УДК 005.932

Оперативное управление ресурсами при наземном обслуживании воздушных судов

Коникова Елена Викторовна – кандидат технических наук, научный руководитель, доцент кафедры Аэропортов и авиаперевозок Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени главного маршала авиации А.А. Новикова.

Эккельман Михаил Михайлович – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени главного маршала авиации А.А. Новикова.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблемы, возникающие при оперативном управлении ресурсами наземного обслуживания воздушных судов. Корректно отлаженная операционная деятельность главного оператора обеспечивает наибольшую эффективность развития предприятия, как коммерческой структуры, а также значительно повышает уровень качества обслуживания и безопасности полётов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, наземное обслуживание в аэропортах, аэропортовая деятельность, управление ресурсами.

В современном мире функционирование любой коммерческой организации, а, в особенности, предприятия гражданской авиации, связано с высокой степенью риска и ответственности, при организации и осуществления её деятельности.

Прежде всего, необходимо определить направление, в котором будет проводиться анализ системы наземного обслуживания.

Наземное обслуживание (НО) – это ключевой аспект функционирования производственно-хозяйственного механизма аэропортового предприятия, представляющий из себя предоставление услуг по коммерческому обеспечению воздушных перевозок, обеспечения безопасности полётов согласно действующим федеральным авиационным правилам, а также прочим международным стандартам и осуществления деятельности по подготовке к выполнению и обеспечению полётов воздушных судов (ВС).

Если рассматривать НО как процесс в рамках осуществления производственно-хозяйственной деятельности главного оператора аэропорта (ГОА), то речь пойдёт об оперативном управлении аэропортовой деятельностью.

Без сомнения, процессы НО можно и нужно рассматривать с точки зрения развития аэропортового предприятия, а именно описывать их в механизме стратегического планирования деятельности ГОА, но вопрос их оперативной организации стоит более остро.

Оперативное управление аэропортовой деятельностью осуществляется на основе стратегий предприятия и предполагает разработку оперативных (тактических) целей и планов действий, которые должны строго исполняться и постоянно контролироваться.

Цель оперативного управления – реализация плановых заданий и борьба с отклонениями от них.

Оперативное управление осуществляется ГОА по четырём основным направлениям:

  • Управление производственными процессами аэропорта (составление расписания движения ВС на сезон (ВЛН/ОЗН), построение сетевых графиков, технологических карт и графиков обслуживания ВС и пассажиров, разработка и реализация суточных планов полётов ВС);
  • Информационное обеспечение аэропортовой деятельности в рамках оперативного управления;
  • Финансовое управление и планирование;
  • Материально-техническое снабжение и сбыт аэропортовых услуг.

Основу рациональной организации системы оперативного управления процессами наземного обслуживания в аэропорту создаёт оперативное планирование аэропортовой деятельности, осуществляемое, как правило, на срок до одного года. Задачей оперативного управления является максимально возможное равномерное распределение полётов ВС в течение суток при максимальном использовании пропускной способности предприятия, человеческих ресурсов, средств механизации и автоматизации, задействованных в технологических процессах наземного обслуживания.

Оперативное управление ресурсами осуществляется производственно-диспетчерской службой с использованием средств автоматизации таких процессов, а также информационно-технических решений.

Авиакомпании заинтересованы в высоких показателях среднесуточного налёта при коммерческой эксплуатации парка ВС. Перевозчик формирует своё сезонное расписание на основании проведённого анализа спроса на воздушные перевозки (ВП), информации о режиме работы аэропорта и местной авиационной метеорологической станции, ограничениях работы аэропортового предприятия по требованиям к экологическим нормам, проведении ремонтных работ и/или технологических перерывах, а также нормативах технической возможности объектов инфраструктуры аэропорта и в соответствии с требованиями сертификата эксплуатанта и прочих эксплуатационных спецификаций, а также с учетом эксплуатируемых ВС. Одним из факторов, влияющих на эту величину, является время обслуживания (время разворота) ВС в аэропортах. [1]

Даже незначительное уменьшение времени, необходимого для обслуживания ВС в аэропорту и подготовки его к следующему вылету может принести существенную выгоду, особенно на маршрутах небольшой протяженности, где летают узкофюзеляжные ВС. Минимизация времени обслуживания ВС в аэропорту – комплексная задача, которую решают и авиакомпании, и операторы аэропортов, и производители авиатехники.

Среди операций наземного обслуживания, планируемых и осуществляемых в оперативном порядке можно выделить следующие:

  • Перемещение/буксировка ВС;
  • Заправка ВС авиаГСМ;
  • Подключение наземного электропитания;
  • Устранение обледенения и очистка поверхности ВС;
  • Наземное кондиционирование/подогрев ВС;
  • Обслуживание санузлов;
  • Заправка питьевой и дистиллированной водой;
  • Уборка салона ВС;
  • Загрузка бортового питания;
  • Обработка грузов, почты;
  • Охрана ВС на земле. [2]

Особенности организации НО ВС требуют квалифицированного управления, которое должно обеспечить высокую эффективность использования располагаемого персонала и оборудования. Для повышения эффективности такого управления рекомендуется применять информационно-технические решения.

IS-AODB (Airport Operational Database)

Данный продукт направлен на обеспечение операционной деятельности аэропорта – обеспечение взлётно-посадочных операций, приёма, обслуживания и отправления ВС. Ключевое предназначение системы заключается в хранении и управлении основными данными и операциями аэропорта: для планирования и управления расписанием, диспетчеризации взлётно-посадочных операций (ВПО) и управления обслуживанием на перроне.

Система позволяет комфортно вести суточный план полетов (СПП). В систему вводятся все рейсы сезонного расписания, из которых система компонует актуальные отправления/прибытия ВС на каждый день. Она позволяет управлять размещением ВС на стоянке и отслеживанием процесса НО ВС между прилётом и вылетом согласно технологическим графикам обслуживания (ТГО) и договорам НО. Интерфейс управления процессом расстановки ВС на перроне основан на полностью интерактивном графике Ганта.

 Данная система используется ГОА международных аэропортов «Домодедово», «Внуково», «Казань» и др.

1

Рисунок 1. Пример ТГО Система «ОКА» («Оперативный контур аэропорта»).

Данная система предназначена для обеспечения функций контроля выполнения ТГО воздушных судов в режиме реального времени.

Основные функции:

  • Создание видов обслуживания ВС с указанием служб;
  • Ввод и корректировка технологических графиков обслуживания по типам ВС, авиакомпаниям, типу рейса;
  • Автоматическое назначение ТГО обслуживания ВС при записи СПП в систему;
  • Возможность ручного корректирования ТГО.
  • Возможность организации единого контроля за технологическими процессами подготовки ВС по всем задействованным структурным подразделениям. [3]

АС «КОБРА»

Автоматизированная система комплексного обслуживания рейсов в аэропорту. Система обеспечивает поддержку решений в области оперативного управления производственными процессами аэропорта.

Один из модулей системы - подсистема «слот-координация» предназначена для контроля и управления процессом согласования «слотов».
Слот – это временной интервал, предоставляющийся аэропортом перевозчику для прибытия, получения необходимого наземного обслуживания и дальнейшего отправления. В ней предусмотрены автоматическая обработка запросов от авиакомпаний, ведение архива запросов, подготовка ответов.

Подсистема интегрирована с подсистемой «РДС», что позволяет автоматически сформировать расписание на сезон на основе данных согласованных «слотов». Также система включает в себя возможность отслеживания и возможности использования «исторических слотов».

АС «КОБРА» используется более чем в 25 аэропортах РФ. [3]

AODB «Синхрон»

Выполнена на базе IS-AODB и дополнена программным модулем по расчёту пропускной способности комплекса ВПП с искусственным покрытием, который позволяет производить перерасчёт пропускной способности комплекса. Данный модуль наиболее эффективен для сотрудников ОВД.

Помимо него в комплексе ИТ решения используются:

  • ODB – центральная операционная база данных аэропорта, позволяющая точно фиксировать все события, которые планируются и происходят в аэропорту. Данный программный продукт предоставляет специалистам ГОА всю необходимую информацию как о планируемых прибытиях/отправлениях ВС, так и статистическую.
  • RMS GP/GM – управление статичными ресурсами: места стоянок, секции регистрации, выходы на посадку.
  • SMGCS – усовершенствованная система управления наземным движением и оперативного контроля за ним. Уникальная многокомпонентная система обеспечивает упорядоченное и безопасное движение ВС и ТС в условиях ограниченной видимости в соответствии с требованиями ИКАО. [3]

Список литературы

  1. Приказ Минтранса России от 12.12.2011 №310 «Об утверждении Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126085/;
  2. Приказ Минтранса России от 31.07.2009 №128 (ред. от 22.04.2020) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 №14645) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91259/;
  3. Под ред. В. Маслакова. Хозяйственный механизм авиатранспортных предприятий. Учебное пособие. Часть II. Главные операторы аэропортов. – СПБ.: Питер, 2021. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Интересная статья? Поделись ей с другими: