УДК 82

Сопоставительный анализ эпистолярного романа в XVIII и XX вв.: трансформация жанра (на материале романов И.В.Гете «Страдания юного вертера» и С.Чбоски «Хорошо быть тихоней»)

Саввина Инна Сергеевна – студент бакалавриата кафедры Зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Аннотация: В статье рассматривается развитие жанра эпистолярного романа, сопоставив классику данного жанра, написанного XVIII века, и современную работу рубежа XX и XXI веков. Для более организованности исследования мы будет использовать жанровую структуру, который состоит из 1) внутреннего мира произведения и 2) мира автора и читателя. Актуальность обусловлена мало изведанной областью эпистолярного романа в сопоставлении. Материалам послужат романы «Страдания и юного Вертера» И. В. Гете и «Хорошо быть тихоней» С. Чбоски. Результат исследования наглядно показывает, что несмотря на то, что, как и любой другой литературный жанр, перетерпел изменения и стал более соответствовать нуждам современного человека, он все так же выполняет главную функцию жанра – передавать психологизм главного героя.

Ключевые слова: эпистолярный роман, трансформация жанра, сопоставительный анализ, Иоганн Вольфганг Гете, Стивен Чбоски, психологизм.

Эпистолярные жанры (от греч. epistole – письмо) представляют собой особую форму словесности, воплощающуюся в текстах, «имеющих форму письма, открытки, телеграммы, посылаемые адресату для сообщения определенных сведений» [2, 628]

Эпистолярный роман, быстро приобретший популярность в XVIII веке благодаря усилиям европейских писателей, все еще удерживает видимое распространение и в современное время. В данном жанре были написаны классические произведения мировой литературы: «Кларисса, или история молодой леди» Самуэля Ричардсона, «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, «Франкенштейн, или современный Прометей» Мэри Шелли, «Дракула» Брэма Стокера, «Бедные люди» Фёдора Достоевского и многие другие. В XX и XXI вв. эпистолярный роман представляют такие работы, как «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски, «Одиночество в сети» Януша Леона Вишневского и так далее.

Предметом данного исследования является эпистолярный роман как жанр в целом, а объектами – его конкретные образцы.

Романы «Страдания и юного Вертера» И. В. Гете и «Хорошо быть тихоней» С. Чбоски еще не выступали как объекты исследований сравнительно-сопоставительного анализа, этим и обусловлена актуальность.

Целью этой работы является изучение традиционной модели эпистолярного романа и трансформация его элементов в работах современных писателей. Материалом послужат романы И. В. Гете «Страдания юного Вертера» и С. Чбоски «Хорошо быть тихоней».

Для дальнейшей работы мы будем использовать следующую модель жанровой структуры, включающей себя два аспекта:

  1. внутренний мир произведения: пространственно-временная структура, система персонажей, своеобразие сюжета, основные смысловые и ценностные оппозиции, мотивная структура;
  2. мир автора и читателя: характеристика композиционно-речевого строя произведения, его повествовательной структуры.

«Страдания юного Вертера» и «Хорошо быть тихоней» – оба романа являются прекрасными образцами эпистолярного романа своего времени, которые имеют автобиографичные элементы. В этой главе будет дана попытка анализа двух произведений на выявление схожестей и различий.

1. Внутренний мир произведения

Оба романа длятся примерно один год, но в «Хорошо быть тихоней» отсутствует какой-либо напор на природе, можно даже сказать, что пейзажных описаний в книге очень мало, практически на минимуме. В отличие от Вертера, Чарли не занимается созерцанием чудес природы. Отдаленность Чарли от природы не удивляет, так как история происходит в городе, и сам герой больше концентрирует свое внимание на окружающих его людей, чем на окружающую его природу.

Привязанность Вертера к природе закономерно. Выступая как сентиментальный герой, он никак не мог быть разделен от него.

Если можно коротко описать сюжеты данных романов, то в «Страданиях и юного Вертера» И. В. Гете – это сюжет о несчастной любви, в «Хорошо быть тихоней» – сюжет о взрослении. В книге С. Чбоски присутствует любовная история, но она не является главной сюжетней линией, а выступает, как внешний фактор для развития самого главного героя. Тогда как в в «Страданиях и юного Вертера» все внимание концентрируется к любовной линии. Также Чарли находится в постоянном развитии. Вертер также не статичен, но у него скорее происходит регресс, чем прогресс, так как его психическое здоровье испытывает такой сильный кризис, что он кончает жизнь самоубийством. У С. Чбоски развитие персонажа прямо противоположно: к концу истории Чарли только укрепляет свою психику и становится внутренне сильнее. Это не означает, что «Тихоня» очень позитивный роман, напротив, у обеих романов преобладает пессимистический настрой настроения.

Конечно, самыми крупными фигурами в книгах являются главные герои – Вертер и Чарли. Оба они молоды, хотя Вертер, пусть его возраст неизвестен, все же может быть старше.

Для начала рассмотрим, чем они отличаются.

Очевидно, что Чарли далеко не бунтарь и не максималист, он искатель и пытается найти свое место под солнцем. Он не пытается идти против системы, наоборот, он отчаянно хочет примкнуть к нему, так как он чувствует себя отброшенным, но все же не желает терять свою индивидуальность.

Чарли не типичный образец современного подростка, так как не пытается бороться против заржавевшей системы, напротив, он пытается приобщиться к нему. В этом и есть главное его отличие от героя Гете. Вертер презирает мир цивилизации, ему ненавистны чванливые аристократы и ограниченное общество бюргеров: «А это блистательное убожество, а скука в обществе мерзких людишек, кишащих вокруг! Какая борьба мелких честолюбий; все только и смотрят, только и следят, как бы обскакать друг друга хотя бы на полшага; дряннейшие и подлейшие страсти в самом неприкрытом виде» [1, 87-88]. Окружающее общество кажется Вертеру лживым и регрессирующим.

Но все же оба герои чувствительны, обладают глубоким внутренним миром и имеют острое чувство справедливости, близко воспринимают события, происходящее вокруг них. И Вертер, и Чарли влюбляются в девушек, не совсем подходящим к ним. Лотта уже замужняя женщина, Сэм же старше физически и взрослее морально, чем Чарли, и оба герои страдают от такой любви. Их письма полны чувств и страсти по отношению к своим девушкам («У Сэм, между прочим, каштановые волосы и очень-очень красивые зеленые глаза» [3, 6], «Какое сочетание простосердечия и ума, доброты и твердости, душевного спокойствия и живости деятельной натуры!» [3, 27]).

В любом случае, оба героя юны, умны, познают мир и жаждут жить, перед нами раскрывается весь их внутренний мир со всеми неровностями и чудесами. В своих письмах они откровенны, искренни, пишут так, как они, в первую очередь, чувствуют.

Объекты их страсти – Лотта и Сэм – выставлены в романах милыми, умными и дружелюбными девушками, они очень тепло относятся к своим поклонникам, но не могут ответить на их чувства и даже заигрывают с ними, зная, что они влюблены в них. У обеих также есть другие молодые люди: Лотта имела жениха, Сэм встречалась с другим парнем, с ее ровесником. Они также кажутся более зрелыми и сдержанными, чем главные герои, которые прямо-таки кипят страстью. Безусловно, так как внешний мир обрисовывается через призму героев, черты характеров девушек могут быть приукрашены и идеализированы.

Если говорить о различиях, то главным отличием между двумя женскими персонажами является то, что Сэм далеко не целомудренная, в романе упоминается, что в средней школе у нее имелась «определенная репутация», но так называемая распущенность не сильно влияет на ее личность.

Интересная картина предстает перед нами на уровне внещнего мира произведения. Дело в том, что в романах особую роль при раскрытии персонажей играют книги.

На страницах романа «Страдания юного Вертера» перед нами возникает образ читающего юноши – это Вертер, для которого чтение один из способов саморефлексии, книги помогают лучше понять, что творится внутри него. Об этом говорит сам Вертер, например, описывая свое впечатления после «Поэм Оссиана»: «Мне чудится, будто я заглядываю в собственное сердце» [1, 123].

Книги в принципе имеют множество функций в романе. Испытывая обиду после похода графа фон К. Вертер утешается частью «Одиссеи», в котором герой находится в гостях у свинопаса; обоюдное воспоминание одной и той же оды во время деревенского бала и разговор о «Векфилдском священнике» становится сближающий фактором между Вертером и Шарлоттой.

Значительную роль в читательском опыте Вертера занимает Гомер, его он противопоставляет другим писателям из-за отсутствия нравоучений и отказывается от предложения Вильгельма прислать другие книги: «Ты спрашиваешь, прислать ли мне мои книги. Милый друг, ради бога, избавь меня от них! Я не хочу больше, чтобы меня направляли, ободряли, воодушевляли, сердце мое достаточно волнуется само по себе: мне нужна колыбельная песня, а такой, как мой Гомер, второй не найти» [1, 9].

Однако же, когда наступает «период страданий», а именно начало зимы, то гармония, колыбельная Гомера вытесняется Оссианом, так как поэмы шотландца соответствуют чувствам, одолевающим Вертера: «И вот я вижу его, седого странствующего барда, он ищет на обширной равнине следы от шагов своих предков, но, увы, находит лишь их могилы…» [1, 114].

Описаны также другие «страдания», которые были известны человечеству: это гефсиманские страсти Христа, метания Гамлета и, конечно, участь героев Оссиана. А «Эмилия Галотти» Лессинга, лежавшая на столе Вертера и оставленная им раскрытой, является своеобразной предсмертной запиской.

У С. Чбоски были упомянуты целых 15 книг, которые прочел Чарли, – это «Убить пересмешника» Харпел Ли, «Великий Гэтсби» Скотта Фицджеральда, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Источник» Айн Рэнд, «По ту сторону рая» С. Фицджеральда, «Сепаратный мир» Джона Ноулза, «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Торо, «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «В дороге» Джека Керуака, «Питер Пэн» Д. М. Барри, «Мэр улицы Кастро» Рэнди Шитса, «100 избранных стихов Э. Каммингса» (сборник).

Большую часть этих книг дал почитать Чарли его учитель литературы Билл. Литература вообще занимает центральное место в дружбе между Чарли и его учителем. Билл видит, какой дискомфорт Чарли чувствует в школе, и пытается помочь, давая прочитать книги, которые, по его мнению, могут быть ему полезны.

 «Убить пересмешника» Харпера Ли – первая книга, которую была дана Чарли его учителем. Поскольку главный герой чувствует себя изолированным и отделенным от других учеников, то он сможет почувствовать связь с персонажем Артуром «Страшилой» Рэдли, который находился в похожем эмоциональном состоянии, и также учиться, наблюдая за его постепенной интеграцией в общество Мейкомба.

«Питер Пэн» Дж. М. Барри – книга, которую Чарли называет «выдумкой», и которая позволяет ему и «погружаться в жизнь», и следить за историей. Однако Чарли не совсем понимает, в чем был смысл книги: «Наверно, Билл хочет, чтобы эта книга стала для меня уроком, только каким?» [3, 22]. Очевидно, эта была попытка учителя дать ему урок о взрослении или о трудном переходе между детством и взрослой жизнью.

«Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда подробно не обсуждается Чарли, но читатель может самостоятельно установить связь между романом Чарли и Фицджеральда. И Чарли, и Ник Кэрроуэй – «тихони»: они наблюдают, тихо и внимательно слушают, не привлекая к себе слишком много внимания.

«Над пропастью во ржи» Сэлинджер – любимая книга Билла, когда он был подростком, и которая, по его словам, «западает в душу». Чарли пишет об этом романе: «На каникулы Билл дал мне очередную книгу, называется «Над пропастью во ржи». В моем возрасте это была у него любимая книга. Билл сказал: «Я прочел первые двадцать страниц. Пока определенного мнения не составил, но мне кажется, она очень своевременно ко мне попала» [3, 48]. Стоит отметить, что по словам самого автора, его история была вдохновлена романом Сэлинджера, и невозможно не отметить имеющиеся сходства между Чарли и Холденом Колфилдом. Колфилд, конечно, далеко не тихоня, но оба героя одного возраста, оба потеряны, оба переживают напряженный внутренний кризис, и оба ищут свое место в этом мире.

«Уолден» Генри Торо, главной темой которого является тема изоляции и отчуждения, также перекликается с одиночеством Чарли, которое он особенно ощущает в своей семье: «Получился рассказ о моей воображаемой жизни на озере в течение двух лет. Как будто я жил дарами земли и постигал суть вещей. Если честно, я бы не отказался». Автор иностранной статьи Люси [5] предполагает, что его комната, в которой он вечно сидит и читает в уединении, заменяет ему то далекое от внешнего мира место у озера. И то, что его семья все чаще направляет его читать у себя в комнате, когда он чувствует плохо, возможно, ожидая, что это поможет ему найти покой.

Как видно, книги в обоих романах введены не просто так. Они служат для развития персонажа, они перекликаются с их нынешним эмоциональным состоянием, они чему-то учат самих героев, которые часто соотносят себя с персонажами из книг. Все это помогает намного шире раскрыть портреты Вертера и Чарли.

2. Мир автора и читателя

Из-за отсутствия голоса адресата считается, что и «Вертер» и «Тихоня» больше похожи на дневниковые записи, чем на письма, и некоторые даже ставят под вопрос, являются ли они эпистолярным романом.

В различии между эпистолярной формой и жанра дневника важнейшим аспектом, характеризующим и присущим эпистолярной форме, является стремление к обмену. Сам смысл письма резко контрастирует со смыслом дневников. «Дневник» подразумевает под собой некую замкнутость, неприкосновенность частной, а письмо – нет. Письмо выступает средством коммуникации, даже если обратного ответа нет, главное, что у адресанта есть желание быть услышанным.

Как например, у С. Чбоски, несмотря на отсутствие потребности в обмене, Чарли отсылает послания, словно у получателя есть его обратный адрес, словно они уже давно знакомы, хотя это, конечно, не так. Отправляя их, Чарли создает впечатление, что его слышат, и что у него имеется друг, которого ему не хватает в реальной жизни. Мэри Дюкер [4, 167] считает, что эпистолярная форма была выбрана верно и тщательно, так как акт написания письма также служит для принятия травмирующего прошлого, с которым Чарли изо всех сил пытается бороться. И он бы никогда не смог подружиться с Сэмом и Патриком, не доверяя никому, не зная, что есть такие люди, как его адресат, которые, по словам Чарли, действительно хорошие люди и готовы выслушать то, чем он должен поделиться.

У Вертера же все более очевидно. Вильгельм присылает ему ответные письма и к тому же прямо влияет на жизнь своего друга (когда уговаривает поступить на службу).

И И.В. Гете, и С. Чбоски используют отличный прием, при котором они лишают адресата личности, и тем самым обращаются к широкой публике читателей, у которых может возникнуть ощущение диалога.

Как сильно изменился современный эпистолярный роман? На примере романа Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней» в сравнении романа И.В. Гете «Страдания юного Вертера» можно предположить следующее:

Естественно, с течением времени герои, если можно так выразиться, «осовременились».

У них уже абсолютно другое направление мышления, более свободное, менее целомудренное. Если в романах XVIII в. старались не касаться запретных тем, то Чарли, например, откровенно размышляет своих письмах вопросы половой жизни, наркотиков и даже аборта.

Но если говорить о персонажах, то наши главные герои имеют много сходств: у них богатый внутренний мир, буря эмоций, свои взгляды и убеждения, с которыми они делятся со своими собеседниками.

Изменился темп повествования, он стал более быстрым. В небольшом романе С, Чбоски за пару сотен страниц происходит множество событий, подняты самые разные остро социальные вопросы, тогда как у И.В. Гете практически все внимание сконцентрировано на любовной подоплеке. Динамичность повествования может быть объяснена двумя причинами: сам темп жизни современного человека ускорился; так как читателями романа С. Чбоски по большей части являются подростки, то их внимание надо постоянно держать в тонусе.

Исчез образ редактора / читателя. В современное время писатели уже не пытаются казаться документально-правдивыми, как это было с романами XVIII века.

Эпистолярная форма все еще выполняют свою главную роль – передает весь спектр психологизма героя, и к тому же письма становится своего рода способом преодоления какого-либо кризиса или саморефлексии. Остались в прошлом устойчивые сюжеты преимущественно любовного характера, современные писатели в своих работах стремятся охватить более широкий круг тем, внести сюжетные повороты. Письма больше не пишутся в официально-торжественном тоне, герои предпочитают простую и разговорную лексику, без излишеств, но не слишком сухо.

Эпистолярная форма сегодня может также включать в себя записи журнала, электронные письма, текстовые сообщения, стенограммы разговоров, сообщения в блогах и другие виды коммуникации на расстоянии, предоставляющие писателю различные способы выразить свое творчество и внутреннюю жизнь своих персонажей.

В нынешнее время книжный рынок огромен, и эпистолярный роман все еще занимает свою нишу в нем и не думает исчезать. В ходе исследования была изучена история эпистолярного романа, ее поэтика, во второй главе курсовой работы мы проанализировали два относящихся к своей эпохе выбранных романов – Иоганн Гете «Страдания юного Вертера» и Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней», в ходе анализа мы выявляли сходства и различия между данными работами XVIII и XX вв., и как в нынешнее время поменялся эпистолярный роман.

Зародившись в своем лучшем виде в XVIII век, эпистолярный роман на самом деле не поменялся радикально. Его основная функция, ради которой и начали писать сентименталисты, – позволить читателю максимально полно прочувствовать внутренний мир героя, все еще осталось такой же. Но все же есть кое-какие различия:

  • Расширился спектр тем в романе. Любовная линия уже не стоит на первом плане, с героями современных книг происходит множество жизненных событий, которые также сильно на него влияют.
  • Монотонность эпохи сентиментализма ушла, ее место заняла динамичность. В письмах С. Чбоски практически не уделяет время для созерцания природы и окружающего мира вообще (в плане пейзажей), он также не вступает в многостраничные рассуждения, нет бесчестного количества восклицаний, риторических вопросов, и в принципе вводных слов. Письма пишутся лаконично, просто и понятно.
  • Авторы не пытаются заставить думать своих читателей, что все эти письма настоящие, и он лишь собрал их в одной книге. Нынешние читатели могут найти такой прием наивным и нелепым.

Список литературы

  1. Гете И. В. Страдания юного Вертера // Под. изд. Г. В. Стадникова – Сакнт-Пет.: Наука, 2001. – с. 252
  2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под. ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. – с. 628-635.
  3. Чбоски С. Хорошо быть тихоней. – М.: Азбука, 2014. – с. 288.
  4. Несчастный поклонник Шарлотты Буфф. Конради О. К. // ВикиЧтение. – [Электронный ресурс] – URL: https://biography.wikireading.ru/248892
  5. How Books Help Charlie’s Mental Health in The Perks of Being a Wallflower (Stephen Chbosky) // Tolstoy Therapy. – URL: https://www.tolstoytherapy.com/how-books-help-charlie-in-perks-of.

Интересная статья? Поделись ей с другими: