УДК 004

Электронное обучение в профессиональных образовательных учреждениях

Магомедова Патимат Османовна – преподаватель кафедры Информационных систем и программирования Дагестанского государственного университета народного хозяйства.

Аннотация: В данной статье рассматривается электронное обучение в профессиональных образовательных учреждениях. Сегодня технологическое развитие ведущих университетов мира достигло такого предела, когда дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией, в нем нет неясных позиций. Образовательный контент в свободном доступе для студентов, обеспечение обратной связи преподавателей и студентов, обмен знаниями между ними, автоматизация административных задач — это все относится к технологиям.

Ключевые слова: электронное обучение, образование, автоматизация, профессиональная деятельность.

Статья рассматривает информационные технологии и технические средства, позволяющие сделать эффективнее ступени профобразования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», определяющий сферы применения электронных технологий в образовании, устанавливает, что в учебных учреждениях необходимо создавать соответствующую информационную среду. Она должна включать в себя разнообразные информационные ресурсы и технологии, коммуникационные системы и другие технические средства.

Зарубежные и российские исследования в области образовательных методик для учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) дают понимание, что в первую очередь надо развивать различные формы доступа к информации и средства коммуникации. Электронные технологии в образовании должны обеспечивать прием и передачу нужной информации всеми доступными способами.

Реализуя электронные образовательные технологии, нужно обращать внимание на три основных аспекта, которые напрямую влияют на качество обучения:

  • Содержание обучающего контента;
  • Технические средства электронной образовательной системы (для контроля обучения, управления контентом и другие);
  • Способы взаимодействия с педагогом.

При создании образовательных сайтов сразу выстраивается универсальный дизайн, поскольку интерфейс сайта и его содержание должны соответствовать потребностям и запросам большинства потенциальных и реальных учащихся. Универсальный дизайн в отличие от специального не требует дополнительной адаптации [2].

Электронное обучение подразумевает взаимодействие преподавателей и учащихся, опосредованное применением разнообразных средств коммуникации и информационных технологий. Часто подобные технологии служат средствами, компенсирующими физические проблемы или нарушения с тем, чтобы они не влияли на процесс и результаты обучения.

Образовательная информация, представленная на обучающем сайте, должна отвечать принципу web-доступности, то есть не вызывать проблем во время ее поиска и трансляции. Поэтому выработаны четкие рекомендации, каким образом создавать сайт, поддерживающий процесс электронного обучения:

  1. Для контента нетекстового типа параллельно делать текстовый вариант, который пригодится, если будет требоваться альтернативное обучение с помощью шрифта Брайля, озвучивания уроков, увеличенного шрифта либо упрощения языка.
  2. Создавая контент (содержание сайта), не терять важные данные или структурные элементы.
  3. Подготовить альтернативные версии медиаконтента (аудио- и видеозаписи, титры), дублировать титрами аудио-контент.
  4. Упрощать прослушивание либо просмотр контента, отделяя важное от второстепенного. Применять разные визуальные способы передачи информации, выделения действия либо элемента (не только цветовые).
  5. Если на сайте имеются аудиозаписи, которые проигрываются автоматически и длятся больше трех секунд, то должен присутствовать элемент управления, останавливающий запись или изменяющий ее громкость.
  6. Необходимо обеспечить учащимся поддержку в навигации по сайту и помощь при поиске контента.
  7. Управление всеми активными элементами интерфейса должно быть доступно с клавиатуры.
  8. Страницы сайта должны отображаться в ожидаемом виде, все переходы между ними очевидны и интерфейс интуитивно понятен.

Самое важное во время электронного обучения – обеспечить полноценный учебный диалог между педагогом и учащимся, их эффективное взаимодействие при помощи коммуникационных и информационных технологий. При электронном образовательном процессе такое взаимодействие зачастую осуществляется не напрямую, а на расстоянии, опосредовано, поэтому роль коммуникативных технических средств очень велика.

Рассматриваемый процесс обучения интерактивен, и различные информационно-коммуникационные системы обеспечивают полное вовлечение в него и преподавателя, и учеников.

Мы считаем, что важно обеспечить взаимодействие не только с преподавателем, но и взаимодействие студентов между собой. Для этого можно ввести дополнительные интерактивные возможности, разделив учащихся на виртуальные дискуссионные и творческие группы. Взаимодействие в группе дает дополнительную мотивацию и соревновательность, повышает успешность обучения, делает понятнее многие моменты, позволяет вести интересные дискуссии, совместно выполнять творческие проекты или решать учебные задачи.

Применение в образовании электронных информационных технологий возлагает на педагога новые функции [1]:

  • постановка соответствующих учебных задач;
  • управление интерактивными процессами и взаимодействием в учебных группах;
  • формирование четко структурированного и хорошо воспринимаемого интерактивного материала;
  • организация мотивирующего творческого процесса;
  • управление дискуссиями и обсуждением учебных проблем;
  • кураторство и организация помощи учащимся;
  • стимулирование процесса получения знаний и решения учебных задач;
  • анализ того, как проходят индивидуальные и групповые занятия, к каким они ведут результатам.

Преподаватели, которые осуществляют такой вид обучения, должны проявлять подходящие профессиональные качества, ориентироваться на личностное развитие учеников, на развитие их способностей, успешно решать учебно-образовательные задачи, уметь выстраивать проекты совместной деятельности с учащимися, стремиться к сотворчеству и сотрудничеству.

Если говорить об организационных требованиях к образовательному процессу, в ходе которого активно используются электронные технологии, то можно выделить следующие:

  1. Применение универсального дизайна образовательной виртуальной оболочки, а также средств электронного обучения, которые обеспечивают доступность информации.
  2. Сочетание offline- и online-обучения, групповых и индивидуальных занятий на базе образовательных информационных технологий, использование различных методик, форм, технологий электронной коммуникации педагогов и учащихся.
  3. Представление обучающих и методологических информационных ресурсов в адаптированном виде, учитывающем возможные ограничения по здоровью.

Управление электронным процессом образования подразумевает регулярную корректирующую деятельность и мониторинг результатов. Без постоянного контроля рассматриваемая форма обучения становится неэффективной, а ее итоги – малопредсказуемыми. Необходимо дальнейшее изучение и анализ электронного обучения в профобразовании, поскольку его роль растет с каждым годом.

Список литературы

  1. Балашова Е.Д. К вопросу о педагогическом взаимодействии в условиях электронного обучения специалистов-таможенников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 347-351.
  2. Поснова М.Ф., Белецкая Л.В. Педагогическое взаимодействие в электронном обучении // Новые информационные технологии НИТе'2000. - Т. 2. - Минск: БГЭУ, 2000.
  3. Романенкова Д.Ф. Педагогическое сопровождение электронного обучения // Инновационные информационные технологии: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МИЭМ, 2012. - С. 142-144.

Интересная статья? Поделись ей с другими: