УДК 656.224

Особенности работы малоинтенсивных железнодорожных линий

Козлов Александр Сергеевич – магистрант кафедры Управления транспортным бизнесом и интеллектуальных систем Российского университета транспорта.

Аннотация: На сегодняшний день некоторые железнодорожные линии, специализирующиеся на грузовых перевозках, были закрыты, а грузовые операции перенесены на магистральные линии. Закрытие железнодорожных линий с низкой грузонапряженностью характерно для всех регионов России, что обуславливает необходимость формулирования понятия «малоинтенсивные линии». Долгое время не было выделено критериев отнесения линий к малоинтенсивным. Сегодня ситуация изменилась, и эти факторы нашли отражение в основных нормативных актах ОАО «РЖД». В данной работе рассмотрены особенности термина «малоинтенсивные» и «малодеятельные» железнодорожные линии, представлен отечественный и зарубежный опыт эксплуатации и обслуживания таких линий с целью формулирования типовых критериев отнесения линии к малоинтенсивным и выявления ее отличительных особенностей.

Ключевые слова: малодеятельные и малоинтенсивные железнодорожные линии, грузовая работа, маневровая работа, оптимизация.

Анализируя опыт эксплуатации зарубежных железнодорожных линий низкой интенсивности [3, 4, 6], удалось выделить общепринятые признаки:

  • Один (в исключительных случаях два) главных пути на перегоне;
  • Раздельные пункты с тремя и менее главными путями;
  • Большинство раздельных пунктов на линии не имеют грузового движения или маневровых операций.

Как правило, компании рассматривают будущую эксплуатацию той или иной линии только в контексте «прибыльность - возможность убытков» [1]. Некоторые нерентабельные линии могут быть приобретены другими компаниями, местными властями или вообще закрыты.

В отечественной практике только несколько лет тому назад были выделены критерии отнесения линии к малоинтенсивным. В зарубежной практике главным критерием отнесения линии к соответствующему классу – является рентабельность [2].

Общая информация о малоинтенсивных линиях представлена в таблице 1.

Таблица 1. Общая информация о малоинтенсивных линиях.

1

В настоящее время большинство малоинтенсивных линий используются не рентабельно, эксплуатационные расходы превышают доходы. Это делает исследование и разработку методов повышения эффективности использования малоинтенсивных линий – актуальной задачей, а проблема повышения их рентабельности является одинаковой не только в нашей стране [5].

В долгосрочной программе развития холдинга ОАО «РЖД» до 2025 года отмечено, что основным вектором развития железнодорожного транспорта и инфраструктуры для него является повышение эффективности малоинтенсивных железнодорожных линий.

В настоящее время ОАО «РЖД» продолжает реализацию программы повышения эффективности использования малоинтенсивных железнодорожных линий и пересматривает механизмы их эксплуатации с целью привлечения новых инвестиций на эти линии [7, 8].

Сокращение сети железных дорог происходит не только за счет закрытия железнодорожных линий, но и за счет перехода на неиспользуемые пути, большинство из которых являются железнодорожными линиями низкой интенсивности.

Государственная политика в отношении использования инфраструктуры с низкой интенсивностью движения была еще более неопределенной до появления ОАО «РЖД», а ориентация на экономическую эффективность началась более века назад [9].

Однако следует отметить, что существуют определенные ограничения для эффективных коммерческих и грузовых перевозок на железнодорожных линиях низкой интенсивности. К числу таких факторов относятся следующие [10, 11]:

  • невозможность эффективно использовать инфраструктуру малоинтенсивных линий;
  • препятствия осуществления механизации таких линий;
  • низкая цифровизация процесса эксплуатации;
  • излишний штат сотрудников.

Одним из ключевых аспектов совершенствования работы малоинтенсивных железнодорожных линий является оптимизация расходов на техническое обслуживание и модернизацию инфраструктуры. Для этого необходимо проводить регулярный мониторинг состояния инфраструктуры и определять наиболее критические участки, требующие внимания. Также необходимо оптимизировать методы и инструменты для проведения работ.

Доходы от перевозок пассажиров и грузов также являются важным показателем. Для увеличения доходов необходимо проводить маркетинговые исследования, чтобы определить потребности пассажиров и грузовых компаний, и предложить им соответствующие услуги. Также можно увеличить доходы, расширив географию перевозок и введя новые маршруты.

Рентабельность и окупаемость инвестиций являются ключевыми показателями при принятии решения о модернизации инфраструктуры и приобретении нового оборудования. Необходимо проводить анализ рисков и оценивать потенциальную прибыль от инвестиций.

Улучшение малоинтенсивных железнодорожных линий является важной задачей для развития транспортной инфраструктуры и экономики регионов. Это позволит повысить эффективность транспортировки грузов, улучшить качество обслуживания и создать новые возможности для развития бизнеса.

Список литературы

  1. О правовых основах эксплуатации малоинтенсивных линий. / Вакуленко С.П., Евреенова Н.Ю. // М.: Мир транспорта, 2019. № 1. С. 164–171.
  2. Организация перевозок на малоинтенсивных железнодорожных линиях. / Вакуленко С.П., Евреенова Н.Ю. // В сборнике: Транспорт, проблемы, цели, перспективы. Материалы II Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Под редакцией Е.В. Чебановой. Пермь: 2021. С. 546–548.
  3. Расходы малоинтенсивных линий / Ю. В. Елизарьев, М. М. Толкачева, Л. А. Мартынова, О. М. Кирпус // М.: Экономика ж. д., 2007. – № 7. – 23–46.
  4. Особенности интеграции малоинтенсивных линий с магистральными железнодорожными линиями / С.П. Вакуленко, А.В. Колин, Н.Ю. Евреенова // М.: Известия Транссиба., 2019. – № 4. – С. 61–69.
  5. Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.05.2017 № 944р «Об утверждении Регламента эксплуатации и обслуживании инфраструктуры на малоинтенсивных железнодорожных участках». – М.:
  6. Программа развития вертикали управления движением на основе научно-технических достижений и информатизации : утв. распоряжением ОАО «РЖД» № 1458р от 09.06.2015. – М.:
  7. Распоряжение ОАО «РЖД» № 3188р от 31.12.2015 г. «Об утверждении результатов классификации железнодорожных линий». – М.:
  8. Распоряжение ОАО «РЖД» от 13 сентября 2016 г. № 1882р «О порядке совмещения профессий (должностей) в филиалах ОАО «РЖД». – М.:
  9. Постановление Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 448 «О Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта» // Российская газета. – 1998. – 21 мая : Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – 18 мая. – № 20. – Ст. 2159.
  10. Распоряжение ОАО "РЖД" от 13 января 2020 г. N 28/р "Об утверждении Методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО «РЖД». – М.:
  11. М.Н. Прокофьев Ускоренные грузовые перевозки железнодорожным транспортом / М. Н. Прокофьев и др. – Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. – 234 с. – ISBN 978-5-7876-0394-1.
  12. On the Principles of Design of Transport Nodes / P. A. Kozlov [et al.] // World of Transport and Transportation. 2021. Vol. 19. No 4 (95). P. 166-172. DOI 10.30932/1992-3252-2021-19-4-1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: