УДК 004

Воздействие информационных систем на современное образование

Магомедова Патимат Османовна – преподаватель кафедры Информационных систем и программирования Дагестанского государственного университета народного хозяйства.

Аннотация: В данной статье рассматривается воздействие информационных систем на современное образование. Введение информационных систем в учебный процесс является основной целью создания и внедрения информационных систем в сфере образования. Информация для него будет новой, расширяющей границы его кругозора.

Самая простая, легкая и удобная для использования информационная система в сфере образования представлена на глобальном рынке Интернет в виде словарей и энциклопедий. На сегодняшний день Интернет помогает учителям повысить эффективность трех важных элементов педагогического процесса: индивидуальной помощи студентам, распространения информации и привлечения обучающихся к активной работе. Во-вторых, электронная почта позволяет студентам напрямую общаться с преподавателем. У них есть возможность обмениваться сообщениями не только в классе, но и после занятий. В любое время они могут общаться с ними.

Ключевые слова: информационные системы, система образования, электронные курсы, дистанционное обучение, информатизация, интерактивные лекции, компьютерные технологии.

Введение

На сегодняшний день в стране запущен процесс глобальной компьютеризации системы образования. Его сопровождают существенные изменения в теории и практике преподавания, организации процесса обучения и воспитания. Эти изменения заключаются в корректировке содержания технологий обучения, ведь они должны соответствовать современным техническим возможностям, помогать учащимся гармонично входить в информационное общество. Компьютерные технологии должны не только дополнять обучение, а быть обязательной частью единой системы образования, повышать ее эффективность.

Информационная система (сокращенно ИС) в образовательной сфере – это реализуемый с помощью компьютерных технологий систематизированный процесс по сборке, обработке, хранению и передаче данных для достижения стоящей перед ИС цели. Ключевая цель его внедрения – донесение до обучающегося полезной и расширяющей кругозор информации.

Самой простой и удобной в использовании ИС в сфере образования являются размещенные в Интернете словари, энциклопедии на веб-порталах, например, на www.rambler.ru, www.yandex.ru, ru.wikipedia.org.. Более сложные в плане структуры и содержания образовательные ИС на рынке ИКТ России представлены системами дистанционного обучения, библиотечными системами.

Целью статьи является анализ сущности ИС и особенности их воздействия на современную систему образования.

Вступление об электронном обучении

Формирование у обучающегося цели и желания учиться требует создания работающей на достижение данных задач системы обучения. Для этого требуется:

  • Проводить работу по повышению мотивации к творчеству и обучению.
  • Предоставить всем учащимся персональные учебные материалы.
  • Обеспечить каждому студенту возможность заниматься по собственному графику.
  • Проверять уровень знаний обучающихся, устраивать контрольные тесты и работы.

Сегодня образование нацелено на то, чтобы сформировать у людей максимально широкий набор готовых знаний, навыков и умений. Поэтому студенты должны обучиться самостоятельно искать необходимую для обучения информацию. Новые информационные технологии имеют нужные для этого дидактические свойства.

Дисциплинарными свойствами технологий называют те их стороны, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе для дидактических целей. Компьютерные технологии позволяют участникам образовательного процесса:

  • обрабатывать, готовить, хранить данные;
  • применять передовые информационные технологии;
  • общаться друг с другом – принимать и передавать информацию с одного компьютера на другой;
  • одновременно обмениваться данными с любым количеством людей;
  • синхронно обмениваться данными с партнерами;
  • отправлять сообщения другим участникам конференции непосредственно на их ПК;
  • публиковать и хранить сообщения, не предназначенные какому-то конкретному получателю.

Сейчас в цифровых курсах для контроля знаний применяются две системы. Это персонализация (адаптация) программы обучения и аттестация студента. Выбор следующего вопроса в них зависит от правильного ответа, для различных целей из одного набора вопросов могут создаваться разные задания.

Для выбора вопросов в современных онлайн-курсах используется адаптивная схема, которая позволяет объективно определить уровень знаний студента. В будущем комбинация систем цифрового контроля знаний с электронными учебными пособиями, доступными в интернете, позволит сформировать единую среду обучения, способную адаптироваться под уровень знаний обучающегося и создавать для него персональный «электронный учебник». Никто не будет спорить, что образование и Интернет – не одно и то же. Интернет дает преподавателям возможность повышать эффективность 3-х важных элементов педагогического процесса:

  • персональной помощи студентам;
  • передачи информации;
  • привлечения обучающихся к активной работе.

Также у студентов появляется возможность напрямую общаться с преподавателями посредством электронной почты. Они могут обмениваться сообщениями в любое время как в классе, так и по окончании занятий.

Интернет является более эффективным средством распространения информации в образовании, чем доклады и лекции. Учитель размещает на своей веб-странице текст и графические материалы к уроку, а студенты могут изучать их без спешки, не отвлекаясь на записывание информации в тетради.

Интернет дает возможность создавать виртуальные сообщества людей, которые объединены общей целью. В обычной школе этого добиться невозможно. При этом электронные методы обучения не заставляют студентов получать дополнительные знания, приобретать дорогостоящие программы. Самый недорогой компьютер, подключенный к Интернету, позволяет учиться онлайн.

Дистанционное обучение, по сути, представляет собой обычный образовательный процесс, но преподаватель и студенты в ходе него географически находятся в разных местах. То есть удается преодолеть традиционное ограничение в виде единства пространства и времени.

Под диспетчерским обучением понимают современную форму дистанционного обучения, при котором в наибольшей степени используются передовые современные технологии (телекоммуникации и компьютеры), аудиовизуальные средства. В ходе него не студенты должны идти к знаниям, а знания двигаться в школу! Метод дистанционного обучения дает возможность получать качественное образование вне зависимости от места проживания студента и его физических возможностей, учиться параллельно с работой, меньше тратить на транспорт и аренду жилья рядом с местом учебы.

Но нужно отметить, что система дистанционного обучения не должна полностью заменить классическую схему образования. Ее цель – эффективно дополнять учебный процесс.

Заключение

Современные ИС базируются на многофункциональности и универсальности. Они дают людям возможности и средства для улучшения всех сфер их деятельности. Чтобы эффективно применять информационные технологии в образовании, нужно полностью раскрыть их потенциал именно в этой сфере. Благодаря этому получится сделать образование на всех уровнях более доступным и качественным. Именно поэтому мы считаем рассмотренную нами проблему воздействия ИС на образование крайне актуальной и требующей дальнейшего научного анализа.

Cписоклитературы

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: ШколаПресс, 2012.
  2. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Педагогика: Экспресс-справочник для студентов вуза. - Москва, Ростов-на-Дону: Издательский Центр «Март», 2013. -186 с.
  3. Титарев Д.Л., Титарев Л.Г., Феданов А.Н. Объектные информационные образовательные технологии и системы. М.: Просвещение, 2012. С. 219234.
  4. Федотова Е. Л., Федотов А. А. Информационные технологии в науке и образовании: учебник - Москва: Высшее образование, 2012.

Интересная статья? Поделись ей с другими: