УДК 33

Анализ основных трендов контейнерных перевозок на территории ЕАЭС

Шубина Анна Юрьевна – студентка магистратуры Российского университета транспорта

Аннотация: В современных условиях транспорт играет ключевую роль в формировании новых бизнес-моделей на глобальном уровне. В данной статье были проанализированы основные тренды контейнерных перевозок на территории ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, контейнерные перевозки, контейнер.

За счет объединения различных типов транспорта и логистических систем из разных стран предприятия в разных государствах получают возможность выходить на международный рынок. Это касается организаций любых направлений и масштабов деятельности. Развитие транспортных систем с высокой энергоэффективностью и производительностью серьезно снижает издержки логистики и увеличивает объемы глобальной торговли.

Благодаря изменению модели глобальной экономики увеличилась доля промежуточных товаров в товаропотоках. Их доля, по отдельным оценкам, составляет более 50% товаров, которые импортируются странами, входящими в ОЭСР, и почти 75% товаров, импортируемых КНР, Бразилией и другими крупными развивающимися государствами [1].

Но объединение транспортных сетей стран ЕАЭС с глобальными транспортными коридорами связано с рядом проблем. В первую очередь к ним относятся:

  • разница в уровнях развития логистической инфраструктуры в странах-членах ЕАЭС;
  • недостаточный уровень финансирования для усовершенствования транспортной инфраструктуры;
  • вопросы унификации и выстраивания ценовой политики при расчете тарифной сетки на транзитные перевозки товаров.

Если удастся решить данные проблемы, будет обеспечена оптимизация транспортных расходов, государства ЕАЭС получат более широкие возможности по транспортному взаимодействию на международном уровне. Они смогут привлекать инвестиции в глобальные транспортные проекты.

Развитие многосоставных перевозок выглядит стратегически важным в свете интеграции экономик стран в рамках ЕАЭС. Решение Высшего Совета ЕАЭС от 11 декабря 2020 года содержит направления работы Союза в срок до 2025 года. Вот основные тезисы из этого документа, которые помогут ускоренной интеграции экономик евразийских стран [2]:

  • развертка системы составления прогнозов и стратегических планов развития в экономическом, технологическом, научном направлениях;
  • создание общих инновационных программ и инвестпроектов, групп и корпораций для объединения членов Союза в промышленной, экономической и прочих сферах;
  • развитие стабильного пропуска транзитного и прочего интернет-трафика;
  • формирование и усовершенствование транспортной инфраструктуры в странах-членах ЕАЭС в направлениях с севера на юг и с востока на запад, в том числе сопряженной с инициативой Китая «Один пояс – один путь»;
  • обеспечение предприятиям стран-членов возможности без дискриминации предоставлять услуги, связанные с транспортными перевозками;
  • упрощение международных грузовых автоперевозок для углубления взаимодействия и тесного сотрудничества логистических компаний стран-членов Союза;
  • системное усовершенствование техрегулирования в сфере обеспечения мер санитарной, фитосанитарной и ветеринарной безопасности на территории ЕАЭС;
  • разработка эффективных механизмов ограждения единого рынка Союза от некачественной продукции;
  • определение единых обязательных требований к продукции, которая обращается в рамках ЕАЭС;
  • обеспечение единого подхода к применению ТР ЕАЭС в странах-членах;
  • формирование общей системы оценки качества продукции, которая присутствует на едином рынке Союза;
  • создание условий для комплексного развития метрологических и стандартизационных мероприятий;
  • модернизация механизмов контроля для обеспечения повышенного доверия к итогам деятельности органов, аккредитованных на выполнение оценки соответствия продукции;
  • модернизация прав ЕАЭС по обеспечению мер санитарной, фитосанитарной и ветеринарной безопасности с учетом оценки рисков, применения мировых рекомендаций и стандартов;
  • расширение использования IT в таможенных процедурах;
  • внедрение цифровых технологий в таможенные операции для их автоматизации;
  • переработка Таможенного кодекса Союза с учетом практики его использования и изменения других документов органов ЕАЭС;
  • проведение таможенного контроля и других операций на таможне по единому стандарту;
  • приведение к единой форме электронных документов и процедуры обмена ими между органами таможни и участниками ВЭД в Союзе.
  • модернизация процедур регулирования таможенных тарифов в ЕАЭС;
  • создание комплекса мер по цифровизации госзакупок в странах-членах Союза;
  • подготовка программы общих действий членов ЕАЭС по обеспечению качества услуг и товаров, защите прав потребителей;
  • составление перечня единых критериев положительной бизнес-практики и последующее усовершенствование законодательной базы стран-членов Союза в сфере обеспечения соблюдения прав потребителей на базе рекомендаций Комиссии;
  • расширение границ Союза и повышение интенсивности сотрудничества его членов в экономической сфере.

Рисунок 1 показывает влияние развития дорожной инфраструктуры на экономические показатели государства: от роста объемов производства продукции первой необходимости до повышения показателей туристической отрасли.

1

Рисунок 1. Влияние развития дорожной инфраструктуры на экономику страны [3].

Результаты нашего исследования дают возможность констатировать серьезный транспортный потенциал государств ЕАЭС при ведущей роли России в развитии грузоперевозок. Анализ протяженности маршрутов транспорта, типа перевозимых грузов и грузового оборота подтверждает потенциальные возможности членов Союза в выполнении перевозок по разным направлениям.

Список литературы

  1. Международные правила заключения договоров купли-продажи «ИНКОТЕРМС». – М.: ИКС, 2013. – 941 c.
  2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 N 12 "О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года" / Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375194/ca01d887761f4900135e6249e2258ac0167c7e23.
  3. Интеллектуальная транспортная инфраструктура (ИТС) в России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интеллектуальная_транспортная_инфраструктура_(ИТС)_Россия.

Интересная статья? Поделись ей с другими: