УДК 334.012.62

Разработка стратегии развития спортивной организации и экономическое обоснование ее реализаци

Павлов Константин Сергеевич – студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Научный руководитель Шубин Станислав Александрович – доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: Данная научная работа посвящена разработке стратегии развития для спортивной организации, и вывод предложений по направлениям для футбольного клуба Краснодар. В моей работе будет рассказываться об особенностях для создания стратегии для спортивных организаций, принципы формирования стратегий, определение перспективных направлений развития и обоснование предложенных идей. В работе также рассматриваются стратегии развития нескольких спортивных организаций, помимо ФК Краснодар, это две хоккейные лиги: НХЛ и КХЛ. Обе организации постоянное работают над улучшением своих показателей, поэтому был проведен анализ стратегий довольно успешных проектов. Цель работы – Анализ текущих стратегий мировой и российской практики и предложения по стратегии развития для спортивной организации.

Ключевые слова: спорт, стратегия развития, матрица Ансоффа, ФК Краснодар.

Введение

В настоящее время, увлечение спортом во всем мире набирает обороты. Все больше людей вовлекаются в спортивную жизнь. Кто-то занимается спортом для себя, кто то делает это своей профессией, а кто-то является ярым болельщиком и не пропускает ни одной игры своей любимой команды. В настоящее время, спорт сильно изменился, особенно это касается спортивных организаций. Зрителю в наше время нужно шоу на трибунах, и он готов платить за это деньги. Спортивные организации, в этих условиях, все больше становятся бизнес организациями, тем более, что большинство спортивных предприятий сейчас частные и бизнесмены работают ради получения прибыли. Рекламные контракты, трансферы игроков, продажа билетов и атрибутики позволяют клубам зарабатывать огромные деньги, вкладывая их в развитие своей организации, а значит и в развитие спорта в стране в целом.

Цель моего исследования – проанализировать стратегию развития организаций в сфере спорта и предложить рекомендации по разработке стратегии развития спортивной организации.

Актуальность

Актуальность данной темы обуславливается тем, что формирование стратегии развития – это неотделимая часть любой организации. Это касается и предприятий в сфере спорта. Клубам важно определить рыночные тенденции, потенциальных болельщиков, исследовать рынок и определить ключевые направления развития организации исходя из современных рыночных условий. Именно благодаря этому клуб сможет успешно функционировать и развиваться.

Спортивные клубы финансируются за счет спонсоров, которые получают взамен часть аудитории и привлекают новых клиентов. Стратегия спортивной организации направлена на создание хорошего имиджа и устойчивого положения на рынке, что привлекает новых спонсоров и увеличивает доходы. Таким образом, можно выделить направления деятельности организаций в спортивной сфере:

  • коммерческая деятельность, связанная с выпуском, распространением и продажей билетов;
  • коммерческая деятельность, направленная на организацию и проведение массовых спортивно-зрелищных событий;
  • деятельность по вещанию спортивных событий и продаж прав на телетрансляцию;
  • выпуск и продажа спортивной атрибутики;
  • привлечение спонсоров и реализация рекламы;
  • коммерческая эксплуатация спортивных объектов.

Всеми этими направлениями может заниматься каждая спортивная организация, и получать хорошую прибыль, ведь в их руках есть уникальные торговые продукты: бренд, стадион, игроки. У спортивной сферы есть возможность взаимодействовать совершенно с различными видами бизнеса, и это делает спортивные организации очень интересными и перспективными для вложений с целью получения прибыли.

Виды стратегий управления спортивными организациями

Для создания эффективной и работающей системы в спортивной организации невозможно без определения ключевых направлений ее развития, важно сопоставить все инвестиционные возможности с желаемым результатом. Построение такой организации – это длительный и затратный процесс, требующий огромного терпения. Важно проанализировать рынок, потребителей, конкурентов. Разработка стратегии означает создание программы действий, этапов развития и ключевых моментов. В целом, построение стратегии в спортивной организации проходит в несколько этапов:

  1. Определение главных целей стратегии.
  2. Выделение направлений развития.
  3. Оценка перспективности направления.
  4. Назначение исполняющих и ответственных за внедрение стратегий [1, c. 2].

 Спортивные организации применяют различные стратегии для достижения поставленных задач. Обычно в кампании существует главная стратегия (Выиграть чемпионат России по футболу в течение трех сезонов) и ряд второстепенных стратегий, связанных с финансовыми показателями, инвестиционными показателями. По уровню иерархии выделяют четыре группы стратегий:

  • основная стратегия (всей компании в целом);
  • стратегии отдельных бизнес единиц;
  • стратегии, обеспечивающие деятельность спортивной организации;
  • стратегии отдельных рабочих групп.

В сущность основной стратегии организации входит развитие спортивного предприятия как единого целого, она затрагивает каждое функциональное звено организации, независимо от их автономии.Главная стратегия должна обеспечить синергию всего процесса

При формировании стратегии развития организации огромное внимание уделяется стратегии по продвижению спортивного бренда. Согласно модели Игоря Ансоффа, существует 4 варианта маркетинговой стратегии по управлению брендом: проникновение на рынок, развитие рынка, развитие товара и диверсификация. В основе модели рынок делится на существующий и новый. Существующий означает рынок, на котором компания функционирует определенное количество времени. У нее уже есть сформированная аудитория потребителей, рыночная репутация и определенный опыт работы на нем. Новый же рынок – рынок, на котором компания еще не работала. У нее нет сформированной целевой аудитории на этом рынке, и она рассматривает его, как возможность для расширения бизнеса. Второй элемент модели Ансоффа это продукт (услуга), который также делится на существующий и новый. Соответственно, существующий продукт – продукт, давно находящийся в ассортименте у компании и имеющий определенный спрос и историю продаж. Новый продукт является продуктом, который фирма планирует выпустить на рынок и привлечь за счет этого новых потребителей. После определения существующего и нового рынков и продуктов выбирается маркетинговая стратегия.

Стратегия проникновения на рынок означает, что существующий товар остается на существующем рынке. Основной целью является максимизация прибыли и наращивание аудитории. Это может достигаться за счет следующих действий: маркетинговое исследование рынка, продвижение бренда с помощью рекламы, развитие маркетинга, повышение качества товара, рационализация производства. [4]

В целом современная стратегия развития спортивной организации должна включать в себя:

  1. Анализ рынка спортивных услуг и конкурентов. Необходимо изучить сильные и слабые стороны соперников, анализировать востребованность услуг и определить свои преимущества.
  2. Формирование уникального концепта развития. Определение ценностей и миссии организации, разработка целей и стратегических планов.
  3. Развитие инфраструктуры. Обеспечение максимально комфортных условий для клиентов, создание спортивных площадок с современным оборудованием, общелагерей и прочих объектов, необходимых для успешной работы организации.
  4. Развитие персонала. Найм и обучение профессиональных тренеров, специалистов по управлению, администраторов.
  5. Расширение ассортимента услуг. Диверсификация спортивных программ, включение в них новых направлений и услуг для разных категорий клиентов.
  6. Работа с клиентами и привлечение новых. Усовершенствование системы продвижения и рекламы, проведение мероприятий для привлечения новых клиентов и удержания текущих.
  7. Развитие онлайн-пространства. Создание и регулярное обновление сайта организации с подробной информацией о предлагаемых услугах, возможности онлайн записи на тренировки, обучения и прочие услуги.
  8. Управление финансами. Работа с бюджетом, правильное распределение финансовых ресурсов, постоянный мониторинг финансовой деятельности.
  9. Развитие партнерских отношений. Поиск и установление партнерских отношений с другими местными спортивными организациями, бизнесами, администрацией и т.п. для совместных проектов, обмена опытом и ресурсами.
  10. Постоянный мониторинг и анализ результативности стратегии развития. Регулярный анализ реализации стратегических задач и корректировка планов в соответствии с текущей ситуацией на рынке и в организации.

Анализ существующих стратегий спортивных организаций

В Национальной хоккейной лиге в целом отсутствует стратегия развития организации, но, однако, разрабатывается стратегический план развития на ближайшие 4 года. Главными конкурентами НХЛ являются другие крупные североамериканские спортивные альянсы. В настоящее время Национальная футбольная лига является самым популярным видом спорта в Соединенных Штатах, за ней следуют Высшая лига бейсбола и Национальная баскетбольная ассоциация. НБА, МЛБ и НФЛ, по-видимому, привлекают более широкую аудиторию.Более сопоставимым спортивным альянсом может быть NASCAR, поскольку это скорее нишевый вид спорта, как и НХЛ в США. Для проведения анализа используют следующие финансовые показатели:

  • годовая прибыль;
  • операционная прибыль;
  • совокупный доход;
  • стоимость франшиз Национальной Хоккейной Лиги.

Важнейшим этапом анализа является исследование источников поступления доходов организации: продажа билетов на матчи, права на телетрансляцию, рекламные контракты, франшизы и т.д. Весь спорт в США заточен на получение прибыли от спортивных мероприятий, поэтому анализ финансовой отчетности прошлых лет является ключевым исследованием в рамках подготовки новой стратегии развития. [7]

Поэтому, как и любой бизнес, НХЛ имеет стратегию развития, которая предполагает различные меры по увеличению прибыли, привлечению новых зрителей и улучшению качества игры. Вот некоторые из важнейших мер:

  1. Увеличение количества команд. НХЛ старается привлечь новые команды для увеличения фан-базы в разных регионах Северной Америки и за ее пределами.
  2. Развитие трансляционных возможностей. НХЛ улучшает качество передачи игр в телевизионных и онлайн-форматах, чтобы привлечь новых зрителей и удержать старых.
  3. Увеличение доходов от спонсоров. НХЛ активно ищет новых спонсоров и партнеров, чтобы увеличить свои доходы и обеспечить финансовую стабильность.
  4. Усиление работу в социальных сетях. НХЛ продвигает свой бренд и игроков через социальные сети, чтобы привлечь новых фанатов и удержать текущих.
  5. Улучшение качества игры. НХЛ работает над постоянным улучшением игры, включая изменения правил и повышение качества игроков.
  6. Увеличение интереса к женскому хоккею. НХЛ активно продвигает женский хоккей и работает над увеличением его популярности.
  7. Развитие молодежной хоккейной лиги. НХЛ инвестирует в развитие молодежной хоккейной лиги, чтобы обеспечить поток талантливых игроков для будущего развития НХЛ.

Если говорить о стратегии Континентальной Хоккейной Лиги (аналог и конкурент НХЛ в России), то она принимается сроком на 7 лет и решает сразу несколько взаимосвязанных задач. Главными из них являются: повышение спортивного уровня КХЛ, снижение доли финансирования со стороны государства (клубы должны переходить на самоокупаемость, либо на поиск частных инвесторов), укрепление коммерческого потенциала клубов и Лиги. Концепция стратегии включает в себя несколько направлений развития: спортивная составляющая чемпионата Континентальной Хоккейной Лиги и конкурентное окружение, инфраструктура ледовых арен команд участников лиги, антидопинг и медицина, судейство, развитие маркетинга клубов и самого бренда КХЛ, увеличение доходов от продаж прав на телетрансляцию, интернет проекты и коммуникации. Для каждого из направлений подготавливается специальный комплекс мер с целевыми показателями, которые должна достигнуть организация в течение 7 лет. По стратегии, принятой в 2017 году, одним из ключевых направлений работы – это увеличение коммерческого потенциала клубов и лиги. Менеджеры КХЛ рассматривают возможность снятия эксклюзива по максимальному числу спонсорских категорий, это необходимо для привлечения новых коммерческих партнеров. Клубы, которые смогут привлечь новых спонсоров будут получать дополнительные выплаты от Лиги. Что касается распределения доходов от прав на телетрансляцию, то данная практика продолжится. [5] Среди основных стратегических направлений развития КХЛ следующие:

  1. Развитие инфраструктуры и улучшение качества льда, освещения, зрительских мест на аренах, где проводятся матчи КХЛ.
  2. Улучшение качества игры и повышение привлекательности Лиги для зрителей.
  3. Развитие системы молодежного хоккея и рост количества талантливых игроков в России.
  4. Развитие маркетинговых и коммуникационных стратегий для привлечения большего числа спонсоров, болельщиков и зрителей.
  5. Развитие бизнес-модели КХЛ и улучшение финансового состояния, в том числе путем увеличения прибыли Лиги и ее клубов.
  6. Улучшение системы судейства, в том числе повышение квалификации судей и внедрение новых технологий.
  7. Развитие международного сотрудничества, в том числе с другими лигами и федерациями.

Результаты исследования

Для выбора возможной стратегии развития спортивной организации я применю модель Игоря Ансоффа. Опираясь на его матрицы надо определить существующий и новый рынок, существующий и новый продукт для спортивной организации, я взял футбольный клуб Краснодар.

Перейдем к матрице Ансоффа. В нашем случае существующий рынок это футбольная индустрия, в которой клуб закрепился в качестве одного из лидеров по популярности и доходам, продолжая свое развитие. Существующим продуктом соответственно является спортивное событие и зрелище, которое получает зритель после покупки билетов и абонементов, и атрибутика, связывающая болельщика с брендом. Новым рынком в нашем случае это выход на новые регионы Российской федерации и вовлечение в футбольную жизнь клуба детей до 14 лет. Почему основной акцент идет на детей до 14 лет? Они еще немного знают о Краснодаре и мало интересуются футболом в принципе. Данная доля рынка мало освоена другими клубами, ей только с недавнего времени уделяется больше внимания. Что касается развития международной сети филиалов, то в европейские страны осложнен из-за политического давление, однако во многих странах бывшего СССР или Китая данная идея могла бы оправдать себя, тем более Китай сейчас старается поднять футбол в своей стране, в том числе приглашая иностранных специалистов и помогая в создание филиалов в своей стране для западных футбольных академий. Но самая реальная и успешная стратегия, которую сейчас может осуществлять Краснодар, это развитие бренда внутри своей страны на существующим рынком с существующим продуктом. Особенный акцент можно сделать на людей, живущих в Крыму, там нет профессиональных команд, однако регион является соседним и добраться до матча команды не будет большой проблемой. Выбор можно объяснить тем, что Краснодар на территории России уже заслужил определенный имидж, это команда, которая играет в быстрый и атакующий футбол, именно это и хочет видеть зритель. За последние пять лет Краснодар по праву заслужил статус топ клуба в России. Развитие популярности клуба в регионах позволит завоевать большую часть футбольного рынка страны.

Выводы

Для развития спортивной организации необходимо правильного стратегического планирование, основанное на рыночных условиях, предпочтениях и пожеланиях потребителей. Все это требует огромной аналитической работы. Важно выявить слабые и сильные стороны компании, риски и возможные тенденции развития рынка, определить внешние и внутренние факторы, которые могут повлиять на общее развитие и достижение роста предприятия.

Современные рыночные условии создают массу трудностей для развития спортивной организации. Пандемия значительно повлияла на посещаемость, из-за этого сократились доходы клубов, даже после отмены ограничений многие спортивные события до сих пор не могут вернуть прошлое количество зрителей. Внедрение паспорта болельщика на матчи Российской Премьер Лиги еще больше усугубило ситуацию на трибунах, болельщики принципиально не идут на футбол, мы потеряли случайных зрителей. Санкции и отстранение России из еврокубков снизят интерес к нашей лиге для классных европейских игроков, у которых не будет интереса ехать в наш чемпионат. Несмотря на все эти негативные факторы, у российских клубов есть все ресурсы для дальнейшего развития. Необходимо усилить взаимодействие с фанатами и болельщиками, развивать социальные сети, добиваться спортивных успехов, работать с молодежью и развивать собственные академии. Стратегия проникновения на рынок по модели Игоря Ансоффа является хорошим решением для развития российских спортивных организаций в текущей ситуации.

Список литературы

  1. Бардина М. Ю. Спортивный менеджмент, спортивный менеджер // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018 – 4 с.
  2. Что такое принципы стратегического управления и как их применять на практике [Электронный ресурс] // FinAcademy. URL: https://finacademy.net/materials/article/principy-strategicheskogo-upravleniya (дата обращения: 15.05.2023).
  3. Особенности стратегического планирования в спорте [Электронный ресурс] // URL: https://www.evkova.org/kursovye-raboty/osobennosti-strategicheskogo-planirovaniya-v-sporte (дата обращения: 15.05.2023).
  4. Понятие и особенности спортивной индустрии, Понятие и структура спортивной индустрии – Спортивное право России" [Электронный ресурс] // URL: https://bstudy.net/694604/pravo/ponyatie_osobennosti_sportivnoy_industrii (дата обращения: 14.05.2023).
  5. Продвижение бренда компании в сфере спорта // moluch.ru: [сайт]. – 2022. – URL: https://moluch.ru/archive/195/48610/? (дата обращения: 14.05.2023).
  6. Стратегическое управление в сфере физической культуры и спорта – Менеджмент физической культуры и спорта" [Электронный ресурс] // URL: https://bstudy.net/906905/sport/strategicheskoe_upravlenie_sfere_fizicheskoy_kultury_sporta (дата обращения: 15.05.2023).
  7. Стратегический менеджмент физкультурно-спортивных организаций, Сущность стратегического менеджмента – менеджмент физкультурно-спортивных организаций [Электронный ресурс] // URL: https://studme.org/178686/menedzhment/strategicheskiy_menedzhment_fizkulturno_sportivnyh_organizatsiy (дата обращения: 16.05.2023).
  8. ФК «Краснодар». Будущее российского футбола // SportClan [сайт]. URL: https://sportclan.ru/sportnews/fk-krasnodar-budushhee-rossijskogo-futbola/ (дата обращения: 16.05.2023).
  9. Чемпионат России по футболу, экономические показатели, структура доходов клубов РПЛ. Спорт-Экспресс [сайт] // URL: https://www.sport-express.ru/football/rfpl/reviews/chempionat-rossii-po-futbolu-ekonomicheskie-pokazateli-struktura-dohodov-klubov-rpl-1620324/ (дата обращения: 17.05.2023)
  10. Зенит и Спартак зарабатывают и тратят больше всех, у Краснодара и Локо гигантские убытки – смотрим на экономику клубов РПЛ [сайт] // URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/festival/3035907.html (дата обращения: 17.05.2023).
  11. Инструменты разработки стратегии развития организации в области спорта" Углов М.В. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-razrabotki-strategii-razvitiya-organizatsii-v-oblasti-sporta (дата обращения: 18.05.2023).
  12. Разработка инновационной стратегии спортивной организации О.Ю. Рудакова, Л.А. Кошман // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-innovatsionnoy-strategii-sportivnoy-organizatsii (дата обращения: 18.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: