УДК 336.763.4(045)

Рынок зеленых финансовых инструментов в России: проблемы и перспективы развития

Терлоев Малик Зияудинович – аспирант кафедры Финансов и кредита Российского университета дружбы народов.

Аннотация: Научная статья посвящена обзору рынка зеленых финансовых инструментов в России и актуальным проблемам и перспективам его развития.

Ключевые слова: зеленые финансы, устойчивое развитие, ESG-повестка, международный рейтинг, гринвошинг.

Введение. Интерес к инструментам зеленого финансирования в мире обусловлен резким обострением глобальных экологических и социальных проблем (изменение климата, голод, социальная напряженность в крупных регионах – Африке, отдельных странах Азии), что как следствие ведет к нарушению процессов устойчивого развития мировой экономики в целом и снижению благополучия крупнейших экономик мира. Зеленые финансы являются неоднозначным инструментом, который несет в себе не только коммерческий интерес для бизнеса, но и скрытые политические мотивы, созданные в составе повестки ESG. Для России вопрос формирования рынка зеленых финансовых инструментов актуален не только ввиду ограничений к доступу иностранного капитала из-за санкций, но и вследствие принятия стратегии формирования низкоуглеродной модели экономики к 2060 г., что обуславливает глубокие трансформационные процессы, в т.ч. и на финансовом рынке.

В настоящее время в научной литературе нет единого мнения по определению термина «зеленые финансы» и синонимичные ему «инструменты зеленого финансирования», что обусловлено как новизной понятийного аппарата, так и расхождениями во взглядах в разных государствах и международных организациях, занимающихся формированием и имплементацией повестки ESG и зеленой экономики [1, C. 126–127]. Так, Рабочая группа по изучению процессов «зеленого» финансирования (G20 Green Finance Study Group) определяет «зеленое финансирование» как особую разновидность финансовых отношений, при котором коммерческие организации участвуют в финансировании социально- и экологически значимых проектов и программ.

Программой ООН по окружающей среде (UNEP) инструменты зеленого финансирования понимаются как финансовые продукты и сервисы, направленные на ресурсное обеспечение проектов и программ для решения актуальных социальных и экологических проблем.

Экспертная комиссия Всемирного Банка определяет термин как самостоятельную группу финансовых инструментов, при котором частные и государственные компании инвестируют в проекты снижения влияния от своей экономической деятельности на общество и окружающую среду (климат).

В Российской Федерации ключевым регулятором формирования института зеленых финансов является специальный банк устойчивого развитияВЭБ.РФ, а методологию управления им разрабатывает созданный при его участии Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, который определяет «зеленые финансы» как вложения в экологически чистые и ресурсосберегающие технологии, а также различные программы и проекты, целью которых является развитие «зеленой» экономики.

В настоящее время банки применяют преимущественно по аналогии инструменты традиционного заемного финансирования инвестиций: MBI (Management-Buy-In – покупка доли в компании в обмен на заемный капитал); MBO (Management-Buy-Out – финансирование проекта с последующей продажей доли в компании/проекте); LBO (Leveraged Buy-Out) – выкуп по окончанию финансирования прав на управление проектом и (или) бизнесом. Реже: проектное финансирование (предоставление заемного финансирования под будущие доходы по проекту); мезонинное финансирование (финансирование проекта на условиях получения доли или пакета акций за конкретную стоимость при определенных условиях) [4; 5].

На следующем этапе автором был проведен анализ динамики объема рынка зеленого финансирования в России и структуры применяемых инструментов, что позволило определить ключевые проблемы в функционировании данного института (таблица 1).

Таблица 1. Объем рынка зеленого финансирования в России и структура применяемых инструментов в 2019 – 2022 гг.

Показатели

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

1. Совокупный объем зеленого финансирования, млрд. руб.

14,0

125,6

247,4

362,5

2. Структура инструментов, применяемых на рынке зеленого финансирования, в % к итогу

100,0

100,0

100,0

100,0

2.1 Зеленые облигации

62,5

67,1

72,8

70,4

2.2 Социальные облигации

11,8

14,5

10,7

6,9

2.3 Кредиты со специальным «зеленым» дисконтом

23,2

15,5

14,4

22,1

2.4 Иные ценные бумаги, содержащие

2,5

2,9

2,1

0,6

3. Количество бизнесов-участников рынка зеленого финансирования, ед.

В том числе по отраслевой принадлежности:

100

100

100

100

3.1 Нефтегазовая (включая энергетику)

65,8

59,9

56,4

58,5

3.2 Транспорт

22,5

25,1

27

26,4

3.3 Критическая инфраструктура, жилье

4,2

4,8

5,3

5,5

3.4 Банки, иные финансовые организации

7,5

10,2

11,3

9,6

Примечание. Источник: составлено автором.

Как следует из приведенного анализа, рынок зеленого финансирования в РФ показал устойчивый рост на протяжении 2019 – 2022 г., однако объем рынка корпоративных облигаций составляет 16,7 трлн рублей (по данным портала CBonds), т.е. весь рынок российских облигаций из сектора устойчивого развития составляет чуть более 1%. Всего на Мосбирже обращается 23 выпуска ESG-облигаций, причем более чем на 240 млрд рублей принадлежат таким эмитентам, как РЖД, Правительство г. Москва и Сбербанк.

Основными проблемами развития рынка зеленых финансовых инструментов в России выступают:

  1. рынок зеленого финансирования во многом появился благодаря решению политической элиты после ратификации Парижского соглашения по климату в 2019 г., что позволило ключевым государственным корпорациям и государственным банкам стать его драйвером в стране;
  2. на российском финансовом рынке популяризация инструментов зеленого финансирования происходит через «кнут и пряник», т.е. для большинства инвесторов нет четких преимуществ работы с такими инструментами, а добровольное желание нести ответственность за будущее еще не сформировано;
  3. узость инструментов зеленого финансирования (большинство операций ограничено облигациями и точечными кредитами) вкупе с концентрацией заемщиков в сфере капиталоемких отраслей или их государственной принадлежности создает дополнительные ограничения для мелких инвесторов или опасения работать с такими бизнесами;
  4. неразвитость инфраструктуры привлечения частных инвесторов, например, домашних хозяйств, например, через механизм краудлендинга и паевые инвестиционные фонды регионального значения для решения конкретной социально или экологически значимой задачи (проблемы) для повышения доверия к новому институту и его популяризации среди общественности [1 – 3].

Вместе с тем, несмотря на многочисленные барьеры и сложности, рынок зеленых финансовых инструментов имеет неплохие перспективы развития, особенно в следующих направлениях:

  1. популяризация государственным регулятором в лице Минсельхоза и государственного отраслевого Россельхозбанка климатических, или погодных фьючерсных контрактов в отношении таких поставок сельхозпродукции, как зерно, хлопок, масла растительные, мяса скота и птицы. Суть данного инструмента заключается в возможности изменения цены со стороны поставщика продукции ввиду климатических факторов, например, аномальной жары или избыточных осадков, что прямо влияет на качество конечного продукта. В рамках формирующегося института зелёного финансирования это будет дополнительным источником доходов для внедрения инновационных агротехнологий и совершенствования механизмов защиты урожая и его сохранности [2, C. 74 – 75];
  2. имплементация в действующую систему котировок зеленых облигаций таких участников как инвестиционные платформы для масштабирования количества участников и вовлечения капитала домашних хозяйств в процессы финансирования проектов и программ ответственного поведения;
  3. создание региональных отраслевых ПИФов на базе крупнейших экологически влиятельных бизнесов (нефтегазовая добыча, металлургия, нефтехимия, сельское хозяйство) для привлечения инвестиций в малые проекты и микропрограммы устойчивого развития в конкретном регионе или территории локализации бизнеса [4, C. 48-49; 5].

Заключение. Как следует из представленного материала, рынок зеленых финансовых инструментов является жизнеспособным и актуальным для российских реалий, однако для достижения им действительно самостоятельного влияния на траекторию развития бизнеса, требуется приложить немало усилий, в т.ч. в части создания доступности участия широкого круга инвесторов и общей популяризации идей повестки ESG.

Список литературы

  1. Авис О. У. Зарубежный опыт банковского финансирования устойчивого эколого-экономического развития и перспективы его использования в России. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):121 – 131. DOI: 10.26794.1999-849Х-2019-12-5-121-131.
  2. Ануфриев В. П., Гудим Ю. В., Каминов А. А. Устойчивое развитие. Энергоэффективность. Зеленая экономика. Монография. М.: ИНФРА-М; 2021. – 201 с.
  3. Безсмертная Е.Р. Перспективы развития рынка производных финансовых инструментов как эффективных элементов «зеленых» финансов. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(4):56-64. Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-4-56-64.
  4. Яковлев И.А., Кабир Л.С. Климатические финансы в контексте устойчивого развития. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):44-51. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-44-51.
  5. Львова Н.А., Коршунов О.Ю., Рахимов З.Ю. Внедрение парадигмы устойчивых финансов в стратегию развития финансового рынка ЕАЭС. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2021; 1:32-42. DOI: 10.17586.2310-1172-2021-14-1-32-42.

Интересная статья? Поделись ей с другими: