УДК 330

К вопросу о снижении негативных последствий и адаптации к цифровой трансформации: роль и задачи системы образования

Годоева Зинаида Андреевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики, управления производством и государственного и муниципального управления Института экономики и права Петрозаводского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены факторы цифровой трансформации экономики, оказывающие негативное влияния на рынок труда, трудовые и связанные и с ними отношения. Определен круг экономических, социальных, организационных, управленческих и др. проблем, порождаемых этими факторами. Рассмотрены пути снижения негативного влияния этих факторов и адаптации государства, бизнеса и общества к новой цифровой реальности. Сформулирована роль и задачи системы образования в решении этих проблем.

Ключевые слова: цифровая трансформация, инновационные цифровые технологии, дизруптивный эффект, рынок труда, занятость, технологическая безработица, образовательные программы, профессиональные компетенции.

Цифровая трансформация экономики и социальной сферы сопряжена с дополнительными возможностями применения труда и открывает перспективы профессионального роста и творческого развития для участников трудовой деятельности. Однако, она имеет ряд негативных последствий. Этот результат влияния цифровизации на экономические, социальные, культурные, гуманитарные и др. процессы получил название дизруптивного эффекта. Disruptive в переводе с английского означает разрушительный, деструктивный, подрывной, прорывной. Традиционно термин применяется для идентификации одного из видов естественного отбора в теории Чарльза Дарвина о происхождении видов. «Дизруптивный (разрывающий) отбор — форма естественного отбора, при которой условия благоприятствуют двум или нескольким крайним вариантам (направлениям) изменчивости, но не благоприятствуют промежуточному, среднему состоянию признака. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной» [2].

Анализируя проблему влияния технологий на занятость К. Шваб отмечает «…мы должны понять два конкурирующих воздействия технологии на занятость. Во-первых, существует дизруптивный эффект, поскольку обусловленный технологией прорыв и автоматизация заменяют труд на капитал, лишая рабочих заработка или вынуждая их применять свою квалификацию в другом месте. Во-вторых, указанный дизруптивный эффект сопровождается эффектом капитализации, когда спрос на новые товары и услуги повышается и обусловливает создание новых рабочих мест, компаний и даже отраслей» [5]. И далее «…перед отраслями и компаниями теперь стоит вопрос не о том, произойдет ли дизруптивный прорыв в сфере их интересов, а о том, когда произойдет этот прорыв, какую форму он примет и как это отразится на отраслях или отдельных организациях» [4].

Актуальность темы исследования следует из понимания реальности наступления дизруптивного эффекта цифровой трансформации и необходимости адаптации, затрагиваемых цифровой трансформацией элементов социально-экономической системы к новой цифровой реальности.

Вопрос об идентификации негативных последствий, вызовов или рисков, цифровой трансформации подробно обсуждается научным сообществом [1, 3, 6 и др.]. Основными негативными последствиями цифровой трансформации, на наш взгляд, являются:

  • потеря работы и заработка низкоквалифицированными рабочими вследствие автоматизации и роботизации производственных процессов, которые приводят к сокращению рабочих мест, высвобождению рабочей силы и созданию напряженности на рынке труда;
  • сокращение спроса на работников средней квалификации – работников отделов кадров, экономистов, бухгалтеров, финансистов и др., трудовые функции которых может выполнять искусственный интеллект;
  • возрастание риска потери рабочего места в результате изменения требований к компетенциям работников и невозможности в короткие сроки повысить квалификацию и приобрести цифровые навыки;
  • «цифровое неравенство» − дифференциация занятости, доходов и социального статуса работников в зависимости от возможности доступа к цифровым технологиям;
  • отсутствие социальной защищенности и ослабление социальных гарантий наемных работников на начальных этапах цифровой трансформации, так как внедрение автоматизированных производств и информационно-коммуникационных технологий потребует значительных финансовых ресурсов и повлечет за собой свертывание социальных программ;
  • снижение трудовой мотивации работников организаций, так как новые формы занятости − дистанционный или удаленный режим работы − не позволяют удовлетворить потребности в сопричастности, важности, значимости работы в организации, не способствуют формированию корпоративной культуры и, тем самым, побуждают менеджмент организаций разрабатывать новые мотивационные модели, так как традиционные модели мотивации перестают работать;
  • дистанционный режим работы и удаленная форма занятости приводят к самоизоляции работников, исключению их из профессионального сообщества, потере связи с социумом, и отрицательно сказываются на личностных качествах работников, их эмоциональном и физиологическом состоянии.

Перечисленные негативные последствия цифровой трансформации обостряют существующие экономические проблемы и порождают ряд новых организационных, управленческих и социальных проблем. Решение этих проблем требует комплексного теоретического анализа с участием специалистов различных научных направлений и критической оценки существующих практик решения этих проблем.

В настоящее время главными вызовами цифровой трансформации, на наш взгляд, являются изменение структуры занятости и технологическая безработица, которые особенно остро проявляются на региональном уровне. Решение проблемы обеспечения баланса между спросом и предложением рабочей силы состоит в том, чтобы на основе комплексного изучения рынка труда спрогнозировать спрос на рабочую силу и организовать подготовку рабочей силы, при этом величина предложения, структура предложения и качество рабочей силы должны соответствовать спросу на рабочую силу.

Изучение спроса предполагает определение величины спроса и структуры спроса на рабочую силу по территориям, видам экономической деятельности, профессиям, уровню образования. Решение этой сложной задачи, требующей учета многих факторов, многие из которых носят вероятностный характер, в условиях цифровой трансформации становиться еще более сложным. Теоретический подход решения этой задачи известен. Он требует составления многофакторных экономико-математических моделей, разработки алгоритмов реализации этих моделей и обработки больших объемов информации. Существующие ограничения в практической реализации данного подхода могут быть преодолены в результате использования систем искусственного интеллекта для анализа и прогнозирования рынка труда. Это позволит реализовать алгоритмы и увеличит точность и надежность прогнозов.

Следующая задача − изучение требований работодателей к качеству рабочей силы. В эпоху цифровизации требования работодателя к наемным работникам касаются не только профессиональных знаний, умений и навыков. Большое значение уделяется таким характеристикам работника, как готовность к постоянному обновлению знаний, к переобучению и творческому саморазвитию, самообразованию и обучению в течение всей жизни. Умение быстро приспособиться к изменившимся условиям производства, вписаться в коллектив, разделять корпоративные ценности, выстраивать эффективные вертикальные и горизонтальные коммуникации – конкурентные преимущества работника. Владение цифровыми компетенциями, адаптационной способностью и коммуникационными навыками в соответствии с требованиями работодателя сокращает риски работника на рынке труда, но не устраняет полностью. По мнению экспертов скорость технологических изменений будет настолько высока, что работники физически не будут успевать осваивать новые специальности, осуществлять переподготовку, переобучение и повышение квалификации, непрерывно пополняя армию безработных.

В этих условиях потребуются совместные усилия федерального и региональных правительств, органов местного самоуправления, крупнейших работодателей и образовательных организаций для создания центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала организаций в соответствии с потребностями рынка. Главную роль в решении этой проблемы будет иметь деятельность образовательных организаций высшего образования, которые должны обеспечить подготовку специалистов для цифровой экономики с учетом стратегий социально-экономического развития страны и регионов. Сегодня особое значение приобретают процессы формирования образовательных программ, отвечающих направлениям социально-экономической и политической жизни общества. В результате реализации таких образовательных программ должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции обучающихся, которые позволят им быть успешными в своей профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе. При этом результатом подготовки специалистов должны быть не только знания, навыки и способность реализовывать производственные задачи, но и целостное гражданское самосознание и готовность к выполнению задач, стоящих перед страной.

Существующая сегодня система высшего образования требует инновационных изменений и совершенствования. Основными направлениями совершенствования системы высшего образования, на наш взгляд, являются три основных направления. Во-первых, система подготовки специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий. Во-вторых, система подготовки специалистов инженерных специальностей, так как интеграция информационно-телекоммуникационных технологий с другими видами революционных технологий порождает перемены в способах организации и управления производством практически во всех отраслях экономики. В третьих, система подготовки специалистов экономических специальностей, которая традиционно подвергается инновационным изменениям по разным поводам.

При разработке учебных планов этих направлений подготовки необходимо найти оптимальное соотношение между теоретическими и прикладными учебными дисциплинами. Ориентация на требования работодателей и учет текущей конъюнктуры необходима. Но для того, чтобы быть успешным в течение длительного периода времени, обладать способностью решать задачи, которые невозможно было предвидеть заранее, обучающийся должен обладать системными теоретическими знаниями по многим отраслям науки.

Реализация обозначенных мер, требующих детальной проработки и конкретизации, будет способствовать решению проблемы подготовки рабочей силы, соответствующей запросам рынка и позволит обеспечить стране и регионам конкурентные преимущества в области цифровизации социально-экономических процессов.

Список литературы

  1. Амиров, Р.А., Егоров, Е.В. Цифровая экономика и актуальные задачи ее кадрового обеспечения в России. Управленческое консультирование. 2018;(9):42-50. URL: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-9-42-50 (Дата обращения 20.05.2023 г.).
  2. Дарвин, Ч. Р. Происхождение видов / Ч. Р. Дарвин ; ред. А. Е. Гайсинович ; пер. с англ. К. А. Тимирязева, М. А. Мензбира, А. П. Павлова [и др.]. – 6-е изд. – Москва ; Ленинград : Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1937. – 831 с. – (Классики биологии и медицины). URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112169 (Дата обращения: 24.05.2023).
  3. Козлова, Е. И. Влияние цифровизации на рынок труда / Е.И. Козлова //Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2020. № 10(444), С. 70-77. URL: https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1331 (Дата обращения 20.05.2023 г.).
  4. Четвёртая промышленная революция: Кто выиграет от индустриальных изменений и кто − проиграет. URL: https://secretmag.ru/trends/tendencies/revolyuciya.htm (Дата обращения 20.05.2023 г.).
  5. Шваб К. Четвертая промышленная революция. Москва: Эксмо, 2016. 138°с.
  6. Янченко, Е. В. Рынок труда в условиях цифровизации: возможные риски субъектов трудовых отношений / Е. В. Янченко // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 51. С. 110-128.

Интересная статья? Поделись ей с другими: