УДК 34

Источники европейского законодательства о высшем образовании

Киселев Игорь Васильевич – магистр по специальности «Мировая экономика» Российского государственного социального университета.

Аннотация: Источники европейского законодательства о высшем образовании подразделялись на две группы. К первой группе относятся нормативные правовые акты, утверждённые публичными органами власти. Данные нормативные правовые акты принимались представителями духовной и светской властей - уполномоченным должностным лицом (алькальдом, графом, епископом, императором, королём папой римским и др.). Ко второй группе относятся нормативные правовые акты университетов.

Ключевые слова: высшее образование, Европа, университет.

С V по IX вв. в Европе существовали церковные и монастырские школы, которые обучали, прежде всего, священнослужителей и монахов. Специальных учебных заведения для остальных категорий людей не существовало. В XI – XII вв. создание европейских вузов определялось объективной потребностью в проведении научных исследований, а существовавшие на тот момент церковные школы по своей структуре и внутренней организации, а также содержанию образования не позволяли перейти на качественно новый уровень развития образовательного процесса.

Источники европейского законодательства о высшем образовании возможно разделить на две группы. К первой группе относятся нормативные правовые акты, утверждённые публичными органами власти. Данные нормативные правовые акты принимались представителями духовной и светской властей - уполномоченным должностным лицом (алькальдом, графом, епископом, императором, королём папой римским и др.). Буллы являлись учредительными нормативными правовыми актами университетов, которые утверждались папой римским либо местным епископом. Они содержали декларативные и дефинитивные нормы, которые фактически не регулировали общественные отношения, а лишь провозглашали создание университетов. Грамоты – являлись также учредительными нормативными правовыми актами, которые содержали регулятивные и охранительные нормы и подписывались представителями светской власти. В отличии от булл, в грамотах закреплялись полномочия, гарантии деятельности университетов, порядок взаимоотношения с публичными властями и др.

Декреталы и бреве являлись регулятивным источником, в котором содержались императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы. Они регулировали правовой статус участников общественных отношения в сфере образования. Рескрипты и энциклики являлись специальными, персонифицированными правовыми актами, которые регулировали различные вопросы образовательного процесса. Энциклики были адресованы только физическим лицам, имевшим духовный сан. Решения являлись индивидуальными актами университетского суда (судьи), в которых выражалось властное суждение по поводу разрешения материальных и процессуальных вопросов в ходе судопроизводства. Эдиктами являлись нормативные правовые акты, которые вводили в действие нормы декреталов.

Ко второй группе относятся нормативные правовые акты университетов. Статуты – локальные нормативные правовые акты вуза, которые регулировали организацию процесса обучения и иные общественные отношения, связанные с учебным процессом. Университетские статуты были 2 видов: собственно, университетский и факультетский. Последние регулировали деятельность только факультета. Деканы подписывали постановления, разъяснявшие отдельные положения статутов. Иными формами локальных правовых актов являлись доклады, протоколы, решения и уведомления. Их главная функция заключалась в урегулировании различных споров и разрешении организационных вопросов. Ввиду особого правового положения университетов, юридическая сила нормативных правовых актов второй группы не уступала первой. Статуты имели силу феодальных законов, и не раз вступали с ними в противоречия, а постановления факультетов, с санкции епископа, могли быть приняты в противоречие местным законам.

Специализированных нормативных правовых актов, закрепляющих полномочия публичной власти в сфере высшего образования, не существовало. Вместе с тем, духовная и светская власти обладали полномочиями по регулированию образовательного процесса. По отношению к университетам светская власть в лице папы римского, местных епископов, а также других представителей духовенства и светской власти – короля (императора), местных феодалов и городских чиновников обладала следующими полномочиями:

- учредительные. Церковная власть являлась основателем европейских университетов в период с X по XIV вв. папа римский, а также местные епископы представляли университетам своеобразное легальное разрешение на осуществление образовательной деятельности на определённой территории. Декртеал Папы Римского Александра III от 1170 г. провозгласил свободу открытия вузов и ограничение влияния местных епископов, канонников и кафедральных капитулов на деятельность вузов [14, c. 100-104]. В 1303 г. Папа Римский Бонифаций XIII утвердил Буллу для университета Авиньона и Воклюза [14, c. 600-606]. К 1260 г. к Парижскому университету относилось 40 папских булл. Однако, в Англии король мог ходатайствовать на издание буллы, а папа римский её издавал (1317 г., Булла Иоанна XXII в отношении Кембреджского университета) [12, c. 348-356, 702-708]. В Италии король мог самостоятельно учреждать с помощью грамот университеты (например, Ареццо – 1215 г., в том числе для областей Павия и Лукка 1360 г.) [9, c. 56-64]. Начиная с XIV в. власть единой католической церкви в качестве учредительной инстанции европейских вузов стала ослабевать. В XIV в. на итальянских, немецких, нидерландских, фламандских, французских и швейцарских землях одиннадцать университетов были учреждены буллами духовных властей, остальные учреждались грамотами королей (императоров) либо феодалами (Фрайбургкий, Лувенбургский, Тюбингенский университеты) [3, c. 48-62]. В 1527 г. ландграф Гессена Филип Великодушный самостоятельно учредил Маргбургский университет без одобрения на то местных церковных властей. В дальнейшем немецкие университеты уже учреждались без участия духовенства [1, c. 61-62].

- административные. Согласно декреталам епископатов Болоньи, Мадрида, Парижа, Тулузы и др. епископы имели право разрешать споры между городскими властями, а также феодалами с одной стороны и университетами с другой [2, c. 42-46]. Духовная власть способствовала разрешению вопросов относительно платности университетского образования. Первым нормативным правовым актом, который регулировал этот вопрос, являлась Булла Authentica Habita от 1158 г [11, c. 577-606]. Если студент, его родственники и любые физические лица, кто имел возможность внести деньги на содержание, имели менее 30 грошей прожиточного ценза, то студент поступал на финансовое обеспечение местной церкви. В соответствии с Буллой Папы Римского Александра III от 1179 г. образование – есть дар божий, который не может быть предметом торга [4, c. 90]. В статуте Падуанского университета от 1394 г. были предусмотрены нормы, в соответствии с которыми дети преподавателей, имеющих академические степени докторов наук имели право на бесплатное поступление в колледж юристов. Согласно Булле Authentica Habita от 1158 г. студенты Болонского университета освобождались от уплаты налогов и юрисдикции городских судов. В бреве Папы Римского Гонория III от 1219 г. Парижскому университету предписывалось, что школяр, получивший лиценцию мог свободно заниматься на факультете и осуществлять научные исследования [5, c. 34]. Немецкий король Венцель IV в 1392 г. в Праге провозгласил изъятие университетских споров от всякого светского суда. В свою очередь в 1397 г. Папа Римский Бонифаций IX провозгласил аналогичное изъятие от духовного суда [10, c. 104-108]. В соответствии с Грамотой Короля Филиппа II от 1200 г. Парижскому университету предписывалась обязанность «борьбы со всеми проявлениями идейной оппозиции феодальному строю», опираясь на нормы римского права, доказывать «юстиниановскую непогрешимость» короля и феодалов [14, c. 156-170]. Согласно Грамотам Короля Альфонса VIII около 1208-1212 гг. об учреждении университета в Паленсии [13, c. 60-66] и об учреждении университета в Вальядолиде в 1241 г. короли обращались к папе римскому об использовании четверти церковного имущества на нужды профессоров, трети церковного имущества на содержание духовенства и остальное церковное имущество на содержание бедных [8, c. 63].

- академические. Влияние власти церкви на академическую деятельность заключалось в установлении запретов на преподавание отдельных положений. Например, в соответствии с Постановлением Парижского церковного собора от 1210 г. «Об осуждении амальрикан и запрещении изучения трудов Давида Динэ» [6, c. 32-34] и Постановлением папского легата Робера де Курсона от 1215 г. «О студентах и магистрах парижских школ» [7, c. 34-36] налагался запрет на изучение трудов Амори, Аристотеля, Д. Динэ, и лишении академических и духовных званий ряда магистров (Бернард, Гильом, Корбелья, Стефан и др.), определялся порядок изъятия соответствующей литературы из университета, а также последствия чтения и изучения данных источников «после этого каждый, у кого будут обнаружены эти книги, будет считаться еретиком» [14, c. 78-79]. Вместе с тем, духовная власть предоставляла привилегии академическому сообществу. Например, в 1220 г. Папа Римский Гонорий III предоставил Декретал медикам, в целях занятия медициной в Монпелье [14, c. 186-187]. В соответствии с Декреталом церковного собора от 1312 г. в университетах Болоньи, Оксфорда, Парижа и Саламанки Папа Римский Климент V распорядился учредить кафедры арабского, арамейского, греческого и еврейского языков, с обязательным переводом всей поступающей литературы в указанные университеты на латинский язык [14, c. 50-52]. В 1349 г. Папа Римский Климент VI издал Буллу о предоставлении права местному епископу производить в степень лиценсиата для флорентийского университета [14, c. 172-174]. В Германии императоры иногда предоставляли дворцовым графам право выдачи лиценции в университетах. Фридрих III в итальянских университетах возводил в степень доктора собственными распоряжениями.

Таким образом, источники европейского законодательства о высшем образовании подразделялись на две группы. К первой группе относятся нормативные правовые акты, утверждённые публичными органами власти. Данные нормативные правовые акты принимались представителями духовной и светской властей - уполномоченным должностным лицом (алькальдом, графом, епископом, императором, королём папой римским и др.). Ко второй группе относятся нормативные правовые акты университетов. Статуты – локальные нормативные правовые акты вуза, которые регулировали организацию процесса обучения и иные общественные отношения, связанные с учебным процессом. Иными формами локальных правовых актов являлись доклады, протоколы, решения и уведомления. Специализированных нормативных правовых актов, закрепляющих полномочия публичной власти в сфере высшего образования не существовало.

Список литературы

  1. Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половины XIX века. – М.: Знак, 2005. С. 61-62.
  2. Вормс А. Болонский университет и римское право в средние века// Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей. Под ред. Виноградова П. Г. СПб, 1913. С. 42-46.
  3. Игнатович В. Немецкие университеты в развитии их исторической и современной жизни. ЖМНП, X, 1862, I, IV, V, VI, 1863. С 48-62.
  4. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. А. М. Руткевич, перевод, 2003. Издательство С.-Петербургского университета, 2003. С. 90.
  5. Суворов Н.С. Средневековые университеты. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – С. 60.
  6. Постановлением Парижского церковного собора от 1210 г.«Об осуждении амальрикан и запрещении изучения трудов Давида Динэ» // Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Пер. с лат. Г.И. Липатниковой. Воронеж, 1973. С. 32-34.
  7. Постановление папского легата Робера де Курсон о студентах и магистрах парижских школ от 1215 г. // Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Пер. с лат. Г.И. Липатниковой. Воронеж, 1973. С. 34-36.
  8. De Ridder-Symoens H. A History of the University in Europe: Volume I, Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press. 2003. P. 63.
  9. Fabbrini F. Statuti dell’Università medievale di Arezzo (1255), Università degli Studi di Siena, 1990. Р. 56 – 64.
  10. Feingold M., Navarro V. Universities and science in the early modern period. Springer. Madrid. 2006. 104-108.
  11. Frederick Barbarossa and the Schools of Bologna: Some Remarks on the «Authentica Kabila» H. Koeppler. The English Historical Review, Volume LIV, Issue CCXVI, 1 October 1939, P. 577–606.
  12. Loukaki M. Université. Domaine byzantin in: Dictionnaire encyclopédique du Moyen Âge, Vol. 2, Éditions du Cerf, Paris, 1997. P. 348-356, 702-708.
  13. Ortiz C. El clero en la historia de Palencia y la universidad palentina. Tipo Lit. de Alonso y Z. Menéndez. Madrid. 1881. P. 60-66.
  14. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889.

Интересная статья? Поделись ей с другими: