УДК 33

Механизмы государственной поддержки обрабатывающей промышленности в Республике Казахстан

Бакытнурулы Елдос – обучающийся программы EMBA «Менеджмент и управление» Казахского национального аграрного исследовательского университета.

Научный руководитель Таспенова Гаухар Аманбаевна – кандидат экономических наук, ассоциированный профессор Казахского национального аграрного исследовательского университета.

Аннотация: Статья посвящена современной промышленной политике Республики Казахстан, направленной на премущественное развитие экспортноориентированной обрабатывающей промышленности. Анализируются меры государственной поддержки данной отрасли, рассматриваются недостатки системы финансирования и действия, которые необходимо предпринять для увеличения притока иностранных инвестиций.

Ключевые слова: индустриализация, Казахстан, обрабатывающая промышленность, государственная поддержка, инвестиции, экспорт.

Республика Казахстан стремится укреплять и расширять те экономические секторы, которые не зависят от мировой конъюнктуры. Начиная с 2010 года, в стране активно продвигается новая промышленная политика, которая направлена на развитие обрабатывающей промышленности, повышение ее производительности и ориентированности на экспорт продукции.

Политика индустриализации в новом постиндустриальном казахском обществе должна стать базой переустройства государственной экономической жизни, а основной ее ведущей силой планируется сделать именно обрабатывающий промышленный сектор.

Цифровизация и другие высокотехнологичные преобразования фондов обрабатывающих предприятий будут способствовать их стабильному росту, достижению конкурентных преимуществ и выпуску высококачественной продукции, способной зарекомендовать себя на современном мировом рынке.

За последние годы инвестиции в капитал обрабатывающих предприятий уже выросли в 2,1 раз, а их производительности увеличилась в 1,3 раз. Осваивается производство продукции (более пятисот новых позиций), которая никогда раньше не выпускалась в Республике Казахстан: это легковая и грузовая автотехника, автобусы, железнодорожные вагоны, трансформаторы, электровозы, рентгеновские аппараты, лекарства, изделия из титана, лампы светодиодные, новые разновидности молочной продукции и многое другое [1].

Определенная часть казахских товаров уже достигла конкурентоспособности за пределами страны. К ним относятся: радиаторы, медные изделия, паровые турбины, аккумуляторы, кондитерские изделия, некоторые напитки. Логичная и последовательная госполитика в данной сфере обеспечивает настоящий промышленный скачок и экономическое развитие, несмотря на сложную международную обстановку и торговое противостояние других государств.

На период 2020-2025 гг. в Казахстане сформирована госпрограмма инновационного индустриального развития республики, которая является лишь начальным этапом дальнейшего переустройства экономики [2].

Конкуренция в мировой экономике с каждым годом только усиливается, поэтому перед казахской республикой стоит цель подготовки к новейшей «цифровой эпохе». Именно поэтому так важно внедрение высоко технологичных инноваций в активно развивающиеся производства.

В Казахстане идет вторая пятилетка постиндустриализации, рассчитанная до 2025 года, в рамках которой промышленная политика направлена, в первую очередь, на выстраивание экономики, ориентированной на экспортные отрасли с высокой добавленной стоимостью. Ориентация на увеличение экспорта обусловливается тем, что стране требуется ускоренная и более плотная интеграция в мировую цепь формирования стоимости. Такое направление развития способно вывести на мировой рынок новый высококачественный продукт.

Для стимулирования данного процесса обеспечивается целый комплекс мероприятий для поддержки производителей, которые производят товары на экспорт. Например, планируется осуществлять так называемое импульсное одномоментное стимулирование производителей-экспортеров, учитывая темпы цифровизации и технологической оснащенности их производств. Весь механизм госстимулирования будет работать в русле движения к экспортноориентированности, одновременно привлекая и удерживая поток иностранных инвестиционных вливаний. Мероприятия, направленные на технологические усовершенствования и инновационные внедрения в обрабатывающей промышленности, окажут заметное влияние на повышение конкурентоспособности продукции из Казахстана.

Продолжится также реформирование системы научно-исследовательской деятельности, подготовки специализированных кадров, решения прикладных экспериментальных задач, поддержки стартапов, перенимания новейших технологий, создания венчурной комплексной экосистемы.

Активизации инновационной индустриальной госполитики будет способствовать тесное партнерство и взаимодействие с бизнес-структурами, которые примут на себя определенные обязательства в ответ на меры по их поддержке.

Обновленная промышленная политика Казахстана повысит способность адаптации экономики страны к постоянно меняющимся реалиям современного мира, а также усилит значение технологических инноваций для стабильного роста экономического потенциала.

Важнейшая задача программы промышленного развития на 2020-2025 годы – всемерное стимулирование обрабатывающих производств и укрепление конкурентных преимуществ выпускаемой ими продукции, преимущественная финансовая поддержка производств с высокой добавленной стоимостью, стремящимся к амбициозным целям.

За годы постиндустриализации в Республике Казахстан сложились все условия для успешного инновационного развития обрабатывающего сектора промышленности, поддерживаемого государственными финансовыми вливаниями, направленными на модернизацию уже работающих предприятий, расширение ассортимента и создание новых производственных направлений. Для успешной реализации такой политики сформирована целая система, включающая:

  1. субъектов, которые уполномочены реализовывать мероприятия по господдержке (национальные компании, управляющие холдинги, национальные институты развития, региональные представительства);
  2. инфраструктуру системы поддержки инноваций в обрабатывающей промышленности (особые индустриальные зоны, специальные экономические зоны, технопарки);
  3. разнообразные инструменты поддержания производителей.

Та база, на которой и сейчас продолжает развиваться обрабатывающая промышленность, сложилась еще в 2010-2018 годах. В тот период было реализовано 1250 проектов стоимостью в целом 7,9 триллионов тенге, возникли новые центры экономического роста, было привлечено 22 инвестора. Создана эффективная базовая отрасль путем модернизации 35 предприятий и выпуска инновационных продуктов с большим экспортным потенциалом. Все это создало благоприятные условия для дальнейшего развития обрабатывающей промышленности, тем более были подключены разнообразные меры господдержки: лизинговое, долевое и льготное финансирование, технологическая и экспертная проектная поддержка, укрепление экспортного потенциала, вложение инвестиций международным предпринимательским центром «Астана», гранты на инновационные продукты. Помимо того, были открыты центры технологического развития «Парк Инновационных Технологий», шесть территориальных инновационных кластеров, кластер инноваций Назарбаев Университета, тринадцать особых экономических зон, двадцать три индустриальных зоны [2].

Практика двух 5-летних планов постиндустриализации и перемены в мировой экономической ситуации говорят о том, что нужно и дальше всемерно стимулировать конкурентоспособность обрабатывающих предприятий, совершенствуя систему их господдержки.

В процессе реализации мероприятий по поддержке обрабатывающей сферы промышленности становится ясно, что необходима более четкая скоординированность действий госорганов и разнообразных институтов развития, поскольку субъектам такой деятельности не всегда достаточно информации о возможной господдержке. Требуется также постоянное оценивание эффективности ресурсов, которые затрачиваются на данную сферу. Это связано, прежде всего, с тем, что не уделяется серьезного внимания результатам управления и отсутствуют четкие критерии степени эффективности финансовой поддержки обрабатывающих предприятий.

В связи с вышесказанным 29 сентября 2016 года был утвержден приказ министра национальной экономики Казахстана №430, обозначивший методику оценивания эффективности мероприятий по господдержке инновационной деятельности в промышленности. Определенные показатели классифицируют такие мероприятия как низко-, средне- либо высокоэффективные [7]. Каждому инструменту присваиваются конкретные баллы, которые зависят от критериев, определяющих степень эффективности.

При этом необходимо координировать работу по контролю за предоставлением мер государственной поддержки и оценке эффективности их реализации, определить единого координатора, который оценит эффективность всех инвестированных средств, установит приоритетность проектов и ликвидирует продублированные программы.

Полноценная система мер господдержки ориентируется строго на конкретный результат и содержит взаимообязательства между источником и получателем финансовой помощи. Синергетический эффект дает выявление конкурентоспособных предприятий, параллельно развивающихся в цепи смежных промышленных отраслей. Все вышеперечисленные аспекты промышленной политики важны и тесно взаимосвязаны, а успешное развитие промышленности и рост экспортного потенциала требуют системного подхода и разумного использования всех имеющихся инструментов. Основные принципы: должна быть четкая целесообразность и обоснование оказания господдержки, помогающие выявить наиболее перспективные обрабатывающие предприятия. Государственные материальные ресурсы должны распределяться своевременно, согласно критериям эффективности. Совместно с Национальным Банком Казахстана и предпринимательским сообществом необходимо также упростить порядок государственного и инвестиционного финансового стимулирования.

Надо отметить, что до сих пор к мерам поддержки недостаточно привлекался капитал частных инвесторов. В рамках второго 5-летнего плана в качестве финансовой альтернативы не рассматривался казахстанский фондовый рынок, а также международные финансовые организации. Сегодня явно требуются дополнительные меры, привлекающие иностранных инвесторов. Кроме того, нужно точнее определить сроки финансирования и его объемы, планируемые от главных бизнес-партнеров промышленно-инновационной программы, в число которых входят: АО «Самрук-Казына», Международный финансовый центр "Астана", АО «Национальный управляющий холдинг Байтерек», Казахстанская фондовая биржа и другие.

Другим альтернативным источником финансовой помощи может стать публичная реализация акций фирм квазигосударственного сектора или банковских средств от частных банков либо средств от фондовых площадок.

До последнего времени отсутствовало стимулирование инвестирования в обрабатывающую индустрию, что вело к экономическому дисбалансу, когда горнодобывающий промышленный сектор оставался гораздо привлекательнее для инвестиционной деятельности по сравнению с обрабатывающим. Согласно информации Национального Банка Казахстана, в горнодобывающий промышленный сектор в 2018 году было вложено в три с половиной раза больше инвестиций от иностранных партнеров (9,7 миллиардов долларов США), нежели в обрабатывающий (2,8 миллиардов долларов США). Объем инвестиционных вкладов в основной капитал горнодобывающего сектора был больше в 3,6 раз (4,4 триллионов тенге), чем обрабатывающего (1,2 триллиона тенге), причем для горнодобывающих предприятий иностранные инвестиции проходили с более выгодными условиями. Также выгоднее были и кредитные условия – так, за период с 2015 по 2018 год кредитные проценты от частных банков для горнодобывающего сектора равнялись в среднем 9,4%, тогда как для обрабатывающего - 13,8% [5]. Налицо явный разрыв в объемах финансирования.

Для того, чтобы добиться повышения значения обрабатывающей промышленной сферы в казахстанской экономике, необходимо консолидировать выделяемые госресурсы и сосредоточить внимание на всяческой стимуляции обрабатывающих предприятий. Проведение листинга на базе Национальной фондовой биржи еще более упростит контролирование производств, усовершенствует процесс корпоративного управления и откроет доступ к рынкам иностранного капитала.

Эффективность затраченных госресурсов сдерживает еще и характер нынешних принципов отбора проектов, которые претендуют на господдержку. Он происходит не конкурсным путем, а просто основывается на поданных заявках, что препятствует консолидации финансовых средств в самых перспективных проектах, где они смогут использоваться максимально эффективно. К тому же время рассмотрения проекта на предмет финансовой помощи очень длительное в силу повышенных рисков и капиталоемкости обрабатывающего сектора, при этом бюджетные вложения доступны в течение весьма ограниченного срока.

Сегодняшняя система господдержки мало касается таких областей, как формирование инновационно-деловых компетенций, то есть хорошее ориентирование в актуальных ноу-хау, бизнес-процессах, технологиях, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий. Система поддержки инноваций имеет и другие недостатки: отсутствуют единые технологически-инновационные принципы, недостаточно взаимодействуют между собой бизнес и наука, корпоративный сектор не склонен к активному внедрению инновационных технологий, отсутствует координация между ведомствами, что ведет к наличию дублирующих друг друга отраслей.

Наблюдаются определенные проблемы, которые связаны с непродуманной структурой мониторинга и оценивания эффективности мероприятий господдержки. Имеющиеся механизмы не дают возможности системного анализа, не проводятся также опросы заинтересованных групп населения, касающиеся актуальных задач постиндустриализации.

Необходимы усовершенствования способов обратной связи в процессе оказания финансовой поддержки при решении практических проблем, которые возникают у субъектов промышленно-инновационной деятельности.

Мы приходим к выводу, что для достижения планов промышленно-инновационной политики требуется консолидировать систему господдержки и постоянно повышать ее эффективность. Нужно усовершенствовать имеющиеся механизмы финансовой поддержки предприятий, корректировать их принципы, сделать акцент на достижении конкурентных преимуществ на международном рынке, ориентации на экспорт продукции и повышении производственного потенциала.

Список литературы

  1. Государственная программа индустриально-инновационного развития РК на 2020 - 2025 годы [Электронный ресурс]. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37170117&pos=3;-136#pos=3;-136.
  2. Постановление правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года №1050: Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы [Электронный ресурс]. – URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=122072
  3. Об отраслевых и технологических сдвигах, необходимых для модернизации Российской экономики. С. Акаева, В. Соколов/МИР (Модернизации. Инновации. Развитие), 2016, Т.7, №3, с.38-48.
  4. ИТ в промышленности 2018 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cnews.ru/reviews/it_v_promyshlennosti_2018.
  5. Всемирный банк, доклад "Преодоление стагнации производительности" [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2018/11/08/kazakhstan-needs-robust-reforms-to-boost-productivity-and-growth.
  6. World Bank Database [Электронный ресурс]. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/nv.ind.manf.zsend=2017&start=1960&year_high_desc=true.
  7. Классификация отраслей обрабатывающей промышленности [Электронный ресурс]. – URL: https://stat.unido.org/content/focus/classification-of-manufacturing-sectors-by-technological-intensity.

Интересная статья? Поделись ей с другими: