УДК 338

Руководитель образовательного учреждения и его лидерская компетентность как фактор успешного управления организацией

Точиева Милена Рустамовна – студент магистратуры Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

Научный руководитель Амбалова Светлана Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

Аннотация: В данной статье мы рассмотрим проблему лидерской компетентности руководителя образовательного учреждения и ее влияние на систему работы всей образовательной организации. Значимость нашего исследования заключается в том, что мы попытались определить те критерии, которые необходимы для эффективной и качественной работы образовательного учреждения, выявить какие требования предъявляет общество к руководителям образовательной системы, формирует их лидерскую компетентность. Следует отметить, что наше исследование основывается на связи процесса формирования лидерской компетентности с повышением знаний и квалификации лидерских качеств педагогических работников руководящих должностей и в целом всего педагогического коллектива, также нами представлены рекомендации по повышению лидерской компетентности. Представлены результаты анализа лидерской компетентности руководителей Северо-Осетинского педагогического колледжа.

Ключевые слова: лидерство, власть, образовательное учреждение, лидер, компетентность.

Слово лидер происходит от латинского слова (lead-вести). Lead ˗ это человек, который ведет за собой и идет впереди. Лидер является членом организации, он должен обладать высоким статусом среди коллектива, оказывать влияние на работу людей, которые находятся в его подчинении и выполняет ряд обязательных функций [3].

Руководство – это способность в оказании влияния на отдельных людей и групп. Оно побуждает их работать на достижение поставленных целей и задач организации [4].

В отличии от обычных способностей к управлению лидерская компетентность является источником создания благоприятной атмосферы в коллективе и способом эффективного мотивирования людей. Лидер должен быть компетентен в работе своего учреждения, принимать взвешенные и обдуманные решения, нести ответственность не только за свои действия, но и за деятельность своих сотрудников. Лидерство ˗это способность вести за собой и достигать наилучших результатов.

Еще в античные времена, жители Древней Греции и Спарты считали, что человек не рождается лидером, а становиться им в процессе преодоления многих жизненных трудностей и при приобретении моральных и нравственных качеств. Например, по теории «трансформации лидерства» следует, что залогом успешных результатов в работе с коллективом является развитие лидерских навыков и качеств, которые необходимы лидеру. Данная теория выдвигает ряд черт. Которыми должен обладать лидер: вдохновляющий свой коллектив, видящий дальнейшую перспективу, эмоционально-устойчивый, умеющий налаживать контакт с подчинёнными и разрешать конфликты в области управления [1].

В образовательной сфере лидер должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и иметь высокую социальную компетентность. Он должен уметь находить общий язык с различными категориями участников образовательного процесса, учитывать их потребности и интересы, создавать условия для их творческого, профессионального развития и самореализации.

Образовательное учреждение выдвигает ряд требований к своему руководителю:

  • иметь навыки эффективного коммуникатора и умение налаживать контакт с различными категориями участников образовательного процесса;
  • уметь адаптироваться к изменениям и быстро реагировать на новые вызовы и возможности;
  • быть готовым к постоянному развитию и совершенствованию своих навыков, чтобы руководить и создавать условия для развития всех участников образовательного процесса.

Важным аспектом деятельности руководителя образовательного учреждения, являются способы осуществления властных функций. По мнению И.Д. Давыдова, существует несколько разновидностей реализации власти:

  1. Власть, основанная на авторитете – влияние на коллектив с помощью своей личности и определенных навыков.
  2. Власть, основанная на знаниях – обладание уникальными способностями и навыками в той или иной области.
  3. Власть, основанная на иерархии – обладание полной властью над подчиненными и занимаемого положения.

В.П. Милютин Считает, что благодаря Лидерской компетентности руководитель образовательного учреждения является способность выявлять профессиональные взаимоотношения с подчинёнными [2].

Но использование власти в качестве инструмента воздействия может привести к серьезным конфликтам в коллективе, что отразиться на качестве их работы. Руководитель должен обладать знаниями и опытом в области образования, понимать особенности работы с разными возрастными группами, уметь организовывать и координировать работу учителей, разрабатывать и внедрять инновационные методы обучения. Он должен обладать коммуникабельностью, открытостью, способностью решать любые конфликты, которые возникают среди руководства и педагогического коллектива. Необходимо также отметить, что лидерством могут обладать не только работники руководящих должностей. Лидерские качества будут необходимы и полезны для всех участников образовательного процесса, в том числе и для учащихся.

В связи с вышеизложенным, для подтверждения наших теоретических выводов, которые мы получили при изучении научной литературы, нами было проведено исследование, которое позволит подтвердить теоретические выводы и определить пути решения, лидерской компетентности руководителей образовательного учреждения:

1. Провести исследование среди преподавателей и руководства Северо-Осетинского педагогического колледжа г. Владикавказ по выявлению уровня лидерской компетентности.

Таблица 1. Результаты исследования уровня лидерской компетентности в процентном соотношении.

высокий

21%

средний

35%

низкий

44%

2. На основе полученных результатов нами была разработана программа и тренинг по повышению уровня лидерской компетентности среди руководителей и преподавательского коллектива Северо−Осетинского педагогического колледжа г. Владикавказ.

Целью нашей программы стало приобретение и усовершенствование уровня лидерской компетентности.

Название программы: «Лидерство»

Название разделов:

  1. Развитие лидерского потенциала руководителя.
  2. Привлекательное лидерство.
  3. Лидерство как инструмент расширения.
  4. Лидер и его команда.
  5. Лидерство и его принципы.

Название тренинга: «Мой путь к лидерству»

Время проведения: 3часа.

Подводя итоги нашей работы по улучшению и приобретению лидерской компетентности руководителей (педагогов) мы можем сделать вывод о том, что выбранные методы и приемы были эффективными.

Разработанная нами программа и тренинг будут способствовать формированию успешного и творческого коллектива.

Список литературы

  1. Валерин Э.Э. Шутки в библиографических списках :дис. канд. смешн. наук – М., 2016. – С.33.
  2. Милютин С.Т. образовательного П. В. игровых Управленческая личностных культура умения личности учебного и концепции факторы компетентности ее сообразно развития вдохновлять /П.В. Милютин // науки Власть точки — 2011. — № 5, С.90–92.
  3. Парутин И.И. Когда лидер становится руководителем. М.: Феникс. 2018. С. 85.
  4. Савинова С. Ю. Лидерство в бизнесе: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. С. 108.

Интересная статья? Поделись ей с другими: