УДК 004.4
Разработка web-ресурса для размещения авторских обучающих онлайн курсов ИТ направлений
Крючков Александр Дмитриевич – студент кафедры Прикладной информатики и информационных систем Сибирского государственного университета геосистем и технологий.
Аннотация: В период пандемии остро встала необходимость создания средств для дистанционного образования. В статье описана структура создания такого сайта для размещения обучающих онлайн курсов. Описаны средства, инструменты и методы для создания такого сайта. Приведена форма использования созданного сайта. Разработанное приложение протестировано и прошло апробацию.
Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-среда, облачные технологии.
Введение
Внедрение дистанционных технологий во время пандемии, связанной с Covid-19 отчетливо показало на необходимость создания программного обеспечения и контента для дистанционного образования [1, 2]. И, если лекционные занятия можно было заменить вебинарами, то для проведения практических занятий облачного программного обеспечения явно не хватало [3]. В связи с этим появилась необходимость создания веб-ресурса для размещения авторских обучающих онлайн курсов [4, 5, 6].
Структура веб-сайта
Веб-сайт представляет собой набор веб-страниц в виде веб-приложения, которое должно выполняться на веб-сервере в сети интернет или в локальной сети [7]. Пользователи бывают нескольких типов в зависимости от необходимого уровня доступа к веб-сайту: администратор, преподователь, учащийся.
Веб-сайт состоит из серверной части и клиентской. Клиентская часть выполняется на компьютере пользователя в его веб-браузере (рисунок 1).
Рисунок 1. Взаимодействие компонентов системы.
Веб-сайт состоит из серверной части и клиентской. Клиентская часть выполняется на компьютере пользователя в его веб-браузере. Серверная часть веб-сайта обрабатывается и создается на стороне сервера.
Важной частью страницы интернет является база данных [4,5]
Схема базы данных создана при помощи приложения MySQL WorkBench (рисунок 2).
Рисунок 2. Схема базы данных.
Для написания пользовательского интерфейса использовались стандартные язык разметки HTML, скриптовый язык JavaScript и каскадная таблица стилей CSS.
Каждая страница состоит из четырех основных частей:
- заголовочная часть (файл top.php);
- меню (menu.php);
- основная часть (контент) (файл – в зависимости от страницы имеет соответствующее название);
- нижняя часть («подвал») (footer.php).
Создание новой страницы производится при процессе разработки сайта вручную: либо на основании пустого шаблона, либо на основании аналогичной страницы. Например, следующие страницы административной части сайта имеют почти идентичный код:
- страница «новости»;
- страница «уровни доступа»;
- страница «редактор занятий» и т.д.
Использование веб-сайта
Для использования сайта необходимо зайти и зарегистрироваться. После авторизации с правами администратора отображается страница как на рисунке 3.
Рисунок 3. Главное меню.
Далее предусмотрены уровни доступа для преподавателя и студента. Преподаватель загружает теоретический материал и тесты. Обучаемый изучает материал и отвечает на вопросы тестовой системы. Программа автоматически выставляет оценку по заданным преподавателем параметрам.
Заключение
В статье описана структура спроектированного и разработанного веб-сайта для создания обучающих курсов. Приложение имеет понятный и простой интерфейс. В результате работы можно сделать вывод, что для разработки веб-приложений хорошо использовать серверный язык программирования PHP и СУБД MySQL. Данные технологии не очень сложны и разработка доступна даже начинающим программистам.
Была разработана функциональная модель, проведено инфологическое проектирование, разработана структура базы данных. Использовалось программное обеспечение для проектирования БД – MySQL Workbench. Программная часть разработана языке PHP с использованием HTML, CSS и Javascript.
Результатом данной работы является веб-сайт - тренажер. Функционал данного сайта реализован в полном объеме, в соответствии с поставленными задачами. По необходимости, в дальнейшем возможна доработка функционала.
Разработанное программное обеспечение протестировано и не имеет видимых недочетов, работает без сбоев. Веб-сайт имеет понятный и простой интерфейс.
Дальнейшим развитием приложения может быть расширение функционала после определенного периода использования программы в реальной организации и получения обратной связи от пользователей.
Список литературы
- Shaitura S.V., Minitaeva A.M., Ordov K.V., Gospodinov S.G., Chulkov V.O. Review of distance learning solutions used during the Covid-19 crisis – In: "Advances in Social Science, Education and Humanities Research" 2020. С. 1-9.
- Шайтура С.В. Дистанционное образование во время пандемии // Славянский форум. № 2 (28). С. 201-205.
- Соколова Т.А. Облачные вычисления в образовании - новые горизонты возможностей // Славянский форум - 2014. - № 2 (6) - с. 122-128.
- Степанова М.Г., Неделькин А.А., Антоненкова А.В., Шайтура С.В. Интерактивный учебно - тренинговый практикум “Финансовый менеджмент в коммерческой организации” // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. – 2016 - № 3 (82) - с. 48.
- Князева М.Д., Трапезников С.Н. Космическое образование для школьников // Славянский форум. - 2014. - № 1 (5) - с. 98-103.
- Оленев Л.А. Автоматизация процессов управления деятельностью факультета повышения квалификации РЭУ им. Г.В. Плеханова с использование веб-технологий // Славянский форум. - 2015. - № 3 (10). - с. 210-215.
- Судариков Г.В., Шайтура С.В., Балашов Ю.К. Создание сайта в среде HTML - учебное пособие / Бургас, 2019.