УДК 005.96:007.51

Разработка квалификационных требований для сотрудников с учетом математической модели кадрового баланса в системах организации

Трушин Степан Михайлович – ассистент кафедры Математического обеспечения и стандартизации информационных технологий МИРЭА – Российского технологического университета.

Новичков Дмитрий Евгеньевич – ассистент кафедры Математического обеспечения и стандартизации информационных технологий МИРЭА – Российского технологического университета.

Трушина Ирина Юрьевна – учитель математики Школы №1381 г. Москвы.

Аннотация: Статья описывает процесс создания требований к квалификации сотрудников с учетом действующей национальной системы квалификации, основанной на профессиональных стандартах и квалификациях. Авторы анализируют структуру профессионального стандарта, которая представляет любую деятельность в виде необходимых действий, умений и знаний, используемых в качестве критериев отбора кандидатов для обеспечения точного подбора. Предложенный подход в контексте модели кадрового баланса позволяет определять источники требований к кандидатам, формировать основу для единого информационного пространства и разрабатывать модель, осуществляющую подбор кандидатов в организационной системе с заданной степенью соответствия.

Ключевые слова: организационные системы, квалификация сотрудни- ков, трудовая функция, кадровый баланс.

При решении проблемы баланса кадров в организационных системах (ОС) необходимо учитывать все более важную роль правильной предварительной оценки кандидатов на участие в проектах. В отличие от классических организаций, где структуры менее динамичны и ее существование определяется более широким временным периодом, существование проектных структур жестко ограничено заданными временными рамками, и процесс отбора и собеседования кандидатов занимает значительную часть выделенного времени. Однако можно сократить временные затраты на первичный отбор и собеседование кандидатов, автоматизируя этот процесс.

В статье были проанализированы различные методы определения количественного состава команды участников проекта, необходимого для выполнения задач проекта в зависимости от степени квалификации каждого участника. Рассмотрены методы, такие как нормативный, статистический, графический и др.

В контексте модели кадрового баланса организационных систем наиболее подходящим методом для определения количества сотрудников в штате проекта является нормативный метод. Его использование в сочетании с экспертными знаниями в данной области позволяет сформулировать первоначальные требования к штатному расписанию проекта.

Для гарантированного подбора качественных команд необходимо обеспечить ясное понимание всех возможных трудовых функций и действий между всеми участниками процесса перераспределения человеческих ресурсов, а также гарантировать единообразие методов их проверки. В России проводится систематическая работа в этом направлении, и созданы организации, которые занимаются решением этой проблемы. Одним из результатов этой работы является "Национальная система квалификации" (НСК), структура которой представлена на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Структура Национальной системы квалификаций (НСК).

Содержательная часть Национальной системы квалификаций основана на системе профессиональных стандартов и квалификаций. В настоящее время в РФ система профессиональных стандартов модернизируется и становится обязательной для использования на предприятиях при составлении штатных расписаний. Поэтому этот инструмент может быть использован как базис для создания единого информационного пространства между участниками организационных систем.

Рисунок 2 демонстрирует структуру профессионального стандарта.

2

Рисунок 2. Структура профессионального стандарта.

Таким образом, используя профессиональный стандарт, можно разбить любую деятельность на определенный набор действий, умений и знаний, и использовать их в качестве критериев отбора, чтобы точно подобрать нужного кандидата (см. рисунок 3).

3

Рисунок 3. Формирование критериев выбора на основе профессиональных стандартов.

В течение жизни человек постоянно обучается, приобретает новые умения, знания и опыт, развиваясь в определенной профессиональной области. Как правило, он углубляется в эту область и становится более специализированным, но при этом его базовые знания могут быть применимы и в смежных областях. Однако, в таких случаях, он может работать менее эффективно, так как ему необходимо дополнительно усваивать новые умения.

Предполагая, что некоторые умения или знания могут быть заменены другими с определенной степенью эквивалентности, можно обеспечить подбор кандидатов с нужной степенью соответствия начальным требованиям. Это особенно важно, когда имеется ограниченный выбор доступных ресурсов.

Представленный в данной работе подход к определению квалификационных требований для сотрудников в контексте модели кадрового баланса ОС имеет ряд преимуществ. Он позволяет идентифицировать источники требований к потенциальным кандидатам на участие в проекте, создать основу для формирования единого информационного пространства и разработать модель для подбора кандидатов с определенным уровнем соответствия.

Список литературы

  1. Форсайт инновационной экономики: гармонизация профессиональных и образовательных стандартов : Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 18–19 октября 2017 года / Под науч. ред. Н.В. Фадейкиной, О.В. Глушаковой. – Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2017. – 415 с. – ISBN 978-5-88748-135-7. – EDN UVJMUR.
  2. Минько, Э. В. Качество и востребованность образовательных услуг : Учебное пособие / Э. В. Минько, А. Э. Минько. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 1225 с. – ISBN 978-5-4486-0325-9. – EDN VNYRGL.
  3. Федоров, Н. В. Анализ механизмов влияния теории "морской силы" А.Т. Мэхэна на военно-морскую политику США в конце XIX - начале XX вв / Н. В. Федоров // Казанская наука. – 2010. – № 10. – С. 101-103. – EDN HVWRFV.
  4. Управление параметрами слоя СОТС при торцовом шлифовании хрупких неметаллических материалов / В. В. Глебов, Д. А. Игнатьев, Е. А. Никитина, А. А. Боряев // Казанская наука. – 2010. – № 10. – С. 36-38. – EDN VGOPFF.
  5. Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста : Материалы 2-й Международной конференции, Санкт-Петербург, 20–22 октября 2016 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2016. – 442 с. – ISBN 978-5-00045-395-7. – EDN XVNBZJ.
  6. Садеков, Р. Р. Современные аспекты учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузах МВД России / Р. Р. Садеков, О. Ю. Сенаторова // Университетская клиника. – 2020. – № S. – С. 457. – EDN ZIUMUN.
  7. Организация движения документов в системе электронного документооборота в органах и учреждениях ФСИН России / Т. Е. Смоленцева, А. В. Калач, Д. Г. Зыбин, С. М. Трушин // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : cборник материалов Международной научно-практической конференции, Воронеж, 18–19 мая 2022 года. Том 1. – Иваново: ИПК "ПресСто"; Воронежский институт ФСИН России, 2022. – С. 491-495. – EDN NVZTQY.
  8. Смоленцева, Т. Е. Совершенствование алгоритма управления сортировкой входной документации в системе электронного документооборота / Т. Е. Смоленцева, А. В. Калач, С. М. Трушин // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2022. – № 4. – С. 167-176. – EDN DIKAOV.
  9. Трушин, С. М. Возможно ли заменить известное нам искусство NFT токенами / С. М. Трушин, Д. Е. Новичков, И. В. Кокорева // E-Scio. – 2022. – № 9(72). – С. 58-64. – EDN VOEHQN.
  10. Трушин, С. М. Направления цифровизации офисной деятельности учебного отдела деканата образовательного учреждения / С. М. Трушин, И. И. Фандеев, Т. Е. Карусевич // ИТ-Стандарт. – 2021. – № 1(26). – С. 43-48. – EDN BMVVNF.

Интересная статья? Поделись ей с другими: