УДК 005

Современная система управления бизнесом, основанная на коммуникационных технологиях

Лю Хунлинь – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с внедрением ИКТ в системы управления. Показано, что ИКТ играют ключевую роль в повышении эффективности управления бизнесом. Менеджеры, отвечающие за деятельность всей организации, должны иметь более широкое представление о перспективах и проблемах внедрения ИКТ в различных сферах бизнеса и уметь управлять долгосрочной эволюцией систем ИКТ на предприятии. Использование информационных систем для заказа товаров и услуг было рассмотрено на основе статистических данных по Российской Федерации. Был сделан вывод, что внедрение информационно-коммуникационных систем позволяет контролировать всю деятельность предприятия и получать все бухгалтерские и финансовые отчеты с приемлемой скоростью и надежностью.

Ключевые слова: информация, информационно-коммуникационные системы, управление, компания, информационные технологии, коммуникационные технологии.

 Новые тенденции в развитии информационных систем включают в себя появление мобильных цифровых платформ, больших данных и облачных вычислений [1].

Информационные системы сегодня являются основой для ведения бизнеса. Без повсеместного применения информационных технологий компаниям многих отраслей было бы трудно выжить и получить возможность достичь своих стратегических бизнес-целей. В настоящее время компании используют информационные системы для достижения шести ключевых целей: операционное совершенство, новые продукты, услуги и бизнес-модели, прочные отношения с клиентами и поставщиками, улучшение процесса принятия решений, конкурентное преимущество и устойчивость [2].

С точки зрения бизнеса, информационная система является решением проблемы или задачи, стоящей перед компанией, и содержит элементы трех измерений: управление, технология и организация. Управленческий элемент информационной системы определяет такие темы, как лидерство, стратегия и поведение руководства; технический элемент информационной системы включает компьютерное оборудование, программное обеспечение, технологию управления данными и сетевые/коммуникационные технологии; организационный элемент информационной системы определяет такие темы, как организационная иерархия, разделение функций, бизнес-процессы, культура и политические группы интересов [3].

Для того чтобы извлечь значимую ценность из информационных систем, организации должны инвестировать в соответствующие организационные и управленческие дополнительные активы наряду с технологией. Эти дополнительные активы включают новые бизнес-модели и бизнес-процессы, организационную культуру и поведение руководства, соответствующие технологические стандарты, правила и законы и т.д. Предприятия вряд ли добьются высоких доходов при инвестировании в новые информационные технологии, если не будут проведены соответствующие управленческие и организационные изменения для поддержки изменений в технологии.

Бизнес-процесс – это совокупность логически связанных действий, которые четко показывают, как выполняются конкретные корпоративные задачи, а также представляют собой уникальный способ, с помощью которого организация координирует задачи, информацию и знания. Менеджеры должны уделять особое внимание бизнес-процессам, поскольку они определяют, насколько хорошо выполняются операции организации, и могут быть источником стратегического преимущества для бизнеса. Каждая из основных функциональных областей бизнеса имеет определенный бизнес-процесс, который ей соответствует, но гораздо больше бизнес-процессов являются межфункциональными. Информационные системы могут автоматизировать некоторые из этих бизнес-процессов и помочь компаниям перепроектировать и рационализировать их [4].

Корпоративные приложения используются для координации многочисленных корпоративных функций и бизнес-процессов. Корпоративные системы объединяют важные внутренние бизнес-процессы компании в единую программную систему для улучшения организационной координации и принятия решений. Системы управления цепочками поставок (SCM) помогают компаниям наладить отношения с поставщиками и оптимизировать такие операции, как планирование, закупки, производство и распределение продукции и услуг. Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) помогают компаниям координировать бизнес-процессы, связанные с клиентами. Системы управления знаниями позволяют компаниям оптимизировать процесс создания, обмена и распространения знаний. Интранеты и экстранеты – это частные корпоративные сети, основанные на интернет-технологиях, которые помогают компаниям объединять информацию из различных систем. Экстрасети позволяют частным корпоративным сетям иметь частичный доступ к внешнему миру.

Отдел информационных систем – это формальное организационное подразделение предприятия, отвечающее за услуги информационных технологий, и его роль заключается в поддержании информационной инфраструктуры, такой как аппаратное и программное обеспечение, хранение данных и сети. Отдел информационных систем состоит из профессионалов, таких как программисты, системные аналитики, владельцы проектов и менеджеры информационных систем, и обычно возглавляется CIO, руководителем информационного отдела.

Все современные организации иерархичны, специализированы и справедливы, используют четкие нормы работы для достижения максимальной эффективности. Все организации имеют свою собственную культуру и политику, формируемую различными группами интересов, а также подвержены влиянию окружающей среды. У разных организаций разные цели, группы обслуживания, социальные роли, стили руководства, стимулы, типы задач и организационные структуры. Эти характеристики помогают понять различия в применении информационных систем в организациях. Информационные системы и организации взаимозависимы и влияют друг на друга [5].

Внедрение новой информационной системы влияет на структуру организации, ее цели, дизайн работы, ценности, конкуренцию между заинтересованными группами, стили принятия решений и повседневное поведение. В то же время информационные системы должны быть разработаны для обслуживания важных организационных групп, и на них влияют организационная структура, бизнес-процессы, цели, культура, политика и менеджмент. Информационные технологии могут сократить транзакционные и агентские издержки, и величина сокращения издержек возрастает с использованием Интернета. Новые системы могут нарушить властные отношения существующих рабочих моделей, поэтому существует сильное сопротивление их внедрению.

В модели конкурентоспособности Портера стратегическое позиционирование и бизнес-стратегия компании определяются ее конкурентными отношениями с традиционными прямыми конкурентами, но на них также сильно влияют новые участники рынка, заменители, поставщики и клиенты. Информационные системы могут помочь компаниям в реализации таких конкурентных стратегий, как низкие затраты, дифференциация продукции и услуг, концентрация на сегментах рынка, укрепление отношений с клиентами и поставщиками и повышение барьеров для входа на рынок с помощью операционного совершенства.

Модель цепочки создания стоимости выделяет те виды деятельности компании, в которых конкурентные стратегии и информационные системы оказывают наибольшее влияние. Модель рассматривает бизнес как комбинацию основных и вспомогательных видов деятельности, которые добавляют ценность продуктам и услугам фирмы. Основная деятельность – это деятельность, непосредственно связанная с производством и распределением, а вспомогательная деятельность – это деятельность, которая дополняет основную деятельность при ее завершении. Цепочка создания стоимости компании может быть связана с цепочкой создания стоимости ее поставщиков, дистрибьюторов и клиентов, что позволяет компании и ее партнерам по созданию стоимости работать более эффективно, повышая тем самым конкурентоспособность на отраслевом уровне.

Список литературы

  1. Акимов А. А., Тихонов А. И. Цифровая трансформация: основные тенденции и влияние на систему управления персоналом предприятия //Вестник Академии знаний. – 2020. – №. 3 (38). – С. 36-43.
  2. Половченко М. А., Клещёва Ю. С., Ахмедова М. Р. Современные информационные технологии в управлении бизнесом. – 2021.
  3. Сергиевич Т. В. Трансформация бизнес-моделей в легкой промышленности в контексте роботизации //Экономическая наука сегодня. – 2020. – №. 12. – С. 73-81.
  4. Воронцовский А. В. Цифровизация экономики и ее влияние на экономическое развитие и общественное благосостояние //Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2020. – Т. 36. – №. 2. – С. 189-216.
  5. Жаринов И. О. Смарт-контракты в управлении логистикой бизнес-систем индустрии 4.0 //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2021. – №. 4 (212). – С. 102-108.

Интересная статья? Поделись ей с другими: