УДК 656.003

Железнодорожный транспорт и экономическое развитие

Масягутов Динар Дазмирович – студент Оренбургского института путей и сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения

Хлудеева Марина Анатольевна – доцент Оренбургского института путей и сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения

Аннотация: В статье рассмотрены важность железнодорожного транспорта и его экономическое развитие. Какую роль играет железнодорожный транспорт в российской системе коммуникаций. Особенности железной дороги, различия грузовых и пассажирских перевозок.

Ключевые слова: транспорт, перевозки, структура, инфраструктура, транспортная стратегия.

Транспорт является важным звеном в логистической системе. Транспорт – это сектор материального производства, занимающийся перевозкой людей и вещей.
Каждое транспортное средство обладает определенными характеристиками с точки зрения управления логистикой, преимуществами и недостатками, которые определяют возможность его использования в логистической системе.

Среди видов транспорта в Российской Федерации необходимо выбрать железную дорогу. На их долю приходится более 80 и около 40% от общего объема перевозок и пассажиров, перевозимых общественным транспортом. Они должны полностью удовлетворять потребности населения, передатчиков и аудитории в своевременной и качественной транспортировке.

Железнодорожный транспорт играет важную роль в российской системе коммуникаций, и железная дорога является наиболее подходящей для общественного транспорта. Они работают днем и ночью, независимо от времени года и погодных условий. Это особенно важно для России, которая имеет разные климатические зоны. Железные дороги являются универсальным средством транспортировки разнообразных грузов в межрегиональных сообщениях.

На многих этапах реформирования советской и постсоветской экономик возникал вопрос о рассмотрении деталей железных дорог, об их отличиях от других секторов экономики и других видов транспорта.

В связи с этим важно отметить, что экономические институты отрасли (а также ее структурные подразделения в ОАО "Российские железные дороги") образуют взаимосвязанную интегрированную систему, обеспечивающую предоставление транспортных услуг клиентам. Эта система представляет собой цепочку параллельных и/или последовательных процессов и взаимоотношений работников разных профессий.

Особенности железной дороги заключаются в том, что работа, "выполняемая любым сектором, начинается либо в другом секторе, либо должна заканчиваться в другом секторе, каждый из секторов управления на железной дороге не имеет определенного рынка и конкретных товаров". По его оценке, объем такой работы может составить три четверти.

Эта особенность в основном формируется потому, что основная техническая взаимосвязь железнодорожного транспорта "колесо-рельс" (точнее: "колесо-рельсовый маршрут") создает технологические и экономические преимущества, но также определяет принципы взаимодействия транспортного средства и инфраструктуры, основанные на более жестком технологическом и техническом интерфейсе, чем у других видов транспорта.

За время существования железной дороги вокруг этого соединения были сформированы устойчивые производственные процессы и технологии, обеспечивающие их эксплуатацию.

Однако существуют различия в организации грузовых и пассажирских перевозок. Например, пассажирский поезд, следующий по определенному маршруту, является видом коммерческой услуги, предоставляемой пассажиру. В то же время передатчик сам определяет конечную и начальную точки транспортировки, а поезд является технологическим элементом грузовых перевозок.

Железнодорожные системы различных государств или объединений государств по существу схожи друг с другом в соответствии с основными техническими и технологическими принципами. Это определяет общность подходов к решению проблем железнодорожного транспорта.

Но мы также можем отметить факторы, определяющие особенности работы железнодорожного транспорта в нашей стране:

  • высокий уровень пассажиропотока: Россия занимает одно из ведущих мест по объему транспортных перевозок (третье в мире) и пассажирских (пятое);
  • сочетание грузовых и пассажирских перевозок (на большие расстояния и в пригороды) по одним и тем же железнодорожным линиям;
  • ассажирские перевозки (особенно в сельской местности и часть перевозок на дальние расстояния) носят социальный характер и неэффективны для железных дорог;
  • высокий уровень использования основных сетей, требуемый сетью, и отсутствие резервов пропускной способности;
  • низкая транспортная безопасность при возросших транспортных потребностях, особенно в Сибири и на Востоке;
  • значительный объем межрегиональных перевозок.

В то же время стратегические исследования компании показывают, что такие особенности в значительной степени сохранятся до 2030 года и в долгосрочной перспективе.

Появление железных дорог национального значения ознаменовало новый этап в развитии товарно-денежных и социальных отношений. Они ускорили развитие производства и сельского хозяйства, способствуя их участию в сельском хозяйстве, особенно в области товарных бирж в регионах-производителях зерна. Это сыграло важную роль в выравнивании цен на российском региональном рынке.

Развитие железнодорожного транспорта улучшило показатели российской экономики. Ритмичность функционирования экономики в целом, стабильность темпов ее роста, уровень равновесия во всем воспроизводственном процессе во многом зависят от ее работы, своевременной доставки людей и товаров к месту назначения. В нынешней ситуации в России прогрессировать может только железнодорожный транспорт. Следует совершенствовать и расширять за счет подключения всех других видов транспорта.

По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт обладает значительными преимуществами.

Во-первых, он может перевозить все виды грузов, перевозить большое количество грузов и пассажиров.

Во-вторых, железнодорожный транспорт характеризуется большими расстояниями и относительно высокими скоростями передачи. В-третьих, железнодорожный транспорт характеризуется относительно низкими транспортными расходами и высокой безопасностью грузовых перевозок.

Сравнительная характеристика различных видов транспорта проводится при выборе эффективного транспортного средства с учетом требований рынка к условиям предоставления транспортных услуг пользователем.

Таким образом, железнодорожный транспорт является наиболее эффективным, безопасным, быстрым, с высокой пропускной способностью и низким воздействием на окружающую среду. С экономической точки зрения это одно из самых доступных средств передвижения.

Железнодорожный транспорт отстает от других видов транспорта по качеству обслуживания, но очень надежен и безвреден для окружающей среды, когда речь заходит о транспортной безопасности.

Железнодорожный транспорт является эффективным и экономичным средством передвижения с точки зрения транспортных расходов и тарифов. Средняя процентная ставка (тариф) ОАО "Российские железные дороги" в 1999 году составляла 0,85 рубля для физических лиц, рентабельность 26,8%. Нельзя не отметить, что плотность железных и шоссейных дорог в России относительно невелика (125 километров и 694 километра), особенно по сравнению с такими странами, как Германия 26,6 километра и 638 километров, Соединенные Штаты 1000 километров и 5,1 километра.

"Железные дороги" – крупнейшая государственная монопольная компания в России. По разным оценкам, в железнодорожной отрасли сосредоточено от 4 до 15 процентов всех основных фондов российской экономики, и в ней занято 122 миллиона человек. Железнодорожный транспорт в целом прибылен, но пассажирские перевозки (особенно пригородные) прибыльны. Убытки, связанные с пассажирскими перевозками, покрываются доходами от транспортного бизнеса. Основными потребителями железнодорожных услуг являются производители сыпучих грузов (уголь, строительные материалы, железо, цветные металлы и т.д.). Их спрос на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом менее стабилен, а среднее расстояние, на которое перевозятся такие грузы, очень велико, поэтому у грузоотправителей практически нет выбора. Стоимость наземного транспорта на такое расстояние довольно высока. Водный транспорт может конкурировать с железнодорожным только на некоторых маршрутах. Таким образом, способность компании своевременно и в полном объеме удовлетворять экономические требования и запросы заинтересованных групп определяется.
Экономическая надежность отражает способность компании выживать с точки зрения избежания банкротства и ликвидации, а также обеспечения простого процесса сокращения персонала.

Список литературы

  1. Аксенов И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. Москва, 1985, 177 с.
  2. Батурин А. Б. Оптимальное развитие линейных транспортных систем. Москва, 1991, 258 с.
  3. Белов И. В. Экономическая теория транспорта в СССР. Москва, 1987, 321 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: