УДК 33

Человеческий потенциал молодежи в системе социально-экономического развития Красноярского края

Батура Андрей Александрович – магистрант Сибирского федерального университета

Аннотация: Представленная статья посвящена исследованию условий развития человеческого потенциала молодежи на основании исследования показателей социально-экономического развития Красноярского края. Эти данные раскрывают характеристики системы социально-экономического развития исследуемого региона, при этом, они представлены в сравнении со среднероссийскими и средними по Сибирскому ФО. В результате, формируется система бенчмаркинговой оценки условий развития человеческого потенциала молодежи по сравнению с общенациональным и макрорегиональным уровнем.

Ключевые слова: молодежь, человеческий потенциал, развитие, условия, население, показатели.

Введение

Аксиоматично утверждать, что существует связь между молодежью и экономическим развитием [1, c. 56-74]. Молодежь в любом обществе является двигателем роста и развития; потому что она обеспечивает источник формирования человеческих ресурсов для производства товаров и услуг, и это справедливо на любом уровне: макроэкономическом (национальная экономика), на мезоуровне (региональная, муниципальная экономика, экономика субрегиона), на микроуровне (личное благосостояние, деятельность субъектов хозяйствования).

Основная часть

В отношении собственно оценки человеческого потенциала, то «в настоящее время для оценки человеческого потенциала общепринятой является оценка Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) по разным уровням иерархии социально-экономических систем» [7, c. 18-25].

В первую очередь, необходимо остановиться на методологических аспектах исследования человеческого потенциала молодежи региона. В первую очередь, требуется определить численность (долю) населения в возрасте до 35 лет из общей численности населения. Далее важно сравнить долю молодежи исследуемого региона с долей молодежи в целом по стране, а также в наиболее и наименее развитых экономически регионов.

На рисунке 1 представлено сравнение доли молодого населения (в возрасте от 20 до 35 лет включительно) по Красноярскому краю, Сибирскому ФО и в целом по России. Можно видеть незначительное превышение доли молодежи в составе населения СФО и РФ. При этом, в СФО доля населения в указанном возрасте выше, чем по РФ: 35,65 от численности трудоспособного населения и 20,29% от общей численности населения. В Красноярском крае это – 36,01 и 21,02 % соответственно. То есть, практически треть трудоспособного населения в России составляют люди в возрасте 20-35 лет, и эта тенденция выглядит общей.

image001

Рисунок 1. Соотношение молодежи и прочих групп населения в Красноярском крае, а также СФО и по РФ в целом (%).

Что касается оценки потенциала молодежи, то, прежде всего, необходимо оценить условия развития данного потенциала. В табл. 1 представлены данные по расширенному перечню показателей, наиболее релевантно отражающих уровень развития человеческого потенциала молодежи как непосредственно в Красноярском крае, так и по СФО, и по РФ.

Таблица 1. Сравнительные показатели, отображающие условия формирования человеческого потенциала молодежи.

 

Красноярский край

Сибирский ФО

По РФ

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, лет

69,82

69,6

71,54

ВРП на душу населения, руб.

938016,70

535321,0

646144,10

Среднедушевые доходы в месяц (руб.)

32 832

27 972

36 073

Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей, %

50,8

46,5

44,3

Коэффициент рождаемости (промилле)

10,1

10

9,8

Высшее образование занятого населения (% от общей численности)

33,5

30,7

35,4

Среднее специальное образование занятого населения (% от общей численности)

40

43,5

44,9

Уровень занятости трудоспособного населения

75,6

73,9

77

Уровень занятости населения в возрасте 20-29 лет

70,7

67,4

67,8

Уровень занятости населения в возрасте 30-39 лет

82,6

82,3

85,4

Численность обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на 10000 чел. населения

52

48

39

Численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена на 10000 чел. населения

204

211

189

Численность обучающихся по программам высшего образования на 10000 чел. населения

233

277

277

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в СФО, как и в Красноярском крае, ниже средней по РФ. Но в Красноярском крае существенно выше ВРП на душу населения, так что по сравнению с экономикой макрорегиона, а также по сравнению со средним по РФ показателем Красноярский край формирует более благоприятные условия для развития молодежи. Среднедушевые доходы населения Красноярского края несколько ниже среднероссийских, но выше средних по СФО.

Что касается научной деятельности и уровня образования, то необходимо отметить высокую по сравнению со среднероссийским показателем долю научных исследователей Красноярского края в возрасте до 39 лет. При этом, обучающихся по программах вузовской подготовки на 10 тыс. чел. населения в Красноярском крае меньше, чем в среднем по регионам РФ. Охват населения высшим и средним специальным образованием в Красноярском крае несколько ниже, чем по РФ и по СФО. В регионе более успешно действует система подготовки квалифицированных специалистов нижнего звена.

Таблица 2. Сравнительные показатели, отображающие условия формирования человеческого потенциала молодежи.

 

Красноярский край

Сибирский ФО

Ожидаемая продолжительность здоровой
жизни, число лет

0,976

0,9729

ВВП на душу населения, руб.

1,4517

0,8285

Среднедушевые доходы в месяц (руб.)

0,9102

0,7754

Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей, %

1,1467

1,0497

Коэффициент рождаемости (промилле)

1,0306

1,0204

Высшее образование занятого населения (% от общей численности)

0,9463

0,8672

Среднее специальное образование занятого населения (% от общей численности)

0,8909

0,9688

Уровень занятости трудоспособного населения

0,9818

0,9597

Уровень занятости населения в возрасте 20-29 лет

1,0428

0,9941

Уровень занятости населения в возрасте 30-39 лет

0,9672

0,9637

Численность обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на 10000 чел. населения

1,3333

1,2308

Численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена на 10000 чел. населения

1,0794

1,1164

Численность обучающихся по программам высшего образования на 10000 чел. населения

0,8412

1

В табли25 2 представлена бенчмаркинговая оценка условий развития человеческого потенциала молодежи Красноярского края и СФО по сравнению с общенациональным уровнем. Необходимо отметить, что такая система оценки релевантна только на макроуровне и мезоуровне, в то время как на глобальном уровне бенчмарка была бы, соответственно, по среднему показателю группы стран с высоким уровнем развития человеческого потенциалам (поскольку РФ принадлежит к странам с высоким уровнем данного показателя).

В целом, необходимо отметить, что по ожидаемой продолжительности здоровой жизни, среднедушевым доходам населения (при столь высоком ВРП на душу населения это – критический недостаток), а также по мощности системы высшего образования Красноярский край имеет более низкий уровень, чем в среднем по РФ и по СФО.

Итак, при наличии достаточно высокого процента молодого населения в Красноярском крае не создано максимально благоприятных условий для развития человеческого потенциала молодежи. В первую очередь, это выражается в возможностях системы образования региона. Кроме того, среднедушевые доходы населения региона не соответствуют его экономическому статусу. Поэтому существует крайняя необходимость усиления мер по развитию человеческого потенциала молодежи региона с целью формирования высокого уровня человеческого капитала в долгосрочной перспективе.

Молодым людям необходимо предоставить навыки, востребованные на рынке труда, помочь им адаптироваться и использовать новые возможности, а также дать им возможность обеспечить средства к существованию, открыв собственный бизнес там, где нет рабочих мест. Пандемия ускорила темпы изменений на рынке труда и спрос на новые навыки. Системы образования и обучения должны развиваться в ответ, чтобы гарантировать актуальность и перспективность предложения навыков. Возможно, следует уделять приоритетное внимание планированию, финансированию и надзору за программами обучения, а также привлекать партнеров из частного сектора к их разработке и реализации.

Заключение

Сегодня трудовая жизнь населения эволюционирует от рутинных задач с фиксированными и четкими правилами к открытым задачам, требующим гибкости, творчества и логики. Эти якобы «мягкие» навыки — навыки, которым нужно учиться, — также позволяют людям адаптироваться и справляться с различными экономическими трудностями. Приобретение этих нетехнических навыков начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Стимулирование развития образовательного уровня в сочетании с компетентностным подходом к образованию, вторичному образованию, а также профессионализации молодого населения, позволят в некоторой степени решить проблему несоответствия уровня доходов населения и уровня экономического развития Красноярского края.

Список литературы

  1. Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф., Ушамирский А.Э. Человеческий потенциал молодежи: противоречия формирования и реализации в российском социуме // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №6. С. 56-74.
  2. Борисова Е.С., Комаров А.В. Современный рынок труда в условиях становления и развития цифровой экономики // Наука. Общество. Оборона. 2019. № 3 (20). С. 5-15.
  3. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Региональные детерминанты эффективного использования человеческого капитала в цифровой экономике // Экономика региона. 2019. №2. С. 465-482.
  4. Мигранова Л.А., Токсанбаева М.С. Человеческий потенциал населения российских регионов: уровень и динамика развития (часть первая) // Уровень жизни населения регионов России. 2018. №2 (208). С. 47-59.
  5. Реутов В.Е., Кравченко Л.А., Вельгош Н.З. Социально-экономические проблемы развития человеческого потенциала России и её регионов // Сервис в России и за рубежом. 2019. №2 (84). С. 69-82.
  6. Ширинкина Е.В. Трансформация концепции управления человеческим капиталом в зависимости от этапов развития промышленности // Вопросы управления. 2019. №2 (38). С. 269-274.
  7. Щеглова А.А., Брюханов Д.В. Сравнительный анализ показателей индекса человеческого развития в России, регионах и странах СНГ // Журнал прикладных исследований. 2022. №7. С. 18-25.
  8. Официальные данные Федеральной службы статистики.

Интересная статья? Поделись ей с другими: