УДК 004
Электронное обучение в профессиональных образовательных учреждениях
Магомедова Патимат Османовна – преподаватель кафедры Информационных систем и программирования Дагестанского государственного университета народного хозяйства.
Аннотация: В данной статье рассматривается электронное обучение в профессиональных образовательных учреждениях. Сегодня технологическое развитие ведущих университетов мира достигло такого предела, когда дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией, в нем нет неясных позиций. Образовательный контент в свободном доступе для студентов, обеспечение обратной связи преподавателей и студентов, обмен знаниями между ними, автоматизация административных задач — это все относится к технологиям.
Ключевые слова: электронное обучение, образование, автоматизация, профессиональная деятельность.
Статья рассматривает информационные технологии и технические средства, позволяющие сделать эффективнее ступени профобразования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», определяющий сферы применения электронных технологий в образовании, устанавливает, что в учебных учреждениях необходимо создавать соответствующую информационную среду. Она должна включать в себя разнообразные информационные ресурсы и технологии, коммуникационные системы и другие технические средства.
Зарубежные и российские исследования в области образовательных методик для учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) дают понимание, что в первую очередь надо развивать различные формы доступа к информации и средства коммуникации. Электронные технологии в образовании должны обеспечивать прием и передачу нужной информации всеми доступными способами.
Реализуя электронные образовательные технологии, нужно обращать внимание на три основных аспекта, которые напрямую влияют на качество обучения:
- Содержание обучающего контента;
- Технические средства электронной образовательной системы (для контроля обучения, управления контентом и другие);
- Способы взаимодействия с педагогом.
При создании образовательных сайтов сразу выстраивается универсальный дизайн, поскольку интерфейс сайта и его содержание должны соответствовать потребностям и запросам большинства потенциальных и реальных учащихся. Универсальный дизайн в отличие от специального не требует дополнительной адаптации [2].
Электронное обучение подразумевает взаимодействие преподавателей и учащихся, опосредованное применением разнообразных средств коммуникации и информационных технологий. Часто подобные технологии служат средствами, компенсирующими физические проблемы или нарушения с тем, чтобы они не влияли на процесс и результаты обучения.
Образовательная информация, представленная на обучающем сайте, должна отвечать принципу web-доступности, то есть не вызывать проблем во время ее поиска и трансляции. Поэтому выработаны четкие рекомендации, каким образом создавать сайт, поддерживающий процесс электронного обучения:
- Для контента нетекстового типа параллельно делать текстовый вариант, который пригодится, если будет требоваться альтернативное обучение с помощью шрифта Брайля, озвучивания уроков, увеличенного шрифта либо упрощения языка.
- Создавая контент (содержание сайта), не терять важные данные или структурные элементы.
- Подготовить альтернативные версии медиаконтента (аудио- и видеозаписи, титры), дублировать титрами аудио-контент.
- Упрощать прослушивание либо просмотр контента, отделяя важное от второстепенного. Применять разные визуальные способы передачи информации, выделения действия либо элемента (не только цветовые).
- Если на сайте имеются аудиозаписи, которые проигрываются автоматически и длятся больше трех секунд, то должен присутствовать элемент управления, останавливающий запись или изменяющий ее громкость.
- Необходимо обеспечить учащимся поддержку в навигации по сайту и помощь при поиске контента.
- Управление всеми активными элементами интерфейса должно быть доступно с клавиатуры.
- Страницы сайта должны отображаться в ожидаемом виде, все переходы между ними очевидны и интерфейс интуитивно понятен.
Самое важное во время электронного обучения – обеспечить полноценный учебный диалог между педагогом и учащимся, их эффективное взаимодействие при помощи коммуникационных и информационных технологий. При электронном образовательном процессе такое взаимодействие зачастую осуществляется не напрямую, а на расстоянии, опосредовано, поэтому роль коммуникативных технических средств очень велика.
Рассматриваемый процесс обучения интерактивен, и различные информационно-коммуникационные системы обеспечивают полное вовлечение в него и преподавателя, и учеников.
Мы считаем, что важно обеспечить взаимодействие не только с преподавателем, но и взаимодействие студентов между собой. Для этого можно ввести дополнительные интерактивные возможности, разделив учащихся на виртуальные дискуссионные и творческие группы. Взаимодействие в группе дает дополнительную мотивацию и соревновательность, повышает успешность обучения, делает понятнее многие моменты, позволяет вести интересные дискуссии, совместно выполнять творческие проекты или решать учебные задачи.
Применение в образовании электронных информационных технологий возлагает на педагога новые функции [1]:
- постановка соответствующих учебных задач;
- управление интерактивными процессами и взаимодействием в учебных группах;
- формирование четко структурированного и хорошо воспринимаемого интерактивного материала;
- организация мотивирующего творческого процесса;
- управление дискуссиями и обсуждением учебных проблем;
- кураторство и организация помощи учащимся;
- стимулирование процесса получения знаний и решения учебных задач;
- анализ того, как проходят индивидуальные и групповые занятия, к каким они ведут результатам.
Преподаватели, которые осуществляют такой вид обучения, должны проявлять подходящие профессиональные качества, ориентироваться на личностное развитие учеников, на развитие их способностей, успешно решать учебно-образовательные задачи, уметь выстраивать проекты совместной деятельности с учащимися, стремиться к сотворчеству и сотрудничеству.
Если говорить об организационных требованиях к образовательному процессу, в ходе которого активно используются электронные технологии, то можно выделить следующие:
- Применение универсального дизайна образовательной виртуальной оболочки, а также средств электронного обучения, которые обеспечивают доступность информации.
- Сочетание offline- и online-обучения, групповых и индивидуальных занятий на базе образовательных информационных технологий, использование различных методик, форм, технологий электронной коммуникации педагогов и учащихся.
- Представление обучающих и методологических информационных ресурсов в адаптированном виде, учитывающем возможные ограничения по здоровью.
Управление электронным процессом образования подразумевает регулярную корректирующую деятельность и мониторинг результатов. Без постоянного контроля рассматриваемая форма обучения становится неэффективной, а ее итоги – малопредсказуемыми. Необходимо дальнейшее изучение и анализ электронного обучения в профобразовании, поскольку его роль растет с каждым годом.
Список литературы
- Балашова Е.Д. К вопросу о педагогическом взаимодействии в условиях электронного обучения специалистов-таможенников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 347-351.
- Поснова М.Ф., Белецкая Л.В. Педагогическое взаимодействие в электронном обучении // Новые информационные технологии НИТе'2000. - Т. 2. - Минск: БГЭУ, 2000.
- Романенкова Д.Ф. Педагогическое сопровождение электронного обучения // Инновационные информационные технологии: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МИЭМ, 2012. - С. 142-144.