УДК 50.501

Перспективы обновления водного транспорта РФ

Скрипников Олег Александрович – кандидат экономических наук, доцент кафедры математики, информационных систем и технологий Воронежского филиала Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления развития материально-технического обеспечения водного транспорта Российской Федерации с точки зрения экономической, технической и экологической целесообразности. Для продолжения реформ необходимы научные исследования, основанные на объективном анализе с задействованием позитивного опыта зарубежных стран, которые позволят оценить будущее и путь развития речных ресурсов.

Ключевые слова: речной флот, новации, рентабельность, техническое обновление.

Речной транспорт утрачивает роль магистрального транспорта страны. Необходимо искать выходы из кризисной ситуации в этой сфере и на научном уровне выработать наиболее приоритетные пути ее развития. Поиск подобных путей можно осуществлять только на основании всестороннего анализа сложившейся ситуации на речном пути. Речной флот Российской Федерации, как важнейшая часть национального хозяйства, не должен отставать от общей динамики решаемых государством задач. Данные задачи определил Центр стратегического развития, подготовивший и направивший в Правительство России проект стратегического развития Российской Федерации до 2030 года. Проект определяет стратегические ориентиры развития России XXI века, главный из которых - не терять остатки ресурсов, а всячески приумножать их.

Динамика развития речной отрасли в России в прошлые годы зависела от двух основных факторов: радикальных реформ в экономике и корректировки финансирования отрасли, в частности, резкого уменьшения централизованных инвестиций.

Экономические реформы в отрасли заключались в следующем:

  • распределение управленческих функций по уровням управления, благодаря чему организации получили хозяйственную самостоятельность. При этом была ликвидирована централизованная система регулирования речного флота;
  • генерация в процессе приватизации предприятий дифференцированной формы хозяйственной собственности, организационной формы и т.д.;
  • изменение статуса отрасли.

Медленный темп обновления флота препятствует его эффективному использованию, поэтому средний возраст речного флота достигает 20 лет, а примерно половина всех судов различного типа имеют возраст более четверти века. Это касается и кораблей типа река-море, к тому же по такому виду судов ситуация осложнена тем, что в соответствии с международными правилами в порты Евросоюза запрещен вход судов возрастом более 15 лет. Но из-за резкого роста затрат на постройку судов их обновление почти прекратилось.

В то же время в период реформ процесс разрушения шел явно опережающими темпами по сравнению с созидательной деятельностью. Уничтожена организованная и отлаженная система мониторинга. Производственные ступени в сфере транспортной техники сегодня слабо связаны друг с другом, не являясь единой структурой.

Страны запада используют более эффективную систему эксплуатации, в основном состоящей из буксиров и барж. В этой связке максимальная стоимость приходится на буксиры, которые эксплуатируются без простоев, транспортируя баржи непрерывным потоком друг за другом и оставляя их под погрузку, в то время как самоходные суда ждут, пока будет выгружен или загружен груз, теряя под погрузкой-разгрузкой значительное время. В связи с обновлением российского флота, желательно также перейти на систему обслуживания буксир-баржа.

Общее сокращение экономического роста, снижение промышленного производства привело к падению объемов перевозок грузов по рекам. В результате объем грузоперевозок к концу двадцатого века составил около ста миллионов тонн, что практически соответствовало середине двадцатого века. За последние десять лет объем грузоперевозок сократился на треть. Уменьшение объёма перевозок происходило по всей номенклатуре.

В соответствии с техническими и экономическими характеристиками речной транспортной системы наиболее целесообразной является перевозка средних объемов грузов на большие расстояния, но скорости движения речных судов неуклонно снижаются в связи с обветшанием инфраструктуры и ухудшением обслуживания речных русел.

Начиная с 1991 года, Россия потеряла почти половину морских торговых судов и судов речного флота. На сегодняшний день роль флота во внешнеэкономической деятельности значительно выросла, за счет обеспечения судами смешанного типа река-море. Специальные суда, предназначенные для транспортировки грузов внутренними водными путями и в ближнем радиусе по морю, перевозят товары в более чем полусотню портов. Перевозка судами река-море более выгодная, чем раздельная транспортировка по внутренним водным путям и по морским маршрутам, и к тому же позволяет использовать суда после того, как речная навигация закрылась зимой.

В Российской Федерации требуется изменить структуру транспортных флотов. Среднее суммарное водоизмещение самоходного грузового судна составляет порядка пятидесяти тонн. В то же время они осуществляют порядка четверти от всех речных транспортировок. В нашей стране на один буксир приходится две баржи, а в США – в четыре раза больше. Такое состояние можно назвать диспропорцией между самоходным и несамоходным грузовым флотом. Оно сложилось исторически и, прежде всего, было вызвано интересом судостроительного сектора бывшего СССР и иностранных судостроительных компаний в закупках дорогих, сложнооснащенных самоходных грузовых теплоходов. При этом стоимость тоннокилометра при перевозке самоходной баржей в четыре раза выше, чем буксируемой.

Не так давно была запущена отраслевая программа исследований, которая должна была решить задачи неотложного реформирования и охватила все векторы деятельности отрасли, в том числе формирование транспортного рынка, улучшение нормативной базы, и т.д.

Для того, чтобы определить основные направления развития водного транспорта, необходимы следующие мероприятия:

  • определение современной ситуации с речным транспортом и его места в системе транспорта России;
  • разработка стратегии экономического развития и улучшения состояния предприятий речной транспортной отрасли в среднесрочной перспективе;
  • определение условий реформирования, разработка главных направлений переинтеграции промышленных предприятий;
  • обоснование потребности в государственном регулировании экономики речных перевозок;
  • разработка методических рекомендаций по определению и анализу основных капиталов отрасли, а также обоснования приоритетных целей повышения конкурентоспособности речных судов.

Реально существуют три варианта стратегии экономического роста: продолжение радикальной либерализации; восстановление социальной иерархии; модернизация экономической системы на основе принципов либерализации, с сохранением значительной роли федерального правительства в реализации основных общественных задач. Стратегия развития РФ может быть принята только по третьему варианту. Путь модернизации на основе высвобождения частных инициатив и усиления государственной роли в обеспечении благосостояния, в том числе финансовой и социальной стабильности, включает в себя элементы двух иных вариантов стратегий и дает надежду на устойчивый рост экономики. Он будет способствовать решению накопившихся социальных проблем, повышению уровня благосостояния населения и укреплению международных позиций страны в целом.

Важнейшее место в решении поставленных задач, направленных на достижение устойчивого роста, занимает транспортно-дорожный комплекс, а также один из основных его элементов – речной транспорт.

Речной транспорт будет успешен в виде единого транспортного комплекса, с сохранением положительных сторон централизации транспортного процесса, движения и диспутации транспортных флотов, дополненных необходимым уровнем самостоятельности хозяйствующего субъекта с различными формами имущества.

Налаживание институционального управления речным транспортом должно создавать дифференцированные роли для деятельности судоходных объединений любой формы собственности, поддерживать общие показатели, развивать непременные атрибуты экономических механизмов – трастовые и страховые компании, развивать рынок ценных металлов.

Повышение эффективности перевозок на речном транспорте, экономическая стабильность предприятий на транспортном рынке возможны при условии коренной модернизации и обновления устаревших материально-технических возможностей транспорта. Это относится ко всем производственным структурам речной техники – флоту, перегрузной технике, гидротехническим сооружениям и судостроительным предприятиям.

Конечно, самый лучший способ восстановить транспортный флот - строительство новых кораблей, но сегодняшняя экономическая обстановка не позволяет ожидать какого-либо значительного пополнения состава флота таким образом.

Проведены расчеты эффективности строительства судов, относящихся к группе сухогрузов смешанного морского плавания, в объеме 10 единиц в расчетном периоде эксплуатации на 20 лет, при стоимости строительства судна 3 млн долл. США. При этом окупаемость инвестиций будет составлять 6 месяцев.

В условиях постоянного старения морского флота самым насущным вопросом стало обновление судов и реновация, на основе специально разработанных и принятых нормативных документов. Только таким образом можно укрепить ядро действующего флота.

Реализация планируемых мероприятий по модернизации флота отвлекает внимание от проблемы замены кораблей, поскольку на данный момент ее невозможно решить кардинально. Необходимо искать дополнительные резервы, стимулирующие процесс закупки и строительства новых плавательных средств для внутреннего плавательного флота, а также смешанного плавательного флота.

Другое направление развития – строительство внутренних и смешанных речных судов с ограниченным применением элементов эксплуатируемых судов, одобренное Руководством Службы речных флотов. Построенные таким образом суда признаются Российским Речным Регистром новыми со всеми преимуществами в эксплуатации и освидетельствовании.

Список литературы

  1. Мишустин М.. Поручения по итогам стратегической сессии по развитию промышленности: Сайт правительства РФ [Электронный ресурс] Дата обновления: 10.04.2023. http://government.ru/news/48526/ (дата обращения: 10.04.2023).
  2. Интервью порталу «Корабел.ру» директора института "Морская Академия" ГУМРФ им. адм. Макарова Владимира Соколова: Министерство транспорта Российской федерации [Электронный ресурс]. 2002. Дата обновления: 10.04.2023. URL: https://morflot.gov.ru/novosti/publikatsii_i_intervuy/f3530/ (дата обращения: 10.04.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: