УДК 330.322.012

Механизм привлечения инвестиций в экономику региона

Калганов Богдан Дмитриевич – студент Оренбургского государственного университета.

Аннотация: Привлечение инвестиций на региональном уровне полностью зависит от условий инвестиционной привлекательности региона, которая может быть обеспечена при использовании эффективного регионального инвестиционного механизма. В статье подробно рассмотрены элементы составляющие инвестиционный механизм, а также предложены пути улучшения инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: механизм привлечения инвестиций, инвестиционная активность, регион, инвестиции, индустриальные парки.

В настоящее время, независимо от внешних и внутренних факторов, основной задачей, стоящей перед любым регионом страны, является обеспечение условий, направленных на благоприятное развитие социальной сферы и экономики, которая может быть достигнута в полной мере только при условии привлечения дополнительных денежных потоков – инвестиций.

Для привлечения инвестиций в регионы на территории Российской Федерации создано и функционирует достаточное количество механизмов, которые включают в себя методы и средства воздействия на инвестирование в конкретный субъект, в том числе вложения средств в программы и проекты, а также регулирование процесса привлечения инвестиций.

Механизм привлечения инвестиций в региональную экономику может состоять из трех частей:

1) Организационно-экономический механизм включает в себя создание нормативных и правовых условий при вложении инвестиций в развитие региона, а также создание инфраструктуры для национальной экономики регионов.

Функционирование организационно-экономического механизма региона должно быть направлено на привлечение следующих видов инвестиций, показанных на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Виды привлекаемых инвестиций в регионы. [3]

Из рисунка 1, видно, что частные инвестиции вкладываются коммерческими институтами и организациями в экономику конкретного региона, а смешанные инвестиции представляют собой совместную деятельность государственных и частных институтов или организаций, направленную на финансовые вложения в экономику субъекта.

Для стимулирования инвестиционной активности в регионах используются различные меры, показанные на рисунке 2, которые направлены на создание необходимых условий для привлечения инвесторов.

2

Рисунок 2. Основные меры организационно-экономического механизма привлечения инвестиций. [2]

Рисунок 2 отражает основные меры организационно-экономического механизма, которые состоят из финансовой и административной поддержки со стороны государственных структур, к таким мерам относят послабления со стороны банковских структур в виде льготных кредитов для развития бизнес-среды на выбранных территориях, частичное возмещение процентных ставок, в свою очередь, административный аппарат предоставляет государственные гарантии, а также налоговые льготы и пр.

Действие финансовых рычагов сопровождается с нефинансовыми инструментами в виде создания комфортного бизнес-климата в виде особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, территорий опережающих социально-экономического развития и прочих инструментов сопроводительной поддержки.

Правильное формирование такого механизма позволяет регионам достичь создания таких условий, которые позволяют кооперировать и интегрировать бизнес-процессы внутри региональных территорий, создавая тем самым внутреннею экономически комфортную среду для принятия новых инвестиционных проектов, повышая тем самым региональную привлекательность и свою конкурентоспособность среди других территорий Российской Федерации.

2) Финансово-кредитный механизм включает в себя прямое финансирование регионов из государственной бюджетной системы и внебюджетных целевых фондов, а также методы привлечения разнообразных финансовых ресурсов частных инвесторов, кредитных организаций и негосударственных фондов.

3) Формирование благоприятной инвестиционной среды в регионах для активизации внутренних инвестиций, привлечения частных инвестиций (в том числе иностранных) и инвестиций населения под ряд приоритетных проектов.

При разработке и осуществлении инвестиционной механизма по привлечению инвестиций в регион важным фактором является создание соответствующей инфраструктуры, которая включает следующие
составляющие [1]:

1) Наличие доступных инвестиционных площадок и инфраструктуры для размещения промышленных предприятий. Среди различных опций, наиболее востребованными являются индустриальные парки, которые считаются одним из наиболее эффективных инструментов экономического развития и стимулирования инвестиций, в том числе зарубежных.

В настоящее время, предприятия нуждаются в оперативном запуске производства, чтобы успеть занять вакантные позиции на рынке. Готовая производственная инфраструктура, которую предоставляют индустриальные парки, существенно ускоряет процесс расширения производства и развития новых бизнес-направлений.

Размещение производственных площадей в компактном виде в рамках индустриальных парков позволяет резидентам решать несколько задач одновременно, включая [5]:

  • быстрое масштабирование производства;
  • уменьшение логистических издержек;
  • поиск совместных решений проблем, связанных с прерываниями в цепочках поставок;
  • формирование единого запроса на необходимое оборудование и комплектующие.

Кроме того, управляющие компании парков оказывают поддержку резидентам в поиске технологических партнеров, проводят мероприятия для поставщиков, организуют деловые встречи. Следовательно, в настоящее время, индустриальные парки являются значимым элементом системы государственной поддержки промышленности и способствуют оперативному импортозамещению.

В условиях ужесточения внешних санкций и ограничений, потребность российских предприятий в комплектующих значительно возросла. Множество компаний страны готовы расширять ассортимент выпускаемой продукции. Однако, для достижения этой цели, особенно малым и средним предприятиям, необходимы новые площади для производства. Традиционный способ создания новых площадей не подходит в сложившихся экономических обстоятельствах, так как этот процесс в среднем занимает от полутора до трех лет. Готовых качественных площадей на продажу предостаточно мало, и в большинстве регионов компании сталкиваются с необходимостью крупных вложений в улучшение существующих помещений, включая ремонт, реконструкцию и улучшение инженерной инфраструктуры.

В такой ситуации требуется стимулирование приобретения готовых промышленных комплексов компаниями, а также создание новых площадей там, где их недостаточно. Для подобных целей был разработан механизм льготной промышленной ипотеки, учитывая тот факт, что кредиты на создание новых площадей в банках выдаются по высоким процентным ставкам. Согласно этому механизму, компании получают льготные кредиты в банках по ставке 3 % годовых (для технологических компаний, реализующих инновационные проекты) и 5 % годовых для остальных предприятий. Кредиты выдаются до семи лет, а сумма кредита может достигать 500 млн рублей. Недополученные доходы банков компенсирует Минпромторг России. В программе участвует 16 банков-партнеров, включая крупнейшие кредитные организации страны.

Согласно АИП, в стране к 2023 году будет действовать около 400 индустриальных парков, а их количество в среднем ежегодно увеличивается на 20 %. Отрасль индустриальных парков в России продолжает динамично развиваться несмотря на трудности, возникшие сначала в период пандемии, а потом с усилением санкций.

2) В Российской Федерации уделяется особое внимание повышению инвестиционной привлекательности и обеспечению устойчивого социально-экономического развития моногородов, для чего принимаются меры поддержки. Важной задачей является привлечение инвесторов для создания новых и развития существующих предприятий, обеспечивающих жителей моногородов рабочими местами, а также развития сопутствующей инфраструктуры. Кроме того, используется механизм создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных образований.

Развитие монопрофильных образований на территориях с опережающим социально-экономическим развитием является эффективным средством для поддержки монопрофильных проектов. Они способствуют ускорению создания новых предприятий, привлечению инвестиций и реализации проектов, что повышает инвестиционную привлекательность территории и всего региона. Например, в моногородах России существует 86 территорий опережающего социально-экономического развития, на которых работают 340 резидентов. Эти резиденты планируют создать 28,6 тысяч новых рабочих мест и привлечь более 109 миллиардов рублей инвестиций. Благодаря созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций, развитие ТОСЭР обеспечивает стабильное социально-экономическое развитие моногорода и его инвестиционную привлекательность.

3) Разработка инфраструктуры для малого бизнеса также является важным аспектом поддержки субъектов МСП. Многие регионы России уделяют внимание этому вопросу, строя новые объекты инфраструктуры, чтобы стимулировать предпринимательскую активность и создать благоприятные условия для МСП. Один из наиболее популярных объектов среди таких инфраструктурных объектов - это государственные коворкинг-центры. Они предоставляют возможность арендовать современные офисы для работы по льготным ценам. Основная цель такого пространства - создание благоприятных условий для развития бизнеса, обмена опытом и развития контактов между начинающими предпринимателями. По данным крупнейшей площадки по поиску работы HeadHunter, около 30% специалистов в России работают дистанционно, поэтому есть значительный потенциал для такого вида инфраструктуры.

Исходя из всего вышеизложенного, улучшению инвестиционного климата в регионе будет способствовать реализация следующих основных для инвесторов инициатив (рисунок 3).

3

Рисунок 3. Пути улучшения инвестиционной привлекательности региона. [4]

Представленные на рисунке 3, пути улучшения инвестиционной привлекательности позволяет полностью раскрыть инвестиционный климат рассматриваемых территорий, а также позволят органам государственной власти разрабатывать качественные меры по развитию инвестиционной активности регионов по всем направлениям, а не только по наиболее эффективным.

Таким образом, для того чтобы привлечь инвестиции и обеспечить успешную реализацию инвестиционных проектов, необходимо обеспечивать хорошо развитую инфраструктуру региона, систему мер поддержки отдельных территорий и доступность производственной инфраструктуры.

Список литературы

  1. Биткина, И. К. Ключевые факторы инвестиционной привлекательности российских регионов (на примере Южного федерального округа) / И. К. Биткина, М. М. Санеева // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2022. – № 1. – С. 88-103.
  2. Гираев, В. К. Теоретические подходы и практика оценки инвестиционной привлекательности регионов / В. К. Гираев // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2019. – №. 1. – С. 17-29.
  3. Попадюк, Н. К. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность регионов : учебное пособие / Н. К. Попадюк, И. А. Рождественская. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 147 с.
  4. Новоселова, Н. Н. Инвестиционная стратегия региона : учебное пособие / Н.Н. Новоселова, В.В. Хубулова. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 162 с.
  5. Литвинцева, Г. П. Факторы и пути повышения инвестиционной привлекательности региона / Г. П. Литвинцева, А. А. Голдобина // Идеи и идеалы. – 2019. – Т. 11. – №. 4-2. – С. 243-266.

Интересная статья? Поделись ей с другими: