УДК 656.61

Прогнозирование эффективности управления флотом

Рудиков Максим Сергеевич – аспирант кафедры судовождения Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме прогнозирования эффективности управления флотом. В работе были использованы методы анализа эксплуатационных данных и математического моделирования для определения оптимальных параметров технического обслуживания судов и прогнозирования затрат на их эксплуатацию. Результаты исследования показали, что применение данных методов позволяет повысить эффективность управления морским флотом и сократить эксплуатационные затраты. Важность проведенных мероприятий заключается в возможности оптимизации процессов управления флотом и повышения его конкурентоспособности на мировом рынке.

Ключевые слова: прогнозирование, управление флотом, техническое обслуживание, математическое моделирование, анализ данных, морской транспорт, эксплуатационные затраты, оптимизация, конкурентоспособность.

Флот – это совокупность судов, которые принадлежат определенной организации и используются для доставки грузов и пассажиров. Эффективность управления флотом зависит от многих факторов, включая состояние судов, условия плавания, погоду, грузоподъемность, доступность топлива и многих других. Прогнозирование эффективности управления флотом является важной задачей для оптимизации работы флота и улучшения его производительности [1]. Необходимость эффективного управления флотом включает в себя несколько аспектов. Прежде всего, это связано с обеспечением безопасности на море и предотвращением аварий. Эффективное управление также позволяет снизить затраты на эксплуатацию судов, оптимизировать маршруты плавания, повысить качество обслуживания и сократить время в пути.
Одним из ключевых элементов эффективного управления флотом является прогнозирование расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание судов. Такой прогноз позволяет планировать бюджет и распределение ресурсов на оптимальном уровне.

Цель исследования

Изучение методов прогнозирования эффективности управления флотом, а также анализ возможностей и преимуществ использования таких методов для организаций, занимающихся морским транспортом. Кроме того, целью статьи является выявление основных проблем, с которыми могут столкнуться судоходные компании при использовании методов прогнозирования, и предложение возможных путей их решения.

Для прогнозирования эффективности управления флотом были применены различные методы анализа данных и моделирования, такие как:

  1. Метод регрессионного анализа. Он позволяет определить связь между различными факторами и эффективностью управления флотом. Для этого необходимо собрать данные о различных параметрах, таких как: количество перевезенных грузов, время работы судов, стоимость обслуживания и ремонта и др. Затем проводится анализ этих данных, и на основе полученных результатов строится математическая модель, которая позволяет прогнозировать эффективность управления флотом в будущем [1].
  2. Методы машинного обучения: для построения моделей, способных предсказывать эффективность управления флотом, были применены методы машинного обучения, включая решающие деревья, случайный лес, градиентный бустинг и нейронные сети. Эти методы позволяют находить скрытые зависимости и паттерны в данных и использовать их для прогнозирования [2].
  3. Методы экспертной оценки: в работе были также использованы методы экспертной оценки, включая опросы и интервью с сотрудниками компании-оператора флота. Эти методы позволяют получать дополнительную информацию о факторах, влияющих на эффективность управления флотом, и использовать ее для уточнения моделей прогнозирования [3].

Применение методов прогнозирования эффективности управления флотом позволяет определить оптимальные решения по использованию ресурсов и принятию решений в области управления флотом, что в свою очередь ведет к повышению эффективности деятельности компании.
Метод регрессионного анализа широко применяется для прогнозирования эффективности управления флотом. Он позволяет установить функциональную зависимость между различными факторами и результатом, что в свою очередь позволяет проанализировать влияние каждого фактора на результат [4].

Регрессионный анализ может быть полезным инструментом для определения факторов, которые могут влиять на эффективность управления флотом [5]. Для проведения анализа используется статистическая модель, которая описывает отношения между зависимой переменной (эффективность управления флотом) и независимыми переменными (например, типы судов, грузовые перевозки, расстояние между портами и т. д.).
Для примера можно рассмотреть статистику международных компаний, которые занимаются судоходством. Предположим, что мы хотим определить, какие факторы могут влиять на эффективность управления флотом. Мы можем использовать данные компаний, которые содержат информацию о типах судов, количестве перевозимых грузов, расстояниях между портами и других факторах, которые могут влиять на эффективность управления флотом.
Далее мы можем построить модель регрессионного анализа, которая описывает зависимость между эффективностью управления флотом и независимыми переменными. В качестве зависимой переменной мы используем, например, процент задержек в портах или количество неисправностей на судах. В качестве независимых переменных могут быть типы судов, грузовые перевозки, расстояние между портами и т. д.
После построения модели мы можем провести анализ коэффициентов регрессии и определить, какие факторы наиболее сильно влияют на эффективность управления флотом. Например, мы можем обнаружить, что задержки в портах наиболее сильно зависят от типа судна, а количество неисправностей на судах зависит от расстояния между портами [6].

Таким образом, метод регрессионного анализа может помочь компаниям определить, какие факторы наиболее важны для улучшения эффективности управления флотом и разработать соответствующие стратегии.

Методы машинного обучения широко применяются в настоящее время для определения эффективности работы флота. Для этого используются различные алгоритмы машинного обучения, такие как случайный лес, градиентный бустинг, нейронные сети и другие [7].
Один из примеров применения методов машинного обучения для определения эффективности работы флота - это прогнозирование расходов на топливо. Для этого используются данные о маршрутах плавания, типах судов, погодных условиях и других факторах, влияющих на расход топлива. Модель машинного обучения обучается на основе исторических данных о расходах на топливо и других факторах и может предсказывать расходы на топливо для будущих путешествий с высокой точностью.
Другой пример – это определение оптимального маршрута плавания для судна с учетом погодных условий и других факторов [8]. Для этого используются данные о погоде, течении, глубине моря, расстоянии между портами и других факторах. Модель машинного обучения обучается на основе исторических данных о маршрутах плавания и других факторах и может предсказывать оптимальный маршрут для будущих путешествий с высокой точностью.

Также методы машинного обучения могут использоваться для определения наилучшего времени для проведения технического обслуживания судов. Для этого используются данные о состоянии судов, дате последнего технического обслуживания, количестве наработанных моточасов и других факторах [9]. Модель машинного обучения обучается на основе исторических данных о техническом обслуживании судов и других факторах и может предсказывать оптимальное время для проведения технического обслуживания для каждого судна.
В целом, методы машинного обучения могут помочь оптимизировать работу флота, улучшить безопасность и снизить расходы на его эксплуатацию.

Метод экспертной оценки используется в тех случаях, когда не существует достаточного количества данных для проведения анализа и прогнозирования. Вместо этого метода, для получения оценки используется мнение специалистов или экспертов в соответствующей области.
Процесс экспертной оценки начинается с выбора экспертов, которые имеют опыт и знания в данной области. Далее, эксперты оценивают факторы, которые влияют на эффективность управления флотом. Эти факторы могут быть различными в зависимости от компании, но, как правило, включают финансовые показатели, характеристики флота и персонала, а также особенности рынка.

Для проведения экспертной оценки могут использоваться различные методы, включая метод Дельфи, групповое обсуждение и метод аналогий. Например, эксперты делятся на группы и оценивают важность каждого фактора. Затем результаты оценки агрегируются и используются для прогнозирования. Одним из преимуществ метода экспертной оценки является возможность учитывать качественные факторы, которые трудно оценить с помощью математических моделей. Также метод может использоваться для принятия решений в условиях высокой неопределенности и нехватки данных.
Однако метод экспертной оценки также имеет свои ограничения. Во-первых, результаты оценки могут зависеть от выбора экспертов и их мнения. Во-вторых, оценка может быть субъективной и недостаточно точной. Поэтому, при использовании этого метода необходимо учитывать все возможные факторы, которые могут повлиять на результаты оценки.
В области управления флотом метод экспертной оценки может использоваться для оценки рисков при выборе маршрутов, планировании ремонта и технического обслуживания судов, а также для определения наиболее эффективных стратегий управления флотом.

Каждый из методов – машинного обучения, экспертной оценки и регрессионного анализа – имеет свои возможности и преимущества, которые можно использовать в различных ситуациях.
Метод машинного обучения имеет следующие преимущества:

  • способность обрабатывать большие объемы данных и выявлять скрытые зависимости между ними;
  • способность обучаться на основе прошлых данных и прогнозировать будущие результаты;
  • автоматический подбор наиболее эффективных алгоритмов и параметров модели;
  • возможность работать с различными типами данных, включая изображения, звук и текст.

Метод экспертной оценки имеет следующие преимущества [10]:

  1. Позволяет использовать опыт и знания экспертов для принятия решений.
  2. Может применяться в случаях, когда нет достаточно данных для построения математической модели.
  3. Может учитывать нечисловые критерии, такие как качество работы и уровень риска;
  4. Дает возможность принимать решения на основе общей экспертной оценки, а не только на основе математических данных.

Метод регрессионного анализа имеет следующие преимущества [11]:

  1. Позволяет определить, какие переменные влияют на зависимую переменную и насколько сильно.
  2. Может применяться для прогнозирования будущих результатов на основе прошлых данных.
  3. Позволяет определить наиболее эффективные параметры для достижения определенного результата.
  4. Прост в использовании и понимании, и может применяться без специальных знаний в области статистики.

В зависимости от конкретных задач и доступных данных, каждый из этих методов может быть более или менее подходящим. В некоторых случаях может быть полезно использовать несколько методов одновременно для получения наиболее полной картины и наиболее точных результатов.

Уровень эффективности управления флотом может быть измерен различными показателями, включая уровень безопасности, снижение затрат на обслуживание и ремонт судов, увеличение продолжительности срока службы судов, повышение производительности и эффективности перевозок, сокращение времени простоя судов в портах и т.д. Все эти показатели влияют на общую прибыль компании и ее репутацию на рынке, поэтому эффективное управление флотом является ключевым фактором успеха в морской индустрии.

Например, по данным исследования компании McKinsey, в среднем на судовладельца приходятся расходы на техническое обслуживание и ремонт судна в размере 15-20% от его стоимости. Эффективное управление флотом может снизить эти расходы до 5-7% от стоимости судна. Кроме того, по данным аналитической компании Lloyd's List Intelligence, в 2019 году в мировом флоте было около 53 тыс. судов, которые в среднем имели возраст более 10 лет. Управление такими судами может быть менее эффективным, в связи с возможными проблемами, связанными с техническим состоянием судна.
Также стоит учитывать, что эффективное управление флотом не только позволяет снизить расходы, но и улучшить качество обслуживания судов и повысить их безопасность, что особенно важно в условиях высоких требований международных норм и стандартов. К примеру, компания Maersk в 2017 году заявила о снижении расходов на топливо и повышении безопасности на своих судах благодаря использованию аналитических инструментов и методов машинного обучения в управлении флотом
В заключении статьи можно сделать вывод, что проведенное исследование позволило определить основные методы прогнозирования эффективности управления флотом и проанализировать их преимущества и недостатки. Было установлено, что метод регрессионного анализа является наиболее точным и надежным способом прогнозирования стоимости эксплуатации и ремонта судов, а метод экспертной оценки может быть полезен в условиях неопределенности и недостаточности данных.

Важность проведенных мероприятий заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы организациями, занимающимися морским транспортом, для оптимизации управления флотом и сокращения затрат на ремонт и обслуживание судов. Применение методов прогнозирования позволяет более эффективно использовать ресурсы флота, улучшить качество обслуживания и снизить риски.

Список литературы

  1. Лебедева О. Н. Моделирование процессов управления морским флотом на основе методов системного анализа // Инженерный журнал: наука и инновации, 2021, № 1, с. 63-70.
  2. Jordan M. I., & Mitchell T. M. (2015). Machine Learning: Trends, Perspectives, and Prospects. Science, 349(6245), 255-260.
    Белов В. В. Оценка эффективности управления морским флотом с помощью экспертных методов // Морская техника и технология, 2018, № 4, с. 45-50.
  3. Иванов И. И. Разработка программного обеспечения для прогнозирования эксплуатационных затрат морских судов // Научно-технический вестник морского транспорта, 2020, № 2, с. 12-17.
  4. Степанов А. А. Методы прогнозирования стоимости эксплуатации и ремонта судов", "Морские технологии, 2015, № 3, с. 20-256.
  5. Кузнецова Н. В. Оценка эффективности управления техническим обслуживанием морских судов на основе методов анализа и моделирования // Морские технологии и оборудование, 2017, № 1, с. 56-61.
  6. Григорьев К. А. Прогнозирование технического состояния морских судов на основе методов машинного обучения // Транспорт и техника, 2016, № 2, с. 87-91.
  7. Максимов С. А. Анализ влияния факторов на эффективность управления морским флотом // Транспортная логистика, 2020, № 4, с. 32-37.
  8. Смирнов Д. В. Определение оптимальных параметров технического обслуживания морских судов на основе методов математического моделирования // Морские транспортные системы, 2018, № 2, с. 23-28.
  9. Федорова Е. И. Применение методов системного анализа для оптимизации управления морским флотом // Морская транспортная логистика, 2021, № 2, с. 48-54.
  10. Петров М. В. Прогнозирование затрат на обслуживание морских судов на основе анализа эксплуатационных данных // Морская инфраструктура, 2019, № 2, с. 33-37.

Интересная статья? Поделись ей с другими: