УДК 33

Причины успешной экономики Китая

Лю Чжунчао – бакалавр Синьцзянского сельскохозяйственного университета (Китай).

Аннотация: В рамках данной статьи будет проведён анализ как Китай смог перейти от государства с бедной экономикой 1950-х годов к цифрам равным уже двум этим экономикам и всего за 60 лет? Ответ заключается в китайском пятилетнем планировании. Вдохновленный опытом Советского Союза, Китай сосредоточился на тяжелой промышленности и постепенно развивал свою экономику. С каждым последующим пятилетним планом Китай совершенствовал промышленные и обслуживающие мощности страны и проводил последовательную либерализацию экономики.

Ключевые слова: экономика, Китай, развитие, успех.

Фундамент восстановления экономики Китая все еще не прочен, тройное давление сокращения спроса, шока предложения и ослабления ожиданий все еще велико, а внешняя среда нестабильна и неустойчива, что оказывает все более глубокое воздействие на экономику. Судя по цифрам, экономика Китая подверглась испытаниям во время эпидемии и сейчас находится на низшей точке. Китайская экономика сильно пострадала в начале эпидемии, но ее быстро удалось взять под контроль.

 Строгие меры Китая по предотвращению эпидемии сделали цепочку поставок очень стабильной во время эпидемии. В то же время китайское правительство склонило свою деловую и кредитную политику в сторону производственного сектора, заполняя слабые места и недостатки в цепочке в попытке сохранить и улучшить производственные стандарты. Эти причины заставили транснациональные компании принять решение, которое отвечало их интересам, - вернуть заказы в Китай, где работа полностью возобновилась. Другими словами, поскольку возможности Китая в плане поставок на тот момент были гораздо выше, чем за рубежом, экспорт произвел явный эффект замещения. Таким образом, во второй половине 2020 года внешняя торговля Китая перестала падать и пошла вверх, и даже в декабре 2020 года китайский экспорт вырос на 18,1% в годовом исчислении в долларах США, намного превзойдя ожидания. На фоне такого высокого роста внешняя торговля Китая продолжила расти и в 2021 году - экспорт за год составил 21,73 трлн юаней, увеличившись на 21,2%. К этому моменту масштабы торговли Китая росли положительно на протяжении шести кварталов подряд, а его доля в мировой торговле даже достигла исторического максимума [1].

В начале эпидемии китайская экономика столкнулась с редким одновременным замораживанием и "предложения", и "спроса". Со стороны предложения фабрики остановили производство, а товары перестали отгружать; со стороны спроса люди перестали делать покупки, обедать, путешествовать и ходить в кино, не выходя из дома.

Со второго квартала 2020 года до конца 2021 года и "предложение", и "спрос" восстановятся, при этом "спрос" будет восстанавливаться медленнее, а люди по-прежнему будут осторожно потреблять в условиях неопределенности [2]. Что касается предложения, то фабрики полагаются на заказы из-за рубежа, даже больше, чем до эпидемии, производя и экспортируя все - от велосипедов и фитнес-оборудования до электроники.

К 2022 году Китай вновь столкнется с ситуацией, когда и "предложение", и "спрос" окажутся в затруднительном положении. Что касается предложения, то китайские компании жалуются на "сокращение заказов вдвое" и "кошмары в цепочке поставок", поскольку заказы перетекают в другие производственные центры из-за постепенного разблокирования Европы и США, внешний спрос снижается из-за повышения процентных ставок ФРС, а производство и транспорт нарушаются из-за противоэпидемической политики; спрос же страдает. В более прямом смысле, в результате закрытия городов и снижения доходов жители либо сокращают дополнительные расходы, либо оказываются запертыми в своих домах, и им некуда тратить деньги [3].

В частности, приоритет отдается восстановлению и расширению потребления, "укреплению потребительского потенциала, улучшению условий потребления и инновационным сценариям потребления". Это кажется логичным, поскольку стимулирование внутреннего потребления не только повышает спрос, но и может способствовать восстановлению предложения в условиях сокращения зарубежных заказов.

Однако китайский экономист Рен Зепинг предупредил, что на потребление влияют такие факторы, как покупательная способность, готовность тратить и сценарии потребления, и что медленное восстановление потребления в определенной степени сдерживается доходами и занятостью жителей, и что все еще существуют структурные проблемы с текущей занятостью.

Уровень безработицы в городах Китая в ноябре составил 5,7%, продолжая расти по сравнению с октябрем, при этом уровень безработицы среди людей в возрасте 16-24 лет все еще находится в высоких двузначных цифрах. Исходя из этого, Рен Зепинг [4] предложил правительству выпустить потребительские ваучеры, которые помогут разорвать национальный экономический цикл, помочь некоторым людям, оказавшимся в трудной ситуации, преодолеть временные трудности и повысить доверие населения, а источником финансирования могут стать специальные казначейские облигации.

Стоит отметить, что Китай обнародовал "Основные положения стратегического плана по расширению внутреннего спроса (2022-2035 гг.)", заявив, что он должен твердо проводить в жизнь стратегию расширения внутреннего спроса, постоянно высвобождать потенциал внутреннего спроса и в полной мере играть его стимулирующую роль.

У восточного соседа Китая, Японии, был аналогичный план, План удвоения национального дохода с 1961 по 1970 год, который отличался тем, что в нем цель экономического развития была привязана к показателю "национальный доход"; сходство заключалось в том, что удвоение дохода должно было привести к удвоению национального дохода. Сходство заключается в том, что удвоение дохода может значительно высвободить внутренний спрос и привести к резкому экономическому росту. План имел большой успех, поскольку национальный доход Японии на душу населения вырос с 395 долларов США в 1960 году до 1 592 долларов США в 1970 году, обогнав Францию и Германию и выйдя на второе место в мире после США.

По словам Сюй Тяньчэня [5], "на конференции меня поразили две вещи: одержимость идеей увеличения потребления и отступление от подрывного регулирования технологических компаний. Эта позиция в пользу роста, а также отказ от некоторых ранее принятых мер, явно отражает озабоченность китайских лидеров экономическими шрамами, вызванными политикой "обнуления"".

В разделе "расширение внутреннего спроса" в релизе конференции названы только три сектора: "поддержка потребления на улучшение жилищных условий, новые энергетические транспортные средства и услуги для пожилых людей".

Из них новые энергетические транспортные средства являются одним из 10 секторов, выбранных для "Сделано в Китае 2025", в которых наблюдается наиболее значительное развитие - продажи выросли с 12 000 до 3,52 млн единиц за 10 лет благодаря субсидиям и другим средствам. Китай надеется перейти от роли последователя Германии, США и Японии к роли лидера в этих кардинальных изменениях в автомобильной промышленности. По мнению Аруши Котеча, аналитика Economist Intelligence Unit (EIU), электромобили по-прежнему имеют решающее значение для экономического роста, отчасти из-за их значимости и ключевой роли в энергетическом переходе; кроме того, они являются частью экономики с высокой добавленной стоимостью, поскольку включают в себя не только новейшие технологии в области литий-ионных батарей и полупроводников, но и автомобильную Промышленность компонентов для вождения.

За заботой о пожилых людях стоит другая проблема, с которой сталкивается Китай: старение страны, где за три года эпидемии рождаемость снова и снова падает, оказывая огромное давление на поколение "одного ребенка". Традиционно китайские пожилые люди предпочитают стареть дома, в результате чего как учреждения, так и услуги не развиты.

Однако недвижимость имеет гораздо большее значение для экономики Китая, чем первые два показателя. Недвижимость включает в себя строительные материалы, химикаты, сталь и строительную технику, а также бытовую технику, мебель и предметы декора, поэтому она охватывает многие отрасли и стала ключевым фактором внутреннего спроса в Китае. Однако в 2020 году Китай предложил "три красные линии" для финансирования ключевых компаний в сфере недвижимости и ограничения на кредитование недвижимости финансовыми учреждениями. В течение нескольких месяцев более 100 компаний в сфере недвижимости с высокой долей заемных средств объявили дефолт по своим облигациям, разорвали свои капитальные цепочки или даже рухнули, а "гнилые здания" появились в массовом порядке. К 2022 году покупатели сотен объектов недвижимости подписали онлайн-заявление о том, что они больше не будут выплачивать свои кредиты, если работы на "плохих зданиях" не возобновятся.

Список литературы

  1. Аносов Б. А. Активизация потребительского спроса как залог успешного развития экономики КНР //Проблемы прогнозирования. – 2021. – №. 6 (189). – С. 158-167.
  2. Митяков С. Н. Модель мобилизационной экономики //Развитие и безопасность. – 2022. – №. – С. 16-33.
  3. Дорожкина Т. В. и др. Формирование стратегии развития: опыт Китая //Modern Economy Success. – 2019. – №. – С. 75-78.
  4. Трощинский П. В. Цифровая экономика и цифровизация современного Китая //Социально-экономические итоги 13-й пятилетки КНР (2016-2020 гг.) и задачи 14-й пятилетки (2021-2025 гг.). – 2021. – С. 157-167.
  5. Чэнь Х. Сорок лет экономических реформ в Китае: социальные результаты //Социологические исследования. – 2019. – №. 12. – С. 81-90.

Интересная статья? Поделись ей с другими: