УДК 336.763.4(045)
Рынок зеленых финансовых инструментов в России: проблемы и перспективы развития
Терлоев Малик Зияудинович – аспирант кафедры Финансов и кредита Российского университета дружбы народов.
Аннотация: Научная статья посвящена обзору рынка зеленых финансовых инструментов в России и актуальным проблемам и перспективам его развития.
Ключевые слова: зеленые финансы, устойчивое развитие, ESG-повестка, международный рейтинг, гринвошинг.
Введение. Интерес к инструментам зеленого финансирования в мире обусловлен резким обострением глобальных экологических и социальных проблем (изменение климата, голод, социальная напряженность в крупных регионах – Африке, отдельных странах Азии), что как следствие ведет к нарушению процессов устойчивого развития мировой экономики в целом и снижению благополучия крупнейших экономик мира. Зеленые финансы являются неоднозначным инструментом, который несет в себе не только коммерческий интерес для бизнеса, но и скрытые политические мотивы, созданные в составе повестки ESG. Для России вопрос формирования рынка зеленых финансовых инструментов актуален не только ввиду ограничений к доступу иностранного капитала из-за санкций, но и вследствие принятия стратегии формирования низкоуглеродной модели экономики к 2060 г., что обуславливает глубокие трансформационные процессы, в т.ч. и на финансовом рынке.
В настоящее время в научной литературе нет единого мнения по определению термина «зеленые финансы» и синонимичные ему «инструменты зеленого финансирования», что обусловлено как новизной понятийного аппарата, так и расхождениями во взглядах в разных государствах и международных организациях, занимающихся формированием и имплементацией повестки ESG и зеленой экономики [1, C. 126–127]. Так, Рабочая группа по изучению процессов «зеленого» финансирования (G20 Green Finance Study Group) определяет «зеленое финансирование» как особую разновидность финансовых отношений, при котором коммерческие организации участвуют в финансировании социально- и экологически значимых проектов и программ.
Программой ООН по окружающей среде (UNEP) инструменты зеленого финансирования понимаются как финансовые продукты и сервисы, направленные на ресурсное обеспечение проектов и программ для решения актуальных социальных и экологических проблем.
Экспертная комиссия Всемирного Банка определяет термин как самостоятельную группу финансовых инструментов, при котором частные и государственные компании инвестируют в проекты снижения влияния от своей экономической деятельности на общество и окружающую среду (климат).
В Российской Федерации ключевым регулятором формирования института зеленых финансов является специальный банк устойчивого развития – ВЭБ.РФ, а методологию управления им разрабатывает созданный при его участии Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, который определяет «зеленые финансы» как вложения в экологически чистые и ресурсосберегающие технологии, а также различные программы и проекты, целью которых является развитие «зеленой» экономики.
В настоящее время банки применяют преимущественно по аналогии инструменты традиционного заемного финансирования инвестиций: MBI (Management-Buy-In – покупка доли в компании в обмен на заемный капитал); MBO (Management-Buy-Out – финансирование проекта с последующей продажей доли в компании/проекте); LBO (Leveraged Buy-Out) – выкуп по окончанию финансирования прав на управление проектом и (или) бизнесом. Реже: проектное финансирование (предоставление заемного финансирования под будущие доходы по проекту); мезонинное финансирование (финансирование проекта на условиях получения доли или пакета акций за конкретную стоимость при определенных условиях) [4; 5].
На следующем этапе автором был проведен анализ динамики объема рынка зеленого финансирования в России и структуры применяемых инструментов, что позволило определить ключевые проблемы в функционировании данного института (таблица 1).
Таблица 1. Объем рынка зеленого финансирования в России и структура применяемых инструментов в 2019 – 2022 гг.
Показатели |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
1. Совокупный объем зеленого финансирования, млрд. руб. |
14,0 |
125,6 |
247,4 |
362,5 |
2. Структура инструментов, применяемых на рынке зеленого финансирования, в % к итогу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2.1 Зеленые облигации |
62,5 |
67,1 |
72,8 |
70,4 |
2.2 Социальные облигации |
11,8 |
14,5 |
10,7 |
6,9 |
2.3 Кредиты со специальным «зеленым» дисконтом |
23,2 |
15,5 |
14,4 |
22,1 |
2.4 Иные ценные бумаги, содержащие |
2,5 |
2,9 |
2,1 |
0,6 |
3. Количество бизнесов-участников рынка зеленого финансирования, ед. В том числе по отраслевой принадлежности: |
100 |
100 |
100 |
100 |
3.1 Нефтегазовая (включая энергетику) |
65,8 |
59,9 |
56,4 |
58,5 |
3.2 Транспорт |
22,5 |
25,1 |
27 |
26,4 |
3.3 Критическая инфраструктура, жилье |
4,2 |
4,8 |
5,3 |
5,5 |
3.4 Банки, иные финансовые организации |
7,5 |
10,2 |
11,3 |
9,6 |
Примечание. Источник: составлено автором.
Как следует из приведенного анализа, рынок зеленого финансирования в РФ показал устойчивый рост на протяжении 2019 – 2022 г., однако объем рынка корпоративных облигаций составляет 16,7 трлн рублей (по данным портала CBonds), т.е. весь рынок российских облигаций из сектора устойчивого развития составляет чуть более 1%. Всего на Мосбирже обращается 23 выпуска ESG-облигаций, причем более чем на 240 млрд рублей принадлежат таким эмитентам, как РЖД, Правительство г. Москва и Сбербанк.
Основными проблемами развития рынка зеленых финансовых инструментов в России выступают:
- рынок зеленого финансирования во многом появился благодаря решению политической элиты после ратификации Парижского соглашения по климату в 2019 г., что позволило ключевым государственным корпорациям и государственным банкам стать его драйвером в стране;
- на российском финансовом рынке популяризация инструментов зеленого финансирования происходит через «кнут и пряник», т.е. для большинства инвесторов нет четких преимуществ работы с такими инструментами, а добровольное желание нести ответственность за будущее еще не сформировано;
- узость инструментов зеленого финансирования (большинство операций ограничено облигациями и точечными кредитами) вкупе с концентрацией заемщиков в сфере капиталоемких отраслей или их государственной принадлежности создает дополнительные ограничения для мелких инвесторов или опасения работать с такими бизнесами;
- неразвитость инфраструктуры привлечения частных инвесторов, например, домашних хозяйств, например, через механизм краудлендинга и паевые инвестиционные фонды регионального значения для решения конкретной социально или экологически значимой задачи (проблемы) для повышения доверия к новому институту и его популяризации среди общественности [1 – 3].
Вместе с тем, несмотря на многочисленные барьеры и сложности, рынок зеленых финансовых инструментов имеет неплохие перспективы развития, особенно в следующих направлениях:
- популяризация государственным регулятором в лице Минсельхоза и государственного отраслевого Россельхозбанка климатических, или погодных фьючерсных контрактов в отношении таких поставок сельхозпродукции, как зерно, хлопок, масла растительные, мяса скота и птицы. Суть данного инструмента заключается в возможности изменения цены со стороны поставщика продукции ввиду климатических факторов, например, аномальной жары или избыточных осадков, что прямо влияет на качество конечного продукта. В рамках формирующегося института зелёного финансирования это будет дополнительным источником доходов для внедрения инновационных агротехнологий и совершенствования механизмов защиты урожая и его сохранности [2, C. 74 – 75];
- имплементация в действующую систему котировок зеленых облигаций таких участников как инвестиционные платформы для масштабирования количества участников и вовлечения капитала домашних хозяйств в процессы финансирования проектов и программ ответственного поведения;
- создание региональных отраслевых ПИФов на базе крупнейших экологически влиятельных бизнесов (нефтегазовая добыча, металлургия, нефтехимия, сельское хозяйство) для привлечения инвестиций в малые проекты и микропрограммы устойчивого развития в конкретном регионе или территории локализации бизнеса [4, C. 48-49; 5].
Заключение. Как следует из представленного материала, рынок зеленых финансовых инструментов является жизнеспособным и актуальным для российских реалий, однако для достижения им действительно самостоятельного влияния на траекторию развития бизнеса, требуется приложить немало усилий, в т.ч. в части создания доступности участия широкого круга инвесторов и общей популяризации идей повестки ESG.
Список литературы
- Авис О. У. Зарубежный опыт банковского финансирования устойчивого эколого-экономического развития и перспективы его использования в России. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):121 – 131. DOI: 10.26794.1999-849Х-2019-12-5-121-131.
- Ануфриев В. П., Гудим Ю. В., Каминов А. А. Устойчивое развитие. Энергоэффективность. Зеленая экономика. Монография. М.: ИНФРА-М; 2021. – 201 с.
- Безсмертная Е.Р. Перспективы развития рынка производных финансовых инструментов как эффективных элементов «зеленых» финансов. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(4):56-64. Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-4-56-64.
- Яковлев И.А., Кабир Л.С. Климатические финансы в контексте устойчивого развития. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):44-51. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-44-51.
- Львова Н.А., Коршунов О.Ю., Рахимов З.Ю. Внедрение парадигмы устойчивых финансов в стратегию развития финансового рынка ЕАЭС. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2021; 1:32-42. DOI: 10.17586.2310-1172-2021-14-1-32-42.