УДК 378

Применение современных информационных и коммуникационных технологий в образовании

Арипова Майсарат Магомедариповна – старший преподаватель кафедры Информационных систем и программирования Дагестанского государственного университета народного хозяйства.

Аннотация: В данной статье рассматриваются этапы развития информационных технологий в образовании, преимущества их использования в образовании, приведены основные направления использования ИКТ в учебном процессе и главные цели информатизации образования.

Ключевые слова: информационные технологии, информационные технологии в образовании, дистанционное обучение, мультимедийные технологии, информатизация , компьютерные технологии.

Современное образование немыслимо без использования ИКТ. Универсальность компьютера дает возможность пользоваться им в самых разных целях, он заменяет тренажер, калькулятор, средство оценивания знаний обучающихся, средство моделирования различных ситуаций. Мы рассмотрим варианты применения компьютера в целях объяснения учебного материала и контроля полученных знаний.

Что такое ИиКТ?

Этот термин применяется для обозначения системы объектов, правил и действий, которые связаны с работой с информацией – ее переработкой, подготовкой, доставкой в ходе личного, массового и производственного взаимодействия. Также в это понятие входят любые отрасли и технологии, которые предназначены для обеспечения указанных процессов.

Сейчас ИТ включает микроэлектронику, разработку и сборку ПК и ПО, телефонию и связь в целом, сервисы для мобильных устройств, доступ к Интернету и работу его инфоресурсов, всевозможные социокультурные феномены, которые так или иначе связаны с указанными областями деятельности, а также регламентирующие их формальные неформальные правила.

Термин «информационные технологии» (ИТ) все чаще используется в качестве синонима для понятия «компьютерные технологии» (КТ). Это объясняется тем, что сейчас ИТ практически всегда обозначают что-то, связанное с применением ПК. Но в целом термин ИК куда шире, а КТ являются лишь одной из его составляющих. Базирующиеся на передовых сетевых и компьютерных средствах ИТ объединяются термином «современные информационные технологии» (СИТ).

Как развивались ИТ в образовательной сфере?

Понимая серьезное влияние СИТ на образовательный процесс, многие преподаватели строят свои методические системы с их использованием. Но ни одна реформа не сделает процесс информатизации образования в школе мгновенным, он всегда идет непрерывно и постепенно. Концепции информатизации образовательной сферы включает описание основных этапов данного процесса.

Первый этап отличаются такие признаки:

  • широкое внедрение в образование компьютеров и прочих средств СИТ;
  • исследования в области освоения педагогами средств КТ и поиск путей ее использования для повышения интенсивности образовательного процесса;
  • общественное осознание сути и важности внедрения ИКТ в сферу образования;
  • базовое обучение информатике обучающихся на всех образовательных ступенях.

Второй этап можно узнать по таким признакам:

  • широкое освоение СИТ и внедрение их фрагментов в классические дисциплины учебной программы;
  • освоение педагогическими работниками новых форм и методов образовательной деятельности с применением СИТ;
  • разработка и освоение педагогическими работниками учебного и методического обеспечения процесса обучения с использованием СИТ;
  • вынесение на обсуждение проблемы, связанной с необходимостью пересмотреть классические методы и формы воспитательной и учебной работы, ее содержание.

На третьем этапе становятся заметны следующие признаки:

  • СИТ используются в образовании по всей стране;
  • все ступени образования перестраиваются с учетом процесса информатизации;
  • методическая база образования меняется, в нее внедряются методы и формы работы, которые предполагают использование СИТ.

На практике реализация КТ и переход от одного этапа информатизации к другому происходят путем отбора содержания отдельных дисциплин для разработки компьютерных программ. ПО должно соответствовать актуальному плану обучения и быть взаимосвязанным с ним по времени. То есть, одной из главных научных и методических проблем в этой ситуации становится проблема формирования методологии для разработки современных учебных ИТ применительно к образованию школьников.

В чем плюсы применения ИКТ в образовании?

Е. Машбиц относит к главным достоинствам использования КТ в обучении в сравнении с традиционными занятиями следующие пункты:

  1. ИКТ позволяют педагогам предоставлять ученикам информацию в большем количестве форм. Использование видеотехники, способной передавать цвета, звуки и графику , обеспечивает условия для воссоздания реальной обстановки деятельности.
  2. Компьютер серьезно повышает мотивацию обучающихся к освоению учебной программы путем использования адекватного поощрения выполнения заданий.
  3. Применение ИКТ ведет к полному раскрытию способностей студентов и активизации их интеллектуальной деятельности. 
  4. ИКТ расширяют возможность постановки и выполнения учебных задач, контроля учеников. С помощью компьютеров можно моделировать различные ситуации, объекты и проводить их анализ.
  5. С использованием ИКТ педагоги могут вносить эффективные изменения в управление деятельностью студентов, не нарушая гибкость этого процесса.
  6. Компьютер помогает ученикам в саморефлексии. С помощью специального ПО можно увидеть результат своих действия определить, на каком этапе были допущены ошибки.

Как ИКТ используются в учебном процессе?

Современные ПК позволяют демонстрировать видео-контент и проигрывать музыку, качество картинки и звука в данном случае не уступает телевизионному, а зачастую и превосходит его. Поэтому с помощью КТ можно:

  1. визуализировать знания, используя программу для презентации Power Point, энциклопедическое демонстрационное ПО;
  2. планировать и проводить виртуальные лабораторные занятия с применением обучающего ПО вроде «Живая геометрия», «Физикон»;
  3. закреплять усвоенный материал путем использования различных обучающих программ, ПО для лабораторных работ;
  4. контролировать и оценивать знания учащихся с помощью электронных тестов, контрольных программ;
  5. организовывать самостоятельную работу учеников в ПО вроде «Репетитор», с использованием развивающих программ, электронных энциклопедий;
  6. проводить работу вне классов, в том числе организовывать телеконференции, презентовать проекты по Интернету;
  7. тренировать и развивать память, внимание, мышления и другие способности студентов.

На что нацелена информатизация образовательной сферы?

Главными целями внедрения ИКТ в обучения являются:

  1. Повышение качества профессиональной подготовки благодаря применению СИТ в процессе обучения.
  2. Использование активных форм учебной деятельности, роли творчества и умственного развития в обучении.
  3. Объединение учебной, исследовательской и других видов обучения.
  4. Адаптация ИТ обучения к персональным возможностям каждого ученика.
  5. Разработка ИТ для обучения, которые активизируют познавательную деятельность студентов и повышают их мотивацию осваивать ИТ для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.
  6. Поддержка преемственности и процесса образования.
  7. Разработка СИТ для реализации дистанционного образования.
  8. Модернизация ПО для использования в процессе обучения.
  9. Применение ИТ обучения в процесс профподготовки по различным специальностям.

В список ключевых задач информатизации образовательного процесса входит развитие информационной культуры людей. Ее уровень отражается в знании об информации, современных ИТ, процессах, моделях, а также в способности использовать ИТ в образовании и работе. Лицо со сформированной информационной культурой видит окружающий его мир как открытую информационную систему.

Как будут развиваться ИТ в образовании?

На текущий момент информатизация образования в нашей стране идет по следующему пути:

  1. Формируется система обучения, которая будет способствовать непрерывному личностному развитию на протяжении всей жизни.
  2. Создается общее информационное пространство для образования.
  3. Разрабатываются и внедряются новые методы и средства обучения, которые направлены на использование ИТ.
  4. Методы и средства классического и компьютерного образования вступают друг с другом в синтез.
  5. В образовании ведутся процессы разработки и внедрения системы опережения.

Деятельность преподавателя также изменяется вместе с содержанием обучения. Он уже не репродуктор знаний, а разработчик передовых технологий образования. От учителей сегодня требуются высокий уровень методологической и технологической подготовки, творческая активность. Теперь педагоги не только ведут уроки и проверяют знания, но и разрабатывают ИТ для обучения, создают программно-методические учебные системы.

В конце статьи важно отметить, что в современном социуме информация является главной ценностью, поэтому информационная культура личности становится ключевым фактором профессиональной деятельности. Из-за этого и необходимо эффективно внедрить ИТ в образование.

Список литературы

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Аcаdеmiа, 2017. - 48 c.
  2. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: Форум, 2018. - 256 c.
  3. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: