УДК 657

Пути совершенствования составления и аудита консолидированной отчётности

Айдаева Амина Тимирлановна – студент магистратуры Российского государственного социального университета.

Научный руководитель Аношина Юлия Федоровна – доктор экономических наук, доцент Российского государственного социального университета.

Аннотация: В статье описываются основные особенности, с которыми сталкиваются, как компании, так и аудиторы при проведении аудита консолидированной отчётности. Также приводятся примеры основных проблем, с которыми обычно сталкиваются обе стороны. Помимо этого, предложены рекомендации, направленные на совершенствование составления и аудита консолидированной отчётности.

Ключевые слова: консолидированная отчётность, совершенствование аудита, совершенствование составления.

В настоящее время подходы к совершенствованию процедуры составления консолидированной отчётности, а также его аудита, являются актуальными вопросами, которые исследуются аудиторами. Консолидированная отчётность представляет собой совокупность финансовых данных от разных компаний, которые являются составной частью головной компании. Благодаря консолидированной отчётности становится возможным определение текущего финансового положения всей группы компаний.

Ввиду того, что мировой рынок постоянно развивается, а в условиях процессов глобализации количество многонациональных компаний имеет постоянную тенденцию к росту, что несомненно ведёт к образованию сложных организационных структур, то консолидированная отчётность, а также качество её составления, являются неотъемлемой частью и залогом успешного аудита [2].

Если сравнивать отчётности отдельно взятой компании и компании, имеющей множество дочерних точек по всему миру, то во втором случае существует ряд особенностей, а также определённых сложностей составления. Так например, при подготовке консолидированной отчётности следует обязательно учитывать информацию каждой дочерней компании, то, как они влияют на головную компанию, какие между компаниями осуществляются сделки и множество иных нюансов. А если компания, как уже отмечалось ранее, имеет сложную организационную структуру, то здесь специфика сложности немного иная и заключается она в том, чтобы корректно определить объёмы включения всех важных данных. Всё это порождает необходимость, со стороны аудитора, постоянно находить особый подход, который поможет провести грамотный аудит всей отчётности и учесть все нюансы.

Также, сложность дополняется ещё и тем, что чем больше компаний входит в группу, тем сложнее проанализировать всю информацию, которая необходима для принятия корректного аудиторского заключения. Здесь важно удостовериться в том, что все предоставленные сведения корректны, достоверны и в полной мере отражают все финансовые результаты деятельности группы компаний.

Ещё одной спецификой проведения аудита является то, что каждая компания, входящая в группу, может иметь отличные друг от друга политики учёта, что особенно актуально в тех случаях, когда компании осуществляют деятельность в различных отраслях. Это требует от аудитора проведения дополнительных проверок соответствия политик учёта между всеми компаниями, а также понимания того, как они влияют на саму отчётность.

Помимо этого следует убедиться в том, что вся составленная отчётность соответствует международным стандартам и национальному законодательству. Также следует провести оценку системы внутреннего контроля и её эффективность. Благодаря этому шагу становится возможным наиболее полно оценить текущую ситуацию в компании, определить наиболее явные проблемы, недостатки и риски, а также разработать мероприятия, позволяющие скорректировать ситуацию.

Наряду с проблемами, которые связаны с составлением консолидированной отчётности, существует и ряд проблем, связанных с проведением самого аудита, рассмотрим основные из них:

  1. Аудит консолидированной отчётности предполагает стоимостную оценку как текущих активов компании, так и её обязательств. Ситуация осложняется тем, что существует в мировой практике множество методических подходов для проведения данной оценки. Также немаловажным фактором при оценке является субъективность мнения. Здесь важно удостовериться в том, что принятое решение соответствует бухгалтерским принципам учёта.
  2. Те компании, деятельность которых предполагает проведение международных валютных операций, сталкиваются со спецификой отражения данных операций в отчётности. При проведении аудита необходимо удостовериться в том, что отражение данных операций в отчётности соответствует всем международным стандартам, включая требования национального законодательства.
  3. Проведение аудита отчётности всегда предполагает расчёт существенности, однако если компания и её дочерние точки представлены в различных частях света, то выявление наиболее существенных операций сильно усложняется. Это требует от аудитора подбора корректных методик и процедур, позволяющих собрать корректную доказательную базу для оценки и вынесения аудиторского заключения.
  4. Каждый компетентный аудитор должен всегда отслеживать любые изменения, происходящие в законодательстве и тех стандартах, которые регулируют бухгалтерскую деятельность, а также применять нововведения в своей практической деятельности [3].

Именно всё это порождает необходимость поиска путей совершенствования составления и аудита консолидированной отчётности. Первоначально рассмотрим основные пути улучшения составления консолидированной отчётности [4]:

  1. В условиях информатизации и цифровизации самым оптимальным решением будет автоматизация тех процессов, которые включают аккумулирование данных из разных источников в одном месте. Благодаря применению современных программ существенносокращается время на сбор информации, а также уменьшается вероятность совершения ошибки. Существуют программы, которые позволяют собирать в одном месте сведения из CRM-системы, 1С и других программ. Также автоматизация позволяет упорядочить сбор информации во времени, что обеспечивает актуальность и своевременность.

Также, возможность автоматизации некоторых процессов позволяет не только сравнивать полученные данные между собой, но и выявлять существенные ошибки и расхождения, что в дальнейшем существенно облегчает анализ данных для аудитора. Помимо этого, можно рассмотреть вариант автоматизации самого процесса составления консолидированной отчётности, что обеспечит определённую точность и эффективность результатов.

  1. Процедура составления консолидированной отчётности предполагает постоянное отслеживание и, по необходимости, обновление системы учёта и отчётности, оптимизация её производительности и функциональности. Всё это направлено на облегчение процедуры составления отчёта.
  2. Соблюдение определённой процедуры составления. Она должна включать порядок и правила, которыми необходимо всегда руководствоваться при составлении отчётности, включая сбор данных, обработку информации и иные операции необходимые для корректного сбора и отражения сведений.
  3. При составлении консолидированной отчётности необходимо выстраивание корректной и эффективной коммуникации между всеми отделами, связанными с данной процедурой. Здесь может помочь проведение совещаний, на которых следует поднимать те вопросы, которые в перспективе помогут избежать фатальных ошибок.
  4. Постоянное обучение персонала, деятельность которого предусматривает составление отчётности. Это поможет не только избежать ошибок, но и применять передовые методы, инструменты и технологии, облегчающие данный процесс и минимизирующие человеческий фактор.
  5. При составлении консолидированной отчётности необходимости строго придерживаться международных стандартов. Это поможет сохранить определённую согласованность в действиях и сопоставимость в данных, что в дальнейшем, положительно отразится на самом анализе, проводимым аудитором.

Теперь рассмотрим основные пути улучшения аудита консолидированной отчётности[1]:

  1. Первоначально необходимо определиться с точной целью и сферой аудита, какие ожидания существуют со стороны заказчика. Далее необходимо определить границы аудита, какие применяются стандарты для его проведения. Немаловажным на первом шаге будет и понимание охвата, и глубины процедуры аудита. Всё это поможет не только чётко понять масштаб работы, но и корректно спланировать каждый шаг, при этом не отходя от международных и национальных стандартов.
  2. На втором шаге необходимо подробно проанализировать все финансовые и операционные данные. Это позволит в дальнейшем выявить все риски, а также ошибки, которые были совершены при составлении отчётности. Корректное выявление ошибок поможет разработать грамотное решение. Вместе с тем глубокий анализ ситуации позволяет понять какие методы для проведения аудита лучше всего использовать в конкретной ситуации.
  3. Немаловажным требованием для корректного проведения аудита является и наличие компетентного персонала, который знаком не только с правовой и бухгалтерской стороной дела, но и обладает определёнными техническими навыками.
  4. При проведении аудита лучше всего использовать наиболее подходящие для каждой конкретной ситуации разные аналитические прогнозные модели и методы, которые не только помогут в понимании текущей финансовой ситуации в компании, но и помогут в выявление расхождений.
  5. При аудите полученных от компании финансовых данных лучше всего использовать специализированные программы, которые автоматически анализируют информацию, тем самым повышая точность аудита.
  6. С каждым годом происходит постоянное развитие аудиторского дела. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы каждый аудитор постоянно обучался, совершенствовал свои навыки, повышал свою квалификацию.
  7. При работе с каждой аудируемой компанией, необходимо установление дружественных и доверительных отношений. Это поможет глубже и лучше понять как устроены все бизнес-процессы в компании.
  8. После проведении аудита, выявление ошибок и иных проблем, аудитор должен не только предложить шаги по исправлению ситуации, но и направления, которые помогут улучшить бизнес-процессы. В свою очередь, это будет положительно отражаться на финансовой деятельности самой компании и её отчётности.

В заключении следует отметить, что улучшение проведения аудита консолидированной отчетности требует систематического и комплексного подхода. Каждая организация может иметь свои специфические особенности, и аудитор должен адаптировать свои методы и подходы под конкретные условия и потребности клиента, а описанные пути совершенствования составления консолидированной отчетности могут помочь улучшить процесс, сделать его более эффективным и надёжным.

Список литературы

  1. Ермакова М. Н. Совершенствование представления консолидированной отчётности в интересах инвестора // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т.8. №4(29). С. 151-155.
  2. Генералова Н. В. Эволюция регулирования консолидированной финансовой отчетности в России // Международный бухгалтерский учет. 2014. №29(323). С. 13-28.
  3. Комков В. В. Специфика проведения аудита консолидированной отчетности // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2008. №5(24). С. 122-124.
  4. Петров А. М. Инновационные процессы составления консолидированной отчетности // Учёт. Анализ. Аудит. 2016. №5. С. 34-41.

Интересная статья? Поделись ей с другими: