УДК 004

Модель ИС контроля технопарка учебного заведения

Медяник Александр Евгеньевич – студент МИРЭА – Российского технологического университета

Куликов Александр Анатольевичкандидат технических наук, доцент МИРЭА – Российского технологического университета

Аннотация: Образовательные и коммерческие организации повсеместно используют достижения современной ИТ-индустрии, применяя для решения внутренних задач современные программные решения. Такая задача, как поддержка информационно-технологического обеспечения организации, как коммерческой, так и государственной, требует от используемого программного обеспечения мобильности, высокой стабильности работы и возможности последующего расширения функционала. Рациональным решением является предоставление сотрудникам доступа к ресурсу поддержки информационно-технологического обеспечения с помощью некой мобильной платформы веб-сайта или мобильного приложения. Целью настоящей работы является проектирование мобильного приложения, нацеленного на мониторинг и сопровождение информационно-технологических ресурсов высшего учебного заведения.

Ключевые слова: проектирование, разработка, приложения, мобильность, реактивность, паттерн, технопарк, информационная система.

Значительный масштаб развития компьютерных технологий обязывает применять инструменты для мониторинга и контроля процесса работы компьютерных устройств. Вместе с этим, осуществление данного рабочего процесса должно быть эффективным и своевременным.

Данная статья посвящена актуальным информационным системам для осуществления процесса мониторинга и сопровождения технопарков учебных заведений.

Учебные заведения, такие как школы, институты и колледжи, создают так называемые «технопарки» – учебные лаборатории, в которых обучающиеся имеют возможность воспользоваться компьютерным оборудованием учебного заведения, как для выполнения некоторого задания, так и для получения знаний самостоятельно.

Очевидно, что с повсеместным увеличением числа абитуриентов, растет и потребность в расширении существующих технопарков, или в создании новых.

При увеличении количества требуемого оборудования также растет потребность в его сопровождении.

Разумеется, процесс сопровождения должен быть автоматизирован. В противном случае, скорость реагирования на возможные проблемы, возникшие с технопарком или даже технопарками существенно снизиться.

Процесс автоматизации не должен производиться за счет увеличения штата сотрудников, так как это лишь незначительно повысит эффективность выполнения задач, но потребует существенных затрат на трудоустройство новых кадров.

Для наиболее рационального распределения ресурсов образовательной организации требуется создание или использование существующей информационной системы, которая бы предоставляла сотрудникам возможность отслеживать проблемы, которые могут возникнуть в ходе работы технопарка.

Реализация информационной системы для мониторинга компьютерного оборудования была создана несколькими компаниями, как зарубежными, так и отечественными.

Представителями подобных систем является линейка продуктов компании «10-Strike Software».

Данная линейка представляет собой набор корпоративного программного обеспечения, направленного на мониторинг компьютерного оборудования в сети предприятия.

В качестве основных представителей ПО «10-Strike Software» стоит выделить следующее ПО:

10-страйк: Инвентаризация Компьютеров

Данное программное обеспечение автоматически опрашивает персональные компьютеры в корпоративной сети, собирая информацию об установленных на компьютере комплектующих и программах.

В заявленных возможностях «Инвентаризации Компьютеров» также обозначены такие функции как аудит лицензий, создание и экспортирование отчетов о собранной информации, а также планирование и подготовка обновлений.

Zabbix

Zabbix является системой для мониторинга и отслеживания статусов разнообразных сервисов компьютерной сети, серверов и сетевого оборудования

Данная информационная система предлагает достаточно широкий спектр функций, основными из которых являются следующие:

  • распределенный мониторинг;
  • автоматическое обнаружение;
  • централизованный мониторинг журналов;
  • веб-интерфейс для администрирования и настройки;
  • отчетность;
  • гибкая система шаблонов и групп;
  • возможность создавать карты сетей.

Представленные программные решения широко применяются в качестве инструментов для мониторинга технопарков учебных и частных заведений.

При сопровождении технопарка учебного заведения требуется учитывать несколько задач, которые будут возникать по мере его существования: 

  • поддержание оборудования в рабочем состоянии;
  • отслеживание вредоносного программного обеспечения;
  • установка программного обеспечения, которое может потребоваться в учебном процессе;
  • организация безопасности хранения данных учебной организации.

Также, требуется учесть тот факт, что скорость реагирования сотрудников, ответственных за процесс сопровождения должно, на возможные проблемные ситуации, должна быть высокой.

Необходимо, чтобы у сотрудников группы сопровождения была возможность проверить состояние технопарка в любой момент.

Исходя из того факта, насколько в настоящее время рабочий процесс в любой области легко контролировать с помощью мобильных устройств (навигация, обмен файлами, видео и аудио конференции), рациональным шагом является создание мобильного клиента для проектируемой информационной системы.

Общие требования к предлагаемой ИС представлены ниже:

  1. ИС должна отслеживать устройства технопарка в реальном времени.
  2. ИС должна предоставлять такую информацию о персональном устройстве как:
  • установленное ПО;
  • запущенные процессы устройства;
  • комплектующие устройства;
  • подключенные к интерфейсам устройства элементы периферии;
  • общую системную информацию, такую как значение системных переменных.
  1. ИС должна предоставлять опцию удаленного выполнения команд на конкретном устройстве.
  2. ИС должна позволять осуществление удаленного включения и выключения устройств.
  3. ИС должна предоставлять указанную информацию в удобочитаемой форме, предпочтительно с помощью пользовательского клиента для мобильных устройств.

Описанные в контексте данной статьи информационной системы не отвечают поставленным требованиям в полной мере, так как большинство из них либо не предоставляют пользователям клиент для мобильных устройств, и или же не обладают вышеуказанным функционалом в полной мере.

Создать полноценную информационную систему, которая бы отвечала поставленным требованиям в полной мере, возможно, если cовместить систему “агент-сервер”, представленную в ИС Zabbix, а также генерацию отчетов о системе и управление установленным программным обеспечением. Также, как уже было указано, необходимо, чтобы система обладала мобильным пользовательским клиентом, который бы полностью отражал функционал разработанной информационной системе.

 С помощью мобильного клиента предлагаемой к разработке информационной системы клиент должен иметь возможность получать подробный отчет, содержащий перечень данных, перечисленный в контексте постановки требований к ИС, а также иметь доступ к вышеуказанному функционалу. По запросу клиента система должна генерировать документ, содержащий подробный отчет об устройствах, подключенных к ИС.

Список литературы

  1. 10-страйк – Официальный сайт [Электронный ресурс] – 2021 – Режим доступа https://www.10-strike.ru/ , свободный.
  2. Далле В. А. Zabbix. Практическое руководство: руководство / В. А. Далле. – Москва: ДМК Пресс, 2018. – 356 с.
  3. Далле В. А, СтефаноКеван Ли. Zabbix. Mastering Zabbix, Andrea DalleVacche, Stefano Lee. – Сан-Франциско: Packt Publishing, 2018. – 356 с.
  4. ДокументацияZabbix [Электронный ресурс] – 2019 – Режим доступа https://www.zabbix.com/documentation, свободный.
  5. Uytterhoeven P., Zabbix 4 Network Monitoring, PatrikUytterhoeven – Бермингхэм, Publishing, 2018 – 800 с.
  6. Uytterhoeven P., Zabbix Cookbook, PatrikUytterhoeven – Бермингхэм, Publishing, 2018 – 552 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: