УДК 378
Применение современных информационных и коммуникационных технологий в образовании
Арипова Майсарат Магомедариповна – старший преподаватель кафедры Информационных систем и программирования Дагестанского государственного университета народного хозяйства.
Аннотация: В данной статье рассматриваются этапы развития информационных технологий в образовании, преимущества их использования в образовании, приведены основные направления использования ИКТ в учебном процессе и главные цели информатизации образования.
Ключевые слова: информационные технологии, информационные технологии в образовании, дистанционное обучение, мультимедийные технологии, информатизация , компьютерные технологии.
Современное образование немыслимо без использования ИКТ. Универсальность компьютера дает возможность пользоваться им в самых разных целях, он заменяет тренажер, калькулятор, средство оценивания знаний обучающихся, средство моделирования различных ситуаций. Мы рассмотрим варианты применения компьютера в целях объяснения учебного материала и контроля полученных знаний.
Что такое ИиКТ?
Этот термин применяется для обозначения системы объектов, правил и действий, которые связаны с работой с информацией – ее переработкой, подготовкой, доставкой в ходе личного, массового и производственного взаимодействия. Также в это понятие входят любые отрасли и технологии, которые предназначены для обеспечения указанных процессов.
Сейчас ИТ включает микроэлектронику, разработку и сборку ПК и ПО, телефонию и связь в целом, сервисы для мобильных устройств, доступ к Интернету и работу его инфоресурсов, всевозможные социокультурные феномены, которые так или иначе связаны с указанными областями деятельности, а также регламентирующие их формальные неформальные правила.
Термин «информационные технологии» (ИТ) все чаще используется в качестве синонима для понятия «компьютерные технологии» (КТ). Это объясняется тем, что сейчас ИТ практически всегда обозначают что-то, связанное с применением ПК. Но в целом термин ИК куда шире, а КТ являются лишь одной из его составляющих. Базирующиеся на передовых сетевых и компьютерных средствах ИТ объединяются термином «современные информационные технологии» (СИТ).
Как развивались ИТ в образовательной сфере?
Понимая серьезное влияние СИТ на образовательный процесс, многие преподаватели строят свои методические системы с их использованием. Но ни одна реформа не сделает процесс информатизации образования в школе мгновенным, он всегда идет непрерывно и постепенно. Концепции информатизации образовательной сферы включает описание основных этапов данного процесса.
Первый этап отличаются такие признаки:
- широкое внедрение в образование компьютеров и прочих средств СИТ;
- исследования в области освоения педагогами средств КТ и поиск путей ее использования для повышения интенсивности образовательного процесса;
- общественное осознание сути и важности внедрения ИКТ в сферу образования;
- базовое обучение информатике обучающихся на всех образовательных ступенях.
Второй этап можно узнать по таким признакам:
- широкое освоение СИТ и внедрение их фрагментов в классические дисциплины учебной программы;
- освоение педагогическими работниками новых форм и методов образовательной деятельности с применением СИТ;
- разработка и освоение педагогическими работниками учебного и методического обеспечения процесса обучения с использованием СИТ;
- вынесение на обсуждение проблемы, связанной с необходимостью пересмотреть классические методы и формы воспитательной и учебной работы, ее содержание.
На третьем этапе становятся заметны следующие признаки:
- СИТ используются в образовании по всей стране;
- все ступени образования перестраиваются с учетом процесса информатизации;
- методическая база образования меняется, в нее внедряются методы и формы работы, которые предполагают использование СИТ.
На практике реализация КТ и переход от одного этапа информатизации к другому происходят путем отбора содержания отдельных дисциплин для разработки компьютерных программ. ПО должно соответствовать актуальному плану обучения и быть взаимосвязанным с ним по времени. То есть, одной из главных научных и методических проблем в этой ситуации становится проблема формирования методологии для разработки современных учебных ИТ применительно к образованию школьников.
В чем плюсы применения ИКТ в образовании?
Е. Машбиц относит к главным достоинствам использования КТ в обучении в сравнении с традиционными занятиями следующие пункты:
- ИКТ позволяют педагогам предоставлять ученикам информацию в большем количестве форм. Использование видеотехники, способной передавать цвета, звуки и графику , обеспечивает условия для воссоздания реальной обстановки деятельности.
- Компьютер серьезно повышает мотивацию обучающихся к освоению учебной программы путем использования адекватного поощрения выполнения заданий.
- Применение ИКТ ведет к полному раскрытию способностей студентов и активизации их интеллектуальной деятельности.
- ИКТ расширяют возможность постановки и выполнения учебных задач, контроля учеников. С помощью компьютеров можно моделировать различные ситуации, объекты и проводить их анализ.
- С использованием ИКТ педагоги могут вносить эффективные изменения в управление деятельностью студентов, не нарушая гибкость этого процесса.
- Компьютер помогает ученикам в саморефлексии. С помощью специального ПО можно увидеть результат своих действия определить, на каком этапе были допущены ошибки.
Как ИКТ используются в учебном процессе?
Современные ПК позволяют демонстрировать видео-контент и проигрывать музыку, качество картинки и звука в данном случае не уступает телевизионному, а зачастую и превосходит его. Поэтому с помощью КТ можно:
- визуализировать знания, используя программу для презентации Power Point, энциклопедическое демонстрационное ПО;
- планировать и проводить виртуальные лабораторные занятия с применением обучающего ПО вроде «Живая геометрия», «Физикон»;
- закреплять усвоенный материал путем использования различных обучающих программ, ПО для лабораторных работ;
- контролировать и оценивать знания учащихся с помощью электронных тестов, контрольных программ;
- организовывать самостоятельную работу учеников в ПО вроде «Репетитор», с использованием развивающих программ, электронных энциклопедий;
- проводить работу вне классов, в том числе организовывать телеконференции, презентовать проекты по Интернету;
- тренировать и развивать память, внимание, мышления и другие способности студентов.
На что нацелена информатизация образовательной сферы?
Главными целями внедрения ИКТ в обучения являются:
- Повышение качества профессиональной подготовки благодаря применению СИТ в процессе обучения.
- Использование активных форм учебной деятельности, роли творчества и умственного развития в обучении.
- Объединение учебной, исследовательской и других видов обучения.
- Адаптация ИТ обучения к персональным возможностям каждого ученика.
- Разработка ИТ для обучения, которые активизируют познавательную деятельность студентов и повышают их мотивацию осваивать ИТ для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.
- Поддержка преемственности и процесса образования.
- Разработка СИТ для реализации дистанционного образования.
- Модернизация ПО для использования в процессе обучения.
- Применение ИТ обучения в процесс профподготовки по различным специальностям.
В список ключевых задач информатизации образовательного процесса входит развитие информационной культуры людей. Ее уровень отражается в знании об информации, современных ИТ, процессах, моделях, а также в способности использовать ИТ в образовании и работе. Лицо со сформированной информационной культурой видит окружающий его мир как открытую информационную систему.
Как будут развиваться ИТ в образовании?
На текущий момент информатизация образования в нашей стране идет по следующему пути:
- Формируется система обучения, которая будет способствовать непрерывному личностному развитию на протяжении всей жизни.
- Создается общее информационное пространство для образования.
- Разрабатываются и внедряются новые методы и средства обучения, которые направлены на использование ИТ.
- Методы и средства классического и компьютерного образования вступают друг с другом в синтез.
- В образовании ведутся процессы разработки и внедрения системы опережения.
Деятельность преподавателя также изменяется вместе с содержанием обучения. Он уже не репродуктор знаний, а разработчик передовых технологий образования. От учителей сегодня требуются высокий уровень методологической и технологической подготовки, творческая активность. Теперь педагоги не только ведут уроки и проверяют знания, но и разрабатывают ИТ для обучения, создают программно-методические учебные системы.
В конце статьи важно отметить, что в современном социуме информация является главной ценностью, поэтому информационная культура личности становится ключевым фактором профессиональной деятельности. Из-за этого и необходимо эффективно внедрить ИТ в образование.
Список литературы
- Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Аcаdеmiа, 2017. - 48 c.
- Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: Форум, 2018. - 256 c.
- Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.