УДК 338
Образ руководителя − основа лидерства современного образовательного учреждения
Точиева Милена Рустамовна – студент магистратуры Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
Научный руководитель Амбалова Светлана Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
Аннотация: В данной статье освещается изучение и раскрытие образа современного руководителя образовательного учреждения, раскрывается значимость лидерства, как наиболее важного элемента в системе управления образовательной системой. В подведении итогов изучения проблемы, освещаются методы и способы по улучшению образа современного руководителя образовательного учреждения.
Ключевые слова: образовательное учреждение, руководитель, культура управления, компетентность.
На современном этапе образовательные учреждения улучшают качество предоставления образовательных услуг, активно внедряются онлайн-курсы и дистанционное обучение, что позволяет приобретать знания и навыки в любом месте и в любое время, осуществлять обновление ученых программ и применять технологическое образование. Современные обучающиеся на разных уровнях образования требуют от руководителя более нового подхода к руководству [2].
Управление – это способ нахождения средств для достижения определенных целей и задач. Основным звеном работоспособности педагогического коллектива, является компетентный руководитель, его способности и личный авторитет. Трудность и мастерство управления образовательным учреждением заключается в подборе способов и методов, которые необходимы в данной организации, способность к самоанализу и адекватному оцениванию самого себя, своих партнеров и желанию развивать свое образовательное учреждение [4].
Для формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения необходимо учитывать следующие факторы:
- Понимание целей и задач образовательного учреждения.
- Коммуникабельность и открытость.
- Готовность к постоянному обучению и развитию.
Развитие управленческой культуры руководителя образовательного учреждения должно быть основано на системном подходе и ориентировано на достижение конкретных результатов.
Каким же должен быть современный руководитель образовательного учреждения?
Какие качества ему необходимы?
Какого можно считать эффективным руководителем современного образовательного учреждения?
Руководители образовательных учреждений – должны иметь высокую профессиональную подготовку. Хотя такое образование существует в нашей стране около шести лет, руководители повышают свои знания и умения с помощью саморазвития и курсов повышения квалификации [3].
По мнению современных ученых, профессиональный руководитель должен не только владеть всеми навыками и умениями, но и подбирать квалифицированный педагогический персонал. Ведь главной задачей любого образовательного учреждения является предоставление качественных и востребованных знаний [1].
На сегодняшний день существует четыре основных типа руководителей образовательных учреждений:
- авторитарный,
- демократический,
- либеральный,
- попустительский.
Наиболее часто встречаются демократический и либеральный стиль управления. К большому сожалению, сочетание грамотного менеджера и талантливого педагога является большой редкость. Руководитель образовательного учреждения должен следовать определённым правилам (Д.Б. Карнеги).
- Будьте терпеливы и не требуйте сразу результатов.
- Старайтесь находить компромиссы и решения, которые устроят всех участников процесса.
- Не забывайте о своих обязательствах и обещаниях, чтобы поддерживать доверие со стороны коллег и подчинённых.
- Будьте открыты к обратной связи, изменениям в своей работе.
- Не забывайте, что лидерство – это не только управление, но и вдохновение и мотивация людей к достижению общих целей.
Существует много методик и тренингов по приобретению лидерских качеств и становлению наилучшим руководителем образовательного учреждения. Выделим несколько методик по выработке эффективного поведения управляющего:
- Методика. Ведение деловых записей.
Вести подробные деловые записи, которые позволят руководителю контролировать свои задачи и планировать свое время.
- Методика. Делегирование полномочий.
Уметь делегировать свои полномочия и задачи сотрудникам, которые могут выполнять их лучше и быстрее. Это позволит освободить время руководителя для выполнения более важных задач.
- Методика. Развитие команды.
Уметь развивать свою команду, обучая ее новым навыкам и знаниям, а также мотивируя ее к достижению общих целей. Это позволит повысить эффективность работы всего образовательного учреждения.
Таким образом, современный руководитель − это:
- лидер, умеющий эффективно управлять командой;
- аналитик, способный анализировать данные и принимать обоснованные решения на фоне фактов;
- ответственный и целеустремленный, стремящийся к достижению определенных результатов и целей.
Список литературы
- Приваленко О. Менеджеру быть! Но и про все остальное забывать не стоит // Учительская газета. 2017. № 27.
- Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2016. – с. 452
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под общ. ред. В.А.
- http://5fan.ru/wievjob.php?id=8015.