УДК 330.3

Краудфандинг как эффективная форма сбора средств: перспективы для библиотек

Бабкин Андрей Олегович – аспирант Государственного университета управления.

Аннотация: Целью исследования является изучение теоретических и прикладных основ фандрайзинга как целенаправленной комплексной маркетинговой деятельности по привлечению сторонников и ресурсных партнеров библиотеки, а также выяснение возможностей краудфандинга и привлечения инвесторов отдельных направлений библиотечно-информационной деятельности по пониманию перспектив развития библиотечного дела. Было выяснено значение и возможности использования краудфандинга как инновационного инструмента для долгосрочного развития библиотек и библиотечного дела в РФ. Научная новизна исследования заключается в углублении и обобщении тенденций краудфандинга в мире и определении перспектив этого инновационного инструмента развития библиотек в РФ. В целом, было определено, что организация краудфандинговых инициатив является очень перспективным бизнесом в мире в целом и в РФ в частности. Учитывая современные тенденции, краудфандинг может стать альтернативной формой организации финансирования развития библиотек и поддержки литературных проектов.

Ключевые слова: фандрайзинг, краудфандинг, краудфандинговая платформа, инвестор, финансирование, библиотеки, библиотечное дело.

Введение

На сегодня уровень экономического развития общества и его отдельных составляющих зависит от разнообразных факторов, среди которых особое место отведено поиску и привлечению дополнительных финансовых ресурсов для развития различных сфер общественной и культурной деятельности. Новейшие способы сбора средств с помощью спонсорской и инвесторской поддержки могут конкурировать с традиционными формами, такими как, например, банковские кредиты и ссуды. Благодаря развитию инновационных информационных технологий были открыты новые формы поиска путей финансирования, опирающихся на непосредственное общественное участие. Приведенное исследование содержит анализ потенциала одного из инновационных инструментов фандрайзинга – краудфандинга и его возможностей для развития библиотек. Современное состояние экономики, ориентация на рыночные отношения открывает новые перспективы для библиотек и предусматривает возможности их функционирования не только за счет государственного бюджета, но и из других источников, среди которых грантовая и спонсорская поддержка, что является базой такого понятия как «фандрайзинг», одной из эффективных форм которого и является понятие «краундфандинг».

Анализ исследований и публикаций

Зарубежные организации уже достаточно долгое время пользуются возможностями фандрайзинга с целью получения дополнительной прибыли от ресурсных спонсорских организаций. Анализируя существующие теоретические наработки по специфике реализации краудфандинга, необходимо указать незначительное количество исследований этого феномена в отечественной науке, однако имеются работы по пониманию отдельных его аспектов. В частности, определению и функционированию фандрайзинга и краудфандинга посвящены работы И.О. Ахновской, А.В. Левченко [1]; типологией и принципами применения краудфандинга в бизнесе занимались И.М. Манаенко, А.С. Диденко [3], В.Л. Чугреев [2], О.Н. Быкова, М.О. Ольховская, Д.А. Профатилов [5], А.И. Еремеева, Ф.В. Андреев, О.П. Хандакова [4]. Однако работы, посвященные определению потенциала и возможностей краудфандинга для развития библиотек в РФ, отсутствуют. Соответственно актуальным является осуществление исследования по определенной тематике с целью осознания и обобщения существующих наработок, учитывая современные перспективы. Целью исследования является изучение теоретико-прикладных основ фандрайзинга как целенаправленной комплексной маркетинговой деятельности по привлечению сторонников и ресурсных партнеров библиотеки, а также выяснение возможностей краудфандинга и привлечения инвесторов отдельных направлений библиотечно-информационной деятельности по пониманию перспектив развития библиотечного дела.

Изложение основного материала

Современный этап развития отечественного библиотечного дела значительно отстает от заграничных достояний. Отсутствие надлежащего финансирования со стороны государства и органов местного самоуправления требует поиска получения библиотекой дополнительных ресурсов от благотворителей и спонсоров, которые позволили бы качественно осуществлять инициативную хозяйственную деятельность. Именно поэтому актуальным усматривается ориентация на зарубежный опыт по реализации и поддержке проектов, направленных на продвижение тех или иных услуг. Одним из достояний зарубежного сообщества является качественно внедренная система фандрайзинга, под которой понимают комплексную систему мероприятий, направленных на привлечение ресурсной помощи от спонсоров и инвесторов [2], которыми может стать любой человек.

В соответствии с этим гуманитарная (общественная) доминанта мотивации к осуществлению благотворительности и спонсорской поддержки в области библиотечной деятельности определяется социальной ответственностью и моральным удовлетворением [3]. Дополнительным фактором к осуществлению финансовой поддержки инвесторами является понимание прагматических основ спонсорства в библиотечной и литературной сфере, таких как получение косвенного эффекта от инвестиций (дополнительная реклама, формирование положительной общественной репутации, демонстрация финансовой состоятельности, получение соответствующих налоговых или других льгот). Возможные формы фандрайзинга для библиотек и ее сотрудников могут иметь проявление в предоставлении адресных субсидий, реализации обратных платежей (займы, льготные кредиты), уплата за определенные счета, целевые закупки, компенсация отдельных расходов, выплата единовременных гонораров (консультантам, лекторам, артистам), предоставление оборудования или техники в пользование, внесение страховых и других платежей, направленных на социальную защиту персонала и т.д. [6]. Однако обычно спонсорство не является постоянным, а происходит эпизодически, ситуационно, что не может в полной мере удовлетворить финансовые потребности современных отечественных библиотек. Именно поэтому в этом случае можно говорить о краудфандинге как одной из эффективных форм фандрайзинга [3].

Краудфандинг может стать одним из эффективных инструментов финансирования и продвижения литературных проектов. В мировом зарубежном сообществе уже есть многочисленные примеры успешной реализации краудфандинговых проектов с помощью читателей. Краудфандинг (от англ. crowd-толпа и funding-финансирование, привлечение средств) - форма коллективного инвестирования, на базе которого вкладчики, инвесторы (физические или юридические лица) оказывают денежную поддержку, направленную на финансирование определенных проектов [3]. Обычно такое инвестирование осуществляется косвенно через зарегистрированные инвестиционные платформы. Краудфандинг является составным компонентом понятия «краудсорсинг», под которым понимается процесс привлечения средств от неограниченного количества лиц при поддержке цифровых инструментов [6]. Среди специфических черт краудфандинга можно выделить следующие: привлечение незначительных средств от неограниченного количества инвесторов; направление средств на поддержку и финансирование выбранных проектов на ранних стадиях их реализации; осуществление инвестирования в проект с целью получения не денежной выгоды, а приоритетного доступа к продукту, скидки на этот продукт или достижения социально полезного результата [5].

Анализируя взгляды исследователей на указанную проблему, можно говорить о классификации организации краудфандинга в соответствии с различными параметрами: краудфандинг без вознаграждения, который предусматривает форму благотворительной поддержки, в ходе которой инвесторы не ожидают получения денежной прибыли, а финансовая поддержка предоставляется для получения социально-полезных результатов [1]; краудфандинг с вознаграждением, разновидностями которого являются краудревординг (получение вознаграждения в виде продукции или услуг, для которых осуществляется финансирование), краудинвестинг (получение доли от участия в реализации проекта), краудлендинг (получение краткосрочных займов от инвесторов для реализации проектов) [2].

Исследуя взгляды исследователей на проблему краудфаундинга, можно выделить ряд основных принципов, согласно которым следует выстраивать перспективные проекты по реализации помощи в развитии библиотечного дела. Среди них такие [3]: принцип успешности, предусматривающий заинтересованность и вовлеченность большого количества людей в проект; принцип эмоциональности, обусловливающий учет эмоциональных интересов и чувств потенциальных инвесторов; принцип вознаграждения, определяемый материальным или нематериальным вознаграждением всех участников инвестирования в проект. В частности, если было осуществлено финансирование издательства книги, автор может подарить ее экземпляр с автографом каждому из участников; принцип определенности, который переучивает понимание конкретной цели, целей и задач мероприятия инвестирования. Все потенциальные инвесторы независимо от суммы взноса должны понимать цель и смысл практической инициативы, знать конечный результат и необходимую стоимость проекта.

 Если не определить необходимую конечную сумму проекта или не отметить, на что будут осуществлены расходы, будущие потенциальные инвесторы не смогут отследить процесс реализации проекта, накопления средств и могут уличить организаторов в мошенничестве или денежных махинациях; принцип доверия, предусматривающий открытость взносов, предъявление реальных платежных реквизитов, применение фиксированных платежных систем с возможностями верификации всех существующих счетов, карточек, кошельков, используемых для сбора денег. принцип прозрачности, требующий простоту и открытости сбора денежных средств и вызывающий доверие к проекту. Будущие потенциальные инвесторы должны иметь возможность отслеживать процесс поступления денежных средств на счет организации-получателя или лица-получателя, видеть, куда и для каких целей были потрачены присланные средства, понимать свой процент взноса и взносы других инвесторов или спонсоров; принцип удобства, предусматривающий несложность в осуществлении платежных операций, открытость интерфейса системы проекта, прозрачность начисления и накопления средств [3].

В соответствии с принципами реализации краудфандинга, можно говорить об условиях успешного внедрения обозначенной технологии в процесс развития библиотек. Среди них такие [4]: сочетание интересов инвесторов / спонсоров и ответственных за проект субъектов или организации, на счет которых осуществляется финансовая помощь; активный характер позиционирования библиотеки как субъекта благотворительности и спонсорства, что является залогом эффективного краудфандинга; разновекторность проектов, ориентация на все слои населения.

Для успешной реализации краудфандинговых проектов необходим выбор площадки для осуществления указанного процесса. Здесь на помощь приходят многочисленные веб-сервисы и веб-платформы [6]. Первым краудфандинговым веб-сервисом, который был официально зарегистрирован и внедрен, стал созданный в начале 2000-х годов сайт Artist Share, целью которого было оказание финансовой помощи в записи альбомов начинающим музыкантам. Создание обозначенного сайта дало толчок для появления и других сервисов. Одним из таких является сайт Kickstarter, который сегодня стал одним из самых популярных и востребованных [5]. Самым легким в пользовании считают сайт Indiegogo, характеризующийся открытостью и доступностью для сбора средств. Поэтому, планируя деятельность библиотек, направленную на привлечение дополнительного финансирования с помощью краудфандинга, организаторам следует принимать во внимание особенности привлечения и использования указанных платформ, взвешенно относиться к пониманию рисков и преимуществ. Научная новизна исследования заключается в углублении и обобщении тенденций краудфандинга в мире и определении перспектив этого инновационного инструмента развития библиотек в РФ.

Выводы

Подводя итог, можно сделать вывод, что понятия «файндрайзинг» и «краудфаундинг» являются перспективными и актуальными для дальнейших исследований. Организация краундфаундинговых инициатив является достаточно перспективным делом в мире в целом, и в РФ, в частности. Учитывая современные тенденции, краудфандинг может стать альтернативной формой организации финансирования развития библиотечного дела и поддержки литературных проектов. Среди главных преимуществ применения краудфандинга для развития библиотечного дела является поддержка и развитие отдельных проектов конкретных библиотек, стартапов и литературных проектов неизвестных авторов или авторов начинающих, создание удобного в применении, прозрачного и эффективного механизма для сбора средств и финансирования интересных проектов. Используя возможности краудфандинга, можно обойти существующие консервативные ограничения инвестиционных площадок, что позволит авторам реализовывать самые смелые идеи и проекты. Перспективами дальнейших исследований может быть обоснование и разработка рекомендаций по внедрению платформ по краудфандингу в систему работы библиотек РФ, анализ их экономической необходимости и эффективности.

Список литературы

  1. Ахновская И. О., Левченко А. В. Развитие краудфандинга для финансирования малого бизнеса в условиях информационной экономики. Предпринимательство и инновации. 2021. № 16. С. 76-82. URL: https://doi.org/10.37320/2415-3583/16.13 (дата обращения: 19.12.2021).
  2. Чугреев В.Л. Краудфандинг – социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования // Экономические и социальные перемены: факт, тенденции, прогноз. – 2017. – №4 (28). – С.190-196.
  3. Манаенко И. М., Диденко А. С. Краудфандинг как инновационный инструмент развития бизнеса. Актуальные проблемы экономики и управления. 2017. № 11. С. 1-8. http://doi.org/0000-0002-3246-3603
  4. Еремеева А.И., Андреев Ф.В., Хандакова О.П. Перспективы развития краудфандинга в России. // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 7 (120). – С. 251-255.нке
  5. Быкова О.Н., Ольховская М.О., Профатилов Д.А. Краудфандинг: интернет-благотворительность или инструмент инвестирования инновационного проекта? // Инновации – 2015. – №2 (196). – С.58-63.
  6. Спиридонова Е.В., Сошников Д.С. Успешный краудфандинг в России и за рубежом // Российское предпринимательство. – 2016. – Т.17. – №22. – С. 3185-3196.

Интересная статья? Поделись ей с другими: