УДК 33

Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

Цао Вэнькэ – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье рассматривается роль государства как актора в современной бизнес-среде. Данный аспект представляет интерес для проектирования и разработки моделей взаимоотношений государства и бизнеса в рыночной экономике, ориентированной на устойчивое развитие. Несмотря на законодательные ограничения, при которых государство утратило право заниматься предпринимательской деятельностью, понятие "государственное предпринимальство» может быть определено в контексте участия государства в качестве субъекта предпринимательского права и может быть применено к исследованию экономических процессов. С этой точки зрения интересны взгляды отечественных и зарубежных авторов, которые анализируются в данной работе. Обзор термина "государственное предпринимательство" как экономической категории описан на основе сравнительного анализа теоретических определений.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность государства, государственное предпринимательство.

Предприниматели играют важную роль в социальной и экономической жизни, а предпринимательство является общей характеристикой, необходимой предпринимателям как особой группе для выполнения своей роли в обществе, и является концентрированным выражением их ценностной ориентации, системы знаний, качеств и способностей. После реформ и открытости выросло большое количество смелых и инновационных предпринимателей, которые сформировали команду китайских предпринимателей с отличительными характеристиками времени, национальными особенностями и мировыми стандартами. Поскольку социализм с китайскими особенностями вступает в новую эру, китайским предпринимателям необходимо тесно увязать развитие своих предприятий с процветанием страны, процветанием нации и счастьем народа, взять на себя инициативу, взять на себя ответственность за страну и разделить заботы страны, а также привнести новые оттенки в дух предпринимательства с помощью инноваций и практической работы [1].

Как базовая социально-экономическая организация, предприятие, по сути, является механизмом распределения ресурсов в целях общественного производства. Предприниматель как разработчик деловой активности и дирижер внутреннего распределения ресурсов определяет направление развития и стратегические цели предприятия, а также его операционную эффективность и является решающим фактором его выживания и развития.

Предприниматели играют важную роль в социальной и экономической жизни. Предпринимательство является общей характеристикой, необходимой предпринимателям как особой группе для выполнения своей социальной роли, и представляет собой концентрированное выражение их ценностных ориентаций, системы знаний и качественных способностей. Предприниматели – первопроходцы, внедряющие научно-технические изобретения в новые сферы экономической жизни для повышения материального и культурного уровня жизни общества; предприниматели – новаторы, ведущие предприятия к постоянному осуществлению технологических инноваций и управленческих инноваций для повышения эффективности распределения ресурсов и придания нового импульса общественному производству; предприниматели – поставщики услуг, суть всей работы предпринимателей должна осуществляться вокруг клиентов, а хорошее обслуживание клиентов – основа выживания предприятий [2]. В процессе принятия важных решений и их реализации предприниматель интегрирует внутренние и внешние ресурсы предприятия и объединяет все силы, которые можно объединить для достижения скачкообразного роста предприятия и содействия прогрессу общества; предприниматель – это ученик, В условиях жесткой конкуренции в бизнесе успешные предприниматели ведут все предприятие к непрерывному обучению, полному обучению, командному обучению и обучению на протяжении всей жизни, тем самым способствуя распространению идей, знаний и технологий во всем обществе и ускоряя прогресс всего общества [3].

Предпринимательство имеет отличительные характеристики времени. Со времен реформ и открытости предпринимательство стало важной движущей силой быстрого экономического роста Китая и играло заметную роль в разное время. На раннем этапе реформ и открытости большое количество выдающихся предпринимателей из поселков с большой смелостью и энергией открыли свой бизнес в то время, когда статус рыночной экономики еще не был установлен, а экология бизнеса была еще незрелой, и привнесли новую жизненную силу в экономику. В основе предпринимательского духа этого периода лежал "дух авантюризма", смелость быть первым в мире и полное использование возможностей для бизнеса, возникших в результате дисбаланса рынка при плановой экономической системе на раннем этапе реформ и открытости, что быстро способствовало развитию предприятий и зрелости рынка. По мере того как страна открывалась для внешнего мира, иностранный капитал и технологии, а также передовой опыт управления поступали на китайский рынок, Китай осуществлял перенос глобальных отраслей промышленности, и большое количество государственных служащих и сотрудников учреждений занялись бизнесом. Основой предпринимательского духа в этот период был "дух обучения", изучение передовых международных технологий, идей и менеджмента, что быстро помогло китайской экономике интегрироваться в глобальную промышленную цепочку [4]. В эпоху Интернета быстрое развитие информационной индустрии, представленной интернет-технологиями, глубоко изменило экологию бизнеса в Китае и структуру рыночной конкуренции, что привело к появлению большого числа выдающихся частных предпринимателей. Основным элементом предпринимательского духа этого периода является "дух первопроходца", использование Интернета для быстрого распространения более зрелых бизнес-моделей западного рынка в Китае, от побережья до внутренних районов, от городов до сельской местности, что позволило интернет-индустрии глубоко интегрироваться в китайскую экономику.

По мере того как социализм с китайской спецификой вступает в новую эпоху, основное противоречие в обществе трансформировалось в противоречие между растущей потребностью людей в лучшей жизни и несбалансированным и неадекватным развитием, а Китай все больше приближается к центру мировой сцены и объединяется со всем миром для построения сообщества человеческой судьбы. Китайские предприниматели должны развивать предпринимательский дух, глубоко понимать и правильно воспринимать основные социальные противоречия новой эпохи, сосредоточиться на новых целях, начать новый путь, взять на себя новую миссию и стремиться содействовать развитию экономики Китая и социальному прогрессу в новую эпоху. В частности, предпринимательский дух новой эпохи характеризуется следующими пятью аспектами.

Предпринимательский дух новой эпохи должен быть укоренен в китайской цивилизации. Китайская цивилизация развивалась на протяжении последних 5 000 лет и продемонстрировала свою жизненную силу и человеческую мудрость, которая преодолевает время и пространство, и является единственной цивилизацией в истории человечества, которая не прерывалась. Современная корпоративная культура, зародившаяся на Западе в современную эпоху, может прижиться в Китае и привнести китайскую мудрость и решения человеческих проблем, только если она укоренится в китайской цивилизации и будет интегрирована с традиционной культурой. Концепция традиционной китайской культуры "ценить людей, а не вещи" помогает предпринимателям полностью мобилизовать энтузиазм людей и сформировать гармоничные трудовые отношения; норма традиционной китайской культуры "ценить праведность, а не прибыль" помогает предпринимателям сосредоточиться на морально-этических ограничениях корпоративного поведения в погоне за прибылью и построить здоровые деловые отношения. Традиционная китайская культура "семья, страна и мир" помогает предпринимателям создавать социальную ценность, реализуя местные интересы, и способствовать общему прогрессу всего общества.

Предприниматели должны тесно увязывать развитие своих предприятий с процветанием страны, процветанием нации и счастьем народа, чтобы рост их предприятий имел длительную динамику; преданность – духовная опора предпринимателей в новую эпоху. Честность – основа предпринимателей новой эпохи [5].

Список литературы

  1. Маглинова Т. Г. Успех китайских транснациональных корпораций в современных условиях //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №. 5-2. – С. 136-139.
  2. Василенко Н. В., Люй Я. Особенности развития предпринимательства в Китае //Актуальные проблемы и перспективы развития экономики. – 2019. – С. 14-16.
  3. Сун Я., Мурашова Е. В. Молодежное предпринимательство в Китае в условиях цифровизации экономики: основные детерминанты //Цифровизация–драйвер экономического роста в постпандемический период. – 2021. – С. 74-79.
  4. Климчук С. В. Эффективная модель управления предпринимательством в условиях трансформации экономики //Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. – №. 2. – С. 125-130.
  5. Погорелая С. С. Влияние пандемии на состояние экономики в России и Китае //Глобальные социальные процессы 3.0: социальное управление и экономическое развитие в цифровом обществе. – 2022. – С. 88-94.

Интересная статья? Поделись ей с другими: