные программы - это программы, разработанные и созданные в Китае, включая заимствованные. Модель представления - это представление иностранного эстрадного шоу, где правообладатель объясняет все, начиная от сюжетной задумки, освещения, музыки и хореографии и заканчивая местом и течением шоу. Они также направят своих сотрудников для руководства программой на месте и будут участвовать в творческих, производственных и маркетинговых аспектах программы.

Уровень 4: Оперативное определение основано на формате шоу, которые делятся на перформанс, развлекательное ток-шоу и реалити-шоу. Главное отличие реалити-шоу от спортивных программ заключается в том, что они фокусируются на богатстве человеческого существа и стремятся исследовать и показать человечность. Во-вторых, у реалити-шоу есть предполагаемые правила и реальные награды. Реалити-шоу - это игра, но вознаграждения за нее реальны. Это неотъемлемая часть правил шоу.

Это показывает, что преобладание развлекательных программ характерно не только для Китая, а является международной тенденцией. Еще в 1967 году Уильям Стивенсон в своей книге "Игровая теория массовой коммуникации" утверждал, что массовая игровая коммуникация, которая позволяет людям погрузиться в активную игру, приносит удовольствие и освобождает их от взрослой рабочей среды, является "коммуникацией-удовольствием". Теория "коммуникация-удовольствие" была применена к игривости игры. Эта теория, которую Шрамм отверг как "преувеличение игривости общения и игрушечности медиа", должна быть переосмыслена в свете современных событий. Хотя онлайн-видео быстро растет, ему еще предстоит избавиться от доминирования телевидения. В 2014 году впервые общий объем интернет-рекламы превысил объем телевизионной рекламы, но доходы от онлайн-видеорекламы составили лишь 1/8 часть от телевизионной рекламы.

Однако онлайн-эстрадные шоу растут, и их классификация вызывает беспокойство. Четырехуровневая система классификации, которую мы используем для телевизионных эстрадных шоу, сегодня применима и к онлайновым эстрадным шоу. Papi jiao и xiao song qidao должны быть классифицированы как ток-шоу; гений дебатов чудака и способность рассуждать знаменитого детектива могут быть классифицированы как реалити-шоу талантов; и, пожалуйста, холодильник и дата! Совместное китайско-корейское шоу "Battle Idol", созданное Tencent Video, SBS и YGEntertainment, можно отнести к художественным реалити-шоу. "Символы и модели жанров находятся в постоянном состоянии адаптации, а символы и модели определенного временного периода помогают нам понять убеждения и ценности эпохи, в которую они были созданы/ Телевизионные эстрадные шоу находятся в постоянном состоянии адаптации. Жанр телевизионного эстрадного шоу не является фиксированным, он должен напоминать социальные ценности определенного периода. Телевизионные эстрадные программы всегда должны расширять, адаптировать и обновлять свое содержание и формат, чтобы соответствовать потребностям рынка. Руководствуясь ценностями веселья и образования, этот жанр будет становиться все более сложным и переплетенным, поскольку он продолжает удовлетворять эстетические и развлекательные потребности своей аудитории, учитывая при этом особенности телевидения и Интернета. Для того чтобы точно охватить все жанры, классификация эстрадных программ не может быть сделана раз и навсегда, а должна постоянно адаптироваться, чтобы идти в ногу со временем.

Список литературы

  1. Юй Ц. Трансформация структуры и специфики современного детского телевидения на универсальных каналах Китая (1992-2018 гг.) //Вестник Томского государственного университета. – 2020. – №. 457. – С. 46-52.
  2. Лю Ц. Национальная специфика формирования музыкального телевидения Китая //Интернаука. – 2020. – №. 10-1. – С. 18-20.
  3. Фань Ц. Трансформация китайского телевидения в контексте новых медиа. – 2022.
  4. Ним Е. Г. Наука телевидения Учредители: Институт кино и телевидения (ГИТР). – 2022. – Т. 18. – №. 3. – С. 105-143.
  5. Чжэн Л. Адаптация зарубежных реалити-шоу к национальной специфике китайской аудитории //Труды БГТУ. Серия 4: Принт-и медиатехнологии. – 2022. – №. 2 (261). – С. 57-63.

Интересная статья? Поделись ей с другими: