УДК 339.54.012

Формирование системы менеджмента качества на предприятии пищевой промышленности

Соболевская Татьяна Григорьевна – доцент кафедры «Управление бизнесом и сервисные технологии» Российского биотехнологического университета

Давидкевич Дмитрий Леонидович – магистрант Российского биотехнологического университета

Аннотация: В статье рассматривается ситуация по формированию системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Описываются особенности внедрения и актуальность реализации. Перед предприятиями пищевой промышленности в условиях глобализации торговых отношений и усиления конкуренции особенно остро стоят вопросы изучения понятия, структуры системы менеджмента качества, предпосылок и этапов ее формирования, особенностей внедрения на предприятиях пищевой промышленности. Несмотря на то, что тема формирования системы менеджмента качества на предприятии достаточно широко представлена в научной литературе, методические подходы и рекомендации по проектированию СМК на пищевых предприятиях в литературных источниках практически отсутствуют.

Ключевые слова: пищевая промышленность, конкуренция, система менеджмента качества, формирование, внедрение.

Пищевая промышленность – одна из важнейших отраслей экономики страны, один из ее системообразующих элементов. Качество и безопасность продуктов питания имеет жизненно важное значение для укрепления здоровья населения и обеспечения его продовольственного достатка для достижения конечной цели – продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность России составная часть национальной безопасности страны, важнейшая составляющая социально-экономической и демографической политики, необходимое условие повышения продолжительности и поддержания высокого качества жизни населения, сохранения ее государственности и суверенитета [3].
Достаточно сложное положение дел в пищевой промышленности обусловлено продовольственным кризисом, реформой технического регулирования, зависимостью продовольственного обеспечения страны от импорта при недостаточном использовании собственных резервов сельского хозяйства. В сложившейся ситуации вопросы повышения эффективности деятельности предприятий отрасли приобретают особую важность. К тому же, к качеству и безопасности пищевых продуктов предъявляется все больше требований со стороны общества, в котором растет понимание данных вопросов. Таким образом, вопросы внедрения эффективных систем менеджмента качества приобретают особую актуальность. Тем более, что данные системы уже подтвердили свои работоспособность и эффективность на практике. В России пищевые предприятия занимаются внедрением СМК, и с каждым годом таких предприятий становится все больше.
Применение предложенной модели и матрицы в практике деятельности предприятий пищевой промышленности будет способствовать созданию более эффективной в части контроля качества и безопасности пищевой продукции системы. Важным также является, что при последующем формировании системы ХАССП на предприятии работы по данному направлению будут более эффективными и займут меньший интервал времени, так как разработанная в соответствии с предложенной моделью СМК создаст необходимую основу успешному внедрению системы ХАССП[5].
Под системой менеджмента качества понимается совокупность всех бизнес-процессов, которые направлены на последовательное удовлетворение требований потребителей, а также рост их удовлетворенности в целом. Система менеджмента соответствует цели, а вместе с тем и стратегическому направлению организации (ISO 9001:2015). Подчеркивается, что упомянутая система выражается в виде целей и устремлений предприятия, политики, процессов, а также информации и соответствующих ресурсов, которые требуются для ее внедрения и последующего поддержания [1].

Внедрение СМК позволяет пищевым предприятиям оптимизировать и качественно перестроить работу, направив ее в нужное русло. Процессы прослеживаемости позволяют выявлять серьезные отклонения в производственном процессе, минимизируя финансовые затраты фабрик, а механизм предупреждения жалоб позволяет видеть всю обратную связь от конечных потребителей и своевременно производить необходимые корректирующие действия, направленные на улучшение качества выпускаемой продукции. Реализация внедрения данной системы позволяет следовать всем принципам управления качества установленных ISO 9001, где каждый элемент дает выполнить намеченные задачи и добиваться поставленной цели [4].

Что касается самооценки процессов, то она проводится по показателям, закрепленным в стандартах организации на процессы, а также в стандарте «Мониторинг и измерение процессов». Самооценку проводят руководители соответствующих процессов, по результатам которой оформляют отчеты. Данные отчеты проверяются при проведении внутренних аудитов, а также докладываются на совещании «День качества». Необходимо отметить, что проведение совещания «День качества» является важным составляющим элементом оценки функционирования процессов в целом. Согласно руководству по качеству фабрики анализ обеспечения постоянной пригодности, достаточности и результативности проводится на двух уровнях управления: первый уровень – руководители процессов и подразделений и ответственные за качество в структурных подразделениях; второй уровень –совещания, проводимые генеральным директором организации [2].

В непосредственной зависимости от сферы деятельности предприятия и его результатов такая категория, как «качество» обладает своими отличительными особенностями. Так, в рамках реализации пищевого производства, качество продукции обладает рядом специфических качеств, которые обусловлены потребительским назначением продукции, характером применяемого в производстве сырья и материально-технической базы, а кроме того и применяемыми технологиями и инновациями. Довольно низкий уровень качества пищевой продукции способствует росту рисков для жизни и здоровья потребителей продукции и их безопасности, что в результате может привести к потере доверия со стороны потребителей, снижению уровня деловой репутации и авторитета предприятия, снижения доли на отраслевом рынке, всевозможные претензии и исковые заявления. В связи с этим, производители каждого вида продукции, в том числе и пищевой продукции, несут определенную ответственность перед клиентами за качество выпускаемой продукции. Это обуславливается тем аспектом, что обе стороны являются заинтересованными в обеспечении гарантий качества продукции.

В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения понятия, структуры системы менеджмента качества, предпосылок и этапов ее формирования, особенностей внедрения на предприятиях пищевой промышленности. Несмотря на то, что тема формирования системы менеджмента качества на предприятии достаточно широко представлена в научной литературе, методические подходы и рекомендации по проектированию СМК на пищевых предприятиях в литературных источниках практически отсутствуют. Кроме того, они не отражают особенностей реальной практики функционирования российских пищевых предприятий. Ввиду этого рассмотрение вопросов внедрения систем менеджмента качества с учетом особенностей пищевой промышленности, исследование опыта внедрения систем на предприятиях отрасли и разработка общих рекомендаций по формированию систем могут внести определенный вклад в решение данной проблемы.

Список литературы

  1. Аристов О. В. Управление качеством: Учебник / О. В. Аристов. – М. : ИНФРА-М, 2007.
  2. Бакума С. Роль высшего руководства в создании и развитии системы менеджмента качества / С. Бакума, А. Политико // Стандарты и качество. – 2009. – № 4.
  3. Горина Е. А. Формирование системы менеджмента качества на предприятиях: региональный аспект / Е. А. Горина // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 33 (126).
  4. Кантере В. М. Интегрированные системы менеджмента в пищевой промышленности: Монография / В. М. Кантере, В. А. Матисон, Ю. С. Сазонов. – М.: [б. и.], 2008.
  5. Шилов Г. Ю. Разработка системы менеджмента безопасности на предприятии пищевой индустрии / Г. Ю. Шилов, И. Н. Лейнсон // Пищевая промышленность. – 2008. – № 9.

Интересная статья? Поделись ей с другими: