УДК 33

Анализ основных принципов формирования контейнерных отправок

Шубина Анна Юрьевна – студентка магистратуры Российского университета транспорта

Аннотация: В современных условиях транспорт играет ключевую роль в формировании новых бизнес-моделей на глобальном уровне. В данной статье были проанализированы основные принципы формирования контейнерных отправок, а также выделены недостатки отправки контейнеров.

Ключевые слова: контейнерные перевозки, контейнер, транспорт, логистика.

Грузовая логистика связана с эффективным перемещением и сохранением контейнерных грузов со склада экспортера на склад импортера путем использования наиболее подходящего вида транспорта для каждого сегмента пути в сквозной системе перевозок компаний.

Очевидно, что при управлении грузовой логистикой уместно учитывать точку зрения грузоотправителя или экспедиторов, поскольку они являются грузовладельцами. Общие мероприятия и процессы планирования в области грузовой логистики включают:

  • выбор видов транспорта и перевозчиков;
  • согласование условий доставки и ставок фрахта;
  • заключение контрактов с морскими перевозчиками;
  • оформление соответствующих документов и таможенное оформление;
  • консолидация и декомпозиция;
  • организация самовывоза и доставки по территории страны;
  • маршрутизация и планирование контейнерных перевозок;
  • хранение и перевалка контейнеров.

Среди этих мероприятий по планированию наиболее важными физическими действиями, вероятно, являются консолидация, транспортировка, перевалка и разложение, которые охватывают цепочку поставок от склада или депо в стране экспорта через внутренний транспорт, порт отправления, морской транспорт, порт назначения, иностранный внутренний транспорт до склада или депо в стране импорта.

Одной из разработок интермодальных перевозок является синхронный транспорт, который добавляет возможность гибкого переключения между различными доступными видами транспорта в режиме реального времени во время пути. В нескольких исследованиях изучалась осуществимость и преимущества синхронных перевозок в контейнерных перевозках. Например, Агбо и др. рассмотрели возможность синхронных грузовых перевозок и указали на три ключевых понятия [1]:

  • расширенные возможности, которые соединяют морской порт с внутренним интермодальным терминалом с использованием транспорта большой вместимости, такого как баржа и железнодорожный транспорт;
  • стратегия «тяни-толкай», при которой контейнеры перевозятся непосредственно баржами или поездами из морских портов на внутренние терминалы, чтобы избежать ожидания контейнеров в морских портах для получения отдельными клиентами;
  • режим бесплатного бронирования, который позволяет грузоотправителям подписать контракт на контейнерную перевозку с указанной ценой, временем доставки контейнера, уровнем качества обслуживания, но без указания видов транспорта в пути доставки.

Критические факторы успеха (CSF) для синхронных перевозок обсуждаются разными исследователями [2]. Они выделяют следующие основные принципы синхронности: сотрудничество и доверие между заинтересованными сторонами для лучшей интеграции их сетей и координации операций, сложное и динамичное планирование для полного использования имеющихся ресурсов и данных в режиме реального времени, информационно-коммуникационные технологии (ICT) и интеллектуальная транспортная система (ITS) для сбора данных и обмена информацией с интеллектуальными хабами, осведомленностью и ментальным переходом от традиционного бронирования к бесплатному бронированию, а также соответствующим механизмом ценообразования на услуги. Среди вышеперечисленных CSF ICT / ITS рассматривается как мета-CSF. Выделяют шесть групп поддерживающих технологий: отслеживаемость, интеллектуальные системы, аналитика данных, оптимизация, моделирование и интегрированные платформы. Однако применение синхронных перевозок на практике все еще довольно ограничено.

Наиболее распространенной проблемой планирования в грузовой логистике по территории ЕАЭС является назначение контейнерных перевозок и маршрутизация в интермодальной транспортной сети. В глобальном масштабе существует множество операторов, и они взаимодействуют, поскольку имеют общие ресурсы, такие как порты, суда, погрузочно-разгрузочное оборудование, людские ресурсы и объекты инфраструктуры. Таким образом, назначение отгрузки и маршрутизация существуют на трех уровнях планирования: индивидуальном, многоуровневом и общеотраслевом. Индивидуальный уровень фокусируется на маршрутизации конкретного отправления в рамках транспортной сети, что может быть решено методом кратчайшего пути. Многоуровневый подход фокусируется на распределении набора отправлений по транспортной сети, общеотраслевой уровень учитывает различные идентификационные данные и поведение отправлений, а также различное поведение и отношение заинтересованных сторон по всей отрасли контейнерных перевозок. Последние два уровня планирования являются более сложными из-за ограничений производственных мощностей и взаимодействия поставщиков и заинтересованных сторон.

Увеличение ежедневной частоты контейнерных поездов является ключевым фактором дальнейшего повышения конкурентоспособности железнодорожных грузоперевозок между странами Азии и Европы в ближайшие годы. Целевой показатель на этот год составляет 1 150 км/сутки [3]. Текущая ситуация характеризуется резким ростом контейнерных перевозок по территории ЕС. Беспрецедентный рост транзитных перевозок требует ускоренного развития железнодорожной инфраструктуры и использования потенциала цифровой логистики. По сравнению с 2015 годом транзитные перевозки внутри ЕС выросли в пять раз. Это свидетельствует о роли стран Центральной и Восточной Европы как моста между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Россия, как крупнейший экономический компонент Евразийского экономического союза, практически полностью определяет структуру внешних торговых потоков.

1

Рисунок 1. Преимущества контейнерного транзита в Евразии.

Список литературы

  1. Agbenyegah Agbo, Wenfeng Li, Charles Atombo, Gabriel Lodewijks & Lanbo Zheng, Feasibility study for the introduction of synchromodal freight transportation concept, Cogent Engineering (2017), 4:1305649.
  2. Pfoser, S., Treiblmaier, H., & Schauer, O. (2016). Critical success factors of synchromodality: Results from a case study and literature review. Transportation Research Procedia, 14, 1463–1471. [Электронный ресурс]. – URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.220.
  3. Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в 2022 году. [Электронный ресурс]. – URL: https://index1520.com/upload/medialibrary/ed9/lho5ubf1ojjipeqleuyx09i4gy0iaesj/230228_OTLK_RU.pdf.

Интересная статья? Поделись ей с другими: