УДК 159.9

Саморегуляция в подростковом возрасте

Мишукова Татьяна Михайловна – студент кафедры Психологии Алтайского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается саморегуляция детей подросткового возраста, в том числе, в условиях нестабильных социально-экономических условий. Приводятся примеры подходов различных исследователей и производится их анализ.

Ключевые слова: подростки, саморегуляция.

В настоящее время наблюдаются довольно нестабильные социально-экономические условия жизнедеятельности человека, которые сопровождаются достаточно высоким ритмом жизни, а также высокой уплотненностью городов. Как следствие, это подвергает современную личность довольно сильным информационным и эмоциональным нагрузкам. В свою очередь, упомянутые нагрузки сопровождается высоким ростом тревожности и негативных психических состояний человека. В результате, довольно сильно обостряется и возрастает проблема формирования и последующего совершенствования имеющихся способностей человека к управлению над собственными ресурсами, регуляции собственных состояний, а также определению равновесия между внешним и внутренним состоянием и формами проявляемого поведения. В особенности это затрагивает детей подросткового возраста. Это обуславливается тем, что подростки обладают отличительными возрастными особенностями, среди которых особенно выделяют повышенную возбудимость, чрезмерную импульсивность, неуравновешенность, а также частое совершение абсолютно необдуманных действий и поступков. Следовательно, существует острая потребность организационной целенаправленной психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование саморегуляции детей подросткового возраста. Это обуславливается тем, что умение современного человека управлять собственным состоянием и поведением в различных происходящих ситуациях считается одним из наиболее значимых показателей зрелости личности, от чего в большинстве своем зависит его дальнейшая успешность в рамках всего процесса жизнедеятельности. 

В российской психологии представления о саморегуляции личности складывались поэтапно. Изначально исследователи выражали идею о единстве сознания и деятельности. Под упомянутой идеей они понимали, что человек выступает в качестве субъекта, а значит, он может реализовываться исключительно в разных видах существующих активностей, в то время как процесс познания окружающего его мира поддавался регулированию только на уровне сознания.

В качестве следствия активного и бурного обсуждения вышеуказанной идеи, во второй половине прошлого столетия были выделены способы моделирования действительности. К данным способам относятся: активности; регуляция данной активности на каждом уровне организации человеческой психики.

В научной школе О.А. Конопкина более полно описана и представлена структурно-функциональная модель осознанной регуляции. На основе указанной модели в дальнейшем была сформирована концепция осознанного саморегулирования произвольной активности индивида при условии достижения им всех поставленных целей в разных видах реализуемой деятельности. Исследователь В.И. Моросанова выделила особую гипотезу. Так исследователь предположила, что личностные отличительные особенности воздействуют на деятельность человека при помощи сформировавшихся индивидуальных способов саморегуляции активности.

По мнению таких исследователей, как Моросанова В.И., Конопкин О.А. и Осницкий А.К. под саморегуляцией следует понимать соответствующие процессы инициации и выдвижения субъектом целей активности, а вместе с тем управление над достижением поставленных целей. Стоит отметить, что упомянутыми исследователями процессы саморегуляции рассматриваются в качестве внутренней целенаправленной активности индивида, которая в свою очередь реализуется посредством системного участия самых разнообразных процессов, а также явлений и уровней человеческой психики.

Исследования в области саморегуляции личности посредством использования деятельностного подхода осуществлялись следующими учеными: М.И. Бобневой, Г.В. Суходольским, Е.В. Шороховой, В.А. Ядовым и многими другими. Упомянутые исследователи отмечали, что, прежде всего, саморегуляция является системно-организованным процессом внутренней психической активности современного человека по инициации, формированию, а также поддержке и управлению самыми разнообразными видами деятельности, которые в свою очередь способствуют достижению поставленных целей.

Исследователь Г.С. Никифоров отмечал, что под саморегуляцией следует понимать сознательные действия и воздействия отдельного индивида на наиболее присущие ему психические явления, процессы, свойства, привычные состояния, реализуемые виды деятельности, а также и собственное поведение для обеспечения поддержки, сохранения или изменения характера их непосредственного протекания.

По мнению исследователя В.П. Бояринцева, саморегуляция представляет собой механизм по обеспечению внутренней активности современного человека довольно разнообразными психическими средствами. В рамках данных средств активность и саморегуляция являются взаимодополняющими сторонами. Так, активность выражает собой изменчивость и движение, в то время как саморегуляция способствует стабильность данной активности.

В рамках реципрокного детерминизма социально-когнитивной теории исследователем А. Бандурой довольно углубленно изучался вопрос личностной саморегуляции, выступающей в качестве самостоятельной единицы психической активности современного индивида. По мнению упомянутого исследователя, существует несколько соответствующих групп взаимно воздействующих факторов саморегуляции. Среди данных групп выделяют внешние и внутренние. Благодаря упомянутым группам, человек обладает уникальной возможностью оказывать воздействие на внешние факторы для того, чтобы максимально отслеживать свое поведение и проводить оценку его, как в свете близких целей, так и в свете довольно отдаленных целей. При этом под внешними факторами саморегуляции исследователь выделяет определенные стандарты, посредством которых человек проводит оценку собственного поведения.

Исследователь А.К. Осницкий предложил довольно интересную модель регуляторного опыта человека. В рамках данной модели принимается во внимание значимость осмысления знаний о возможностях саморегуляции, как средства для самоуправления над собственными стратегиями жизнедеятельности, а вместе с тем и решения всех поставленных им задач. Под рассматриваемой моделью понимается соответствующая структурированная система знаний, умений и переживаний, которые оказывают непосредственное воздействие на благоприятную успешность регуляции деятельности человека и его поведение. К числу основных компонентов упомянутой выше модели относится опыт рефлексии, накопленный ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, а также имеющийся операциональный опыт и опыт сотрудничества. Основные части, которые составляют саморегуляцию в целом, представлялись исследователем в качестве целей, освоенных человеком умений, образов управляющих им воздействий, а также довольно привычных оценок переживания достигаемого успеха и ошибочности совершаемых действий.

Следовательно, в специализированной современной литературе, исследуемое понятие саморегуляции изобилует многозначностью и довольно большим количеством разнообразных трактовок. Как показывает практика, саморегуляция представляет собой процесс, который способствует обеспечению стабильности и устойчивости системы, ее относительное равновесие, а вместе с тем и целенаправленное изменение современным человеком механизмов довольно разнообразных психофизиологических функций, которые затрагивают вопросы формирования особенных средств контроля за деятельностью.

Стоит отметить, что особое внимание вопросу о проблемах формирования и последующему развитию саморегуляции у детей подросткового возраста, уделялось со стороны таких исследователей, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Представленными исследователями подробно раскрывалась сущность, природа, а также и роль сознательной активности человека в саморегулируемой деятельности.

Такими исследователями, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев изучалась и решалась проблема, затрагивающая динамику активности личности. При этом исследователями К.С. Лебединской, В.В. Лебединским, М.Г. Яновской выдвигалась такая теория, которая подробно раскрывает довольно сложную систему эмоциональной регуляции. Именно упомянутая система заложена в основе деятельности детей подросткового возраста. В большинстве своем, эффективность образовательного процесса обеспечивается посредством такой позиции, как позиция принакомпления субъективного опыта. Сюда входит передача инициативы индивидуальных образовательных маршрутов, в построении образовательных знаний, что было бы совершенно невозможным без применения структурированной системы саморегуляции. Отдельно выделим таких исследователей, как Бондаревская Е.В, Сельков В.В., Якиманская И.С. Стоит отметить, что процесс формирования личности детей подросткового возраста проявляется в «повышении роли внутренних факторов, а также и в совершенствовании отдельных механизмов саморегуляции». В период полового созревания наблюдаются довольно динамичные прогрессивные изменения структурных элементов индивидуальной саморегуляции личности, а вместе с тем внутренняя активность, осмысленные ценности размышления. Она обеспечивает сдвиг внутрь регуляции подростковым возрастом. В связи с этим исследуемый возраст представляется возможным рассматривать как эволюционно-чувствительный, формирующий общую направленность нравственных мыслей и установок, обеспечивающий формирование нравственных действий, социальное развитие подростков, что в результате способствует их благоприятному развитию и становлению как личности. Подчеркивается, что развитие личностной саморегуляции никаким образом не ограничивается юношеским возрастом, и в систему регуляции слабо интегрированы следующие элементы: уверенность в себе, самоориентация, ценности, структурные элементы индивидуальной саморегуляции напрямую отражают последующие возможности развития исследуемой функции в период подросткового возраста человека.

Становление личностной саморегуляции обладает соответствующим процессуальным характером. При этом динамика развития ее показателей напрямую демонстрирует связь с существующими этапами подросткового возраста. Стоит отметить, что личностная саморегуляция включает в себя ряд основных показателей активности. К данным показателям относятся следующие: открытость детей подросткового возраста во взаимодействии с самим собой, а также стимулирование социального ободрения в рамках регуляции поведения. Подчеркивается, что при этом у некоторой части детей подросткового возраста явно доминирует ориентация на себя. Однако дети подросткового возраста полностью не ощущают себя уверенными, самостоятельными и волевыми. Кроме того, подростки еще находятся в таком возрасте, в котором они не способны реализовывать саморуководство и саморегуляцию в полном и необходимом объеме, посскольку в большинстве своём они прибывают в зависимости от средовых влияний. Невзирая на хорошо развитые основные ценности и рефлексию, у детей подросткового возраста преимущественно преобладают внешние регуляторы поведения. Стоит отметить, что в нравственных представлениях детей подросткового возраста существует определенная зависимость от взрослых людей, а ответственность в качестве смыслообразующей ценности в исследуемом возрасте еще не выступает, однако она уже включена в структуру регуляции.

В завершении следует отметить, что согласно различным теориям и учениям, в ядро саморегуляции, выступающей в качестве значимой личностной категории, включается оптимизация внутренних психологических ресурсов человека, которая в свою очередь компенсирует недостатки самоконтроля и обеспечивает регулирование индивидуального состояния по причине решения некоторых текущих и оперативных задач. При этом феномен саморегуляции можно рассматривать в качестве внутреннего механизма активации субъектности человека. Научение регулировать собственное состояние, а также управлять собственным поведением в довольно разнообразных ситуациях является значимой и своевременной задачей подросткового возраста. Именно от этого в большинстве своем зависит успешность индивида в процессе жизнедеятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время, вопрос саморегулияции у подростков следует рассматривать как наиболее актуальный.

Список литературы

  1. Антилогова Л.Н. Саморегуляция психических состояний личности в подростковый период // Журнал Вестник Омского университета, Серия: Психология – 2017. №3
  2. Василенко В.Е, Лебедева А.А. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: Гендерный и возрастной аспекты [Текст] // Конференция Горизонты зрелости – 2015.
  3. Додова Л.М. Саморегуляции поведения подростков как актуальное направление исследований в педагогической психологии // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванникова – М., 2006. – 208с.
  4. Косаревская Т.Е, Бекренева Ю.В. Личностные ресурсы саморегуляции поведения [Текст] // Материалы XXII научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов в 2 томах 2017.
  5. Кузнецова Е.В. Проблема саморегуляции индивидуального стиля поведения [Текст] / Е.В. Кузнецова // Журнал Социальная политика и социология – 2011 - №7(73).
  6. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. [Текст] М.: «ИП РАН», 2007.
  7. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности – М., 1987. – 303 с.
  8. Строева И.А., Строй Г.И. Изучении формирования Я-образа в подростковом возрасте [Текст] //Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянова. 2017.
  9. Юрченко О.В. История развития методов саморегуляции поведения [Текст] // ст сб. Материалы VII международной научнопрактической конференции. н.-и. ц. «Академический». 2015.

Интересная статья? Поделись ей с другими: