УДК 32

Интернет-коммуникаций как инструмент повышения эффективности взаимодействия в сфере государственного и муниципального управления

Молокова Елена Леонидовна – кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного экономического университета.

Дубовик Дмитрий Викторович – магистрант Уральского государственного экономического университета.

Аннотация: Настоящее диктует требования к организации коммуникативной деятельности, особенно с молодежью и теми людьми, которые пользуются современными ИКТ. В органах власти можно использовать не только официальные сайты для информирования, но и создавать новые сайты для формирования активных граждан, просвещения, освещение инноваций, привлечения к интерактивным формам взаимодействия с государственными служащими. В обновленной России формируется информационное общество, которое предполагает становление и в дальнейшем доминирование новых технологических механизмов, основанных на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций во всех отраслях, включая и социальные сети как основную интернет-коммуникацию в сфере государственного управления.

Ключевые слова: государственное управление, интернет-коммуникации, социальные сети, публичная власть, пресс-центр.

В основе эффективной деятельности государственного управленческого аппарата лежит способность продуцировать, передавать, накапливать, анализировать и применять информацию. Важным звеном в этом процессе является система обмена информацией между органами государственной власти и гражданами. Такая система основывается на принципе обратной связи. В то же время, государственный аппарат в Российской Федерации из-за чрезмерной бюрократизации и тяготение к не публичности и закрытости не достиг должного уровня открытости и прозрачности. Большинство мероприятий по привлечению граждан к управлению государственными делами носят формальный характер.

Коммуникация с помощью сети Интернет является выгодной и удобной для политиков, государственных деятелей и политических организаций, поскольку она имеет большое влияние на пользователей и позволяет достичь собственной цели дешевле, по сравнению с традиционными, способом. Избирательная кампания, которая проводится в сети Интернет, значительно оперативное реальной: появляется возможность оперативно донести информацию определенным группам лиц, уже сформированных в группы по интересам. Также можно достучаться до молодежи благодаря социальным сетям.

Сеть может стать также источником финансирования избирательной кампании. Еще одно преимущество политической web-коммуникации - информация попадает к пользователям, которые по определенным причинам находятся за пределами страны, но намерены посетить избирательные участки за рубежом.

В современных условиях традиционные каналы общения органов публичной власти и граждан - печатные СМИ, телевидение, радио, личные встречи, публичные мероприятия - несколько теряют свои позиции и уступают место интернет-коммуникациям, одним из видов которых являются социальные сети. Это закономерно, ведь по статистике в мире ежедневно и ежечасно растет количество интернет-пользователей: на начало 2020 с 7,7 млрд человек населения Земли их количество составляло примерно 4 млрд, то есть 53%. Такие данные приводятся в отчете GlobalDigital, основанный на данных исследования от компаний «We Are Social» и «Hootsuite» [1].

С началом активного использования социальных сетей в России, что идет в русле общемирового распространения использования интернет-сети, возникает вопрос об их применении в деятельности органов публичной власти в нашем государстве, ведь в западных странах (США, Германия, Франция и т.д.) такие социальные сети, как «Твиттер» и «Фейсбук» давно стали ключевыми путями непосредственной коммуникации публичной власти и граждан, механизмами создания положительного имиджа органов публичной власти и первых лиц государства [6].

Принимая во внимание широкое использование социальных сетей нашими соотечественниками, различные ветви и уровни органов публичной власти для налаживания эффективной связи с гражданами должны активно участвовать в социальных сетей для распространения информации о сфере, в которой они проводят государственную политику, освещение достижений, проведение разъяснительной работы относительно перспектив и механизмов реализации государственной политики и тому подобное.

Но проблема заключается в том, что органы публичной власти Российской Федерации пока все еще находятся в поисках собственного пути освоения социальных сетей и оптимальных механизмов ведения коммуникации в плоскости онлайн общения, ведь на сегодняшний день не все органы публичной власти должны активные страницы в социальных сетях «Фейсбук», «Ютуб», еще меньшая часть ведет аккаунты в соцсети «Твиттер» или других. И это еще без учета качества и полноты информации, циркулирующей в социальных сетях и распространяющейся органами публичной власти. Для решения этой проблемы необходимо кропотливая работа ученых отрасли публичного управления соединена с практическим опытом работы государственных органов власти и анализом общемирового опыта использования социальных сетей в публичной коммуникации властных институтов [5].

Вопрос коммуникаций с общественностью в российской научной мысли рассматривали такие ученые Г. Почепцов, В. Бебик, В. Королько, С. Телешун, И. Рейтерович, Л. Питайчук, Н. Окша, В. Гошовская, И. Абрамюк, В. Малимон, Ю. Сурмин, Н. Грицак, Е. Тихомирова, Н. Гудыма, А. Коротич, В. Гурковский, В. Дрешпак, И. Ильчук, Е. Романенко и др [1-11]. Вопрос использования именно социальных сетей в коммуникационной работе органов государственной власти в настоящее время находится вне поля зрения отечественных ученых, хотя количество пользователей социальных сетей в Российской Федерации растет ошеломляющими темпами. Этот фактор определяет актуальность статьи, ее теоретическую и практическую важность.

Отметим, что существует несколько требований к информации, распространяемой органом публичной власти в социальных сетях. Во-первых, информация должна быть максимально оперативной и лаконичным, не быть взятой из текста для размещения на веб-сайте или в другой социальной сети (например, посты для соцсетей «Фейсбук» и «Твиттер» должны быть кардинально разными по объемам и порядку подачи информации) [2].

Во-вторых, публикации должны содержать только достоверную и полную информацию и исключать ее неоднозначную трактовку, сводить к минимуму возможную несогласованность с публичными позициями других органов публичной власти. В-третьих, вся информация, которая размещается на официальных страницах органов публичной власти, должна быть направлена на создание положительного имиджа этого института, разъяснения ее позиции и политики, реализуемой [3].

В-четвертых, орган публичной власти должен постоянно так или иначе присутствовать в социальных сетях - оптимальное количество публикаций 4 - 5 в день для соцсети «Фейсбук» и 5 - 6 - для «Твиттер» [4]. Это могут быть не только новости, но и инфографики, фотографии, разъяснительный материал по работе органа публичной власти и др.

Также стоит обратить внимание, что в социальных сетях органы публичной власти являются отдельными ньюсмейкерами на равных позициях с интернет-СМИ. Они могут предоставлять информацию гражданам без помощи медиа, нивелирует риски искажения информации.

Можно выделить следующие основные направления использования социальных сетей в работе пресс-служб органов исполнительной власти [8]:

  1. оперативное информирование аудитории о текущих событиях в работе учреждения - публикации в социальных сетях через свою лаконичность и небольшой объем быстрее обнародуются, и является ценным источником информации для журналистов, которые очень часто на них ссылаются - не для кого уже не является новым, материалы в СМИ пишутся на основе постов в соцсетях «Фейсбук» и «Твиттер» министров, президента, народных депутатов, министерств и других центральных органов власти и тому подобное;
  2. распространение материалов о текущем состоянии реализации государственной политики в отрасли и достижения этого органа публичной власти;
  3. публикация информационных материалов для граждан о деятельности органа публичной власти в пределах его компетенции, например Министерство здравоохранения Российской Федерации - как действовать в случае получения травмы, Роспотребнадзор - куда обращаться за защитой своих прав как потребителя и тому подобное. Также важным является информирование граждан об услугах, предоставляемых государственными учреждениями, и механизм их предоставления;
  4. присутствия органа в интернет-СМИ: репосты положительных публикаций о орган публичной власти, изложения видеоматериалов, записей с участием представителей органа публичной власти;
  5. опровержение ложных материалов в СМИ, уточнения неполной, некорректной или искаженной информации, распространяемой в СМИ: при появлении в СМИ ложной или неточной информации об органе публичной власти или заявления его представителей наиболее оперативным и массовым будет опровержение через социальные сети. Далее опровержения можно продолжать путем распространения прессрелиза с официальной позицией органа публичной власти, организовывать брифинг или пресс-конференцию, но эти шаги требуют гораздо больше времени, чем публикация в социальной сети и придания соответствующих «тегов» известных публичных лиц относительно этого направления для большего охвата аудитории, может занимать от 10 минут до одного часа, тогда как для организации брифинге нужны не менее 3 – 4 часов;
  6. быстрый способ предоставления гражданам краткого ответа от органа публичной власти по определенным вопросам, которые не нуждаются в привлечении дополнительных документов или лиц, например вопрос о контактов территориальных органов определенного органа публичной власти, лиц, ответственных за узкие направления предоставления административных услуг гражданам, вопросы круга проблем, относящихся к компетенции органа и тому подобное. Это может быть как полезное дополнение к горячей линии, так и ее своеобразный аналог в социальной сети. Например, в пресс-службу Роспотребнадзора в среднем поступает около 30 - 40 тысяч сообщений еженедельно от граждан по общим вопросам в личных сообщениях страницы (количество подписчиков страницы составляет более 1 млн. человек, еженедельный охват аудитории более 500 тыс. человек).
  7. формулировка имиджа органа публичной власти через олицетворение образов председателя органа и его заместителей, руководителей ключевых подразделений и направлений. Орган перестает быть для граждан обезличенным и абстрактным, а вырисовывается как структура, которая руководствуется определенным государственным служащим, которым можно написать сообщение, задать вопрос или высказать свое мнение. Это является большим плюсом как для имиджа органа, так и для восприятия государственной службы в целом

Технологическим процессом через постоянное совершенствование технических средств и интернет-технологий, по нашему мнению, является несколько возможных направлений дальнейшего развития использования этих способов коммуникаций властных институтов и граждан [9].

Во-первых, это переход на публикацию аналитических материалов в форме графиков, инфографика и схем. Это закономерно, ведь спрос на серьезную аналитическую информацию в обществе всегда, просто сейчас большинство таких материалов публикуют СМИ, а в случае создания ярких и лаконичных аналитических схем, которые можно распространять в соцсетях, орган публичной власти получает возможность донести важную аналитическую информацию о своей работу без привлечения звена журналистов и медиа-ресурсов, избегая искажения или некорректного представления информации [1].

Использование в интернет-коммуникации в сфере государственного управления веб-технологий. Веб-технологии второго поколения стали катализатором революционных изменений в способах взаимодействия людей с Сетью. Интернет сегодня преимущественно из «сети читателей» трансформируется в «сеть писателей». Однако изменение парадигмы коснулась новых видов деятельности, стремительно распространившись из сферы общедоступных социальных сетей для повседневного общения на различные корпоративные приложения, включая коллажи для поддержки бизнеса, инструменты бизнес-аналитики. Веб 2.0 - второе поколение сетевых сервисов Интернета, которые позволяют пользователям совместно действовать - обмениваться информацией, хранить ссылки и мультимедийные документы, создавать и редактировать публикации, то есть происходит налаживание социального взаимодействия [11]. Поэтому технологии Веб 2.0, еще называют социальными сервисами Интернета.

Последним временем массового распространения подверглись облачные технологии, из-за своего удобства, простоты использования, доступ к важным файлам в любое время, через любые устройства, от ноутбуков до смартфонов, и ряд других преимуществ получили ускоренного темпа распространения и популярности. Их использование открывает широкие возможности для развития различных форм сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Приложения Google в свою очередь является не только облачными, но и имеют еще ряд преимуществ по сравнению с другими: бесплатность, постоянное обновление, русскоязычный интерфейс и возможность интеграции между различными приложениями и тому подобное [9].

Таким образом, основные направления использования социальных сетей в организации интернет-коммуникаций в сфере государственного управления в работе пресс-служб органов исполнительной власти как оперативное информирование аудитории о текущих событиях в работе учреждения - публикации в социальных сетях через свою лаконичность и небольшой объем; распространение материалов о текущем состоянии реализации государственной политики в отрасли и достижения этого органа публичной власти; публикация информационных материалов для граждан о деятельности органа публичной власти в пределах его компетенции, информирование граждан об услугах, предоставляемых государственными учреждениями, и механизм их предоставления; присутствия органа в интернет-СМИ; опровержение ложных материалов в СМИ, уточнения неполной, некорректной или искаженной информации, распространяемой в СМИ; быстрый способ предоставления гражданам краткого ответа от органа публичной власти по определенным вопросам, которые не нуждаются в привлечении дополнительных документов или лиц и формулировка имиджа органа публичной власти через олицетворение образов председателя органа и его заместителей, руководителей ключевых подразделений и направлений. Орган перестает быть для граждан обезличенным и абстрактным, а вырисовывается как структура, которая руководствуется определенным государственным служащим, которым можно написать сообщение, задать вопрос или высказать свое мнение.

Список литература

  1. Ивлев, Г. С. Основные формы онлайн-коммуникаций и методы обеспечения адресности / Г. С. Ивлев. – Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. – С. 114-118.
  2. Харламова, И. Ю. Управление коммуникационными процессами организации / И. Ю. Харламова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 1 (135). – С. 278-281.
  3. Войнов Д. А. Неконвенциональные технологии политической коммуникации в интернете // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. – 2015. – С. 34–44.
  4. Войнов Д. А. Технологии политического диалога в интернет-пространстве // Сборник научных трудов: Актуальные проблемы государственного управления, экономики, юриспруденции и психологии. – Москва, 2015. – С. 4–22. Гусев Е. Г., Шуман Г. И. Проблемы продвижения туристского продукта на рынке стран азиатско-тихоокеанского региона // Современные научные исследования и инновации. – 2016. –№ 10 (66). – С. 391–400.
  5. Дружинин А. М. Медиатексты в структуре принятия решений // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – Т. 9. – 2015. – № 2. – С. 11.
  6. Маслова В. М. Роль внутрикорпоративных коммуникаций в компании // Научный альманах, 2015. – № 11–1 (13). – С. 370–376.
  7. Мычка С. Ю., Шаталов М. А. Инновационный подход при реализации коммуникативной политики в маркетинговой деятельности // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 131–133.
  8. Сабадаш А. Г. Коммуникативная компетентность как основное условие эффективной организации взаимодействия педагога высшей школы с обучающимися // Сборник трудов: Социальные взаимодействие в транзитивном обществе. –Новосибирск: НГУЭУ, 2014. – Вып. 16. – С. 163–168.
  9. Ситникова Я. В. Концептуальный подход к управлению рисками субъектов хозяйственной деятельности в современных условиях развития // Вестник НГУЭ, 2012. – Т. 2. – № 4. – С. 154–161.
  10. Смольянинова И. В., Ахмедов А. Э., Шаталов М. А. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия на основе развития коммуникативной политики // Территория науки. – 2015. – № 3. – С. 129–133.
  11. Шаталов М. А., Мычка С. Ю. Коммуникативная политика в системе маркетинговой деятельности предприятия // Новые направления маркетинговой политики хозяйствующих субъектов. Международная научно-практическая конференция, сборник научных трудов. НОО «Профессиональная наука». – 2015. – С. 65–69.

Интересная статья? Поделись ей с другими: