УДК 433

Формирование имиджа губернаторской власти в информационном пространстве1

Шушкова Маргарита Евгеньевна – кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного центра «Новая Россия. История постсоветской России» Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: В статье представлен анализ формирования имиджа глав субъектов Российской Федерации на современном этапе. В ходе анализа показана динамика в развитии института губернаторской власти в России, взаимосвязь между федеральным и региональным уровнями. Полученные результаты показали необходимость использования интернет-пространства для выстраивания взаимоотношений между обществом и властью. На примере анализа деятельности руководителя Иркутской области, который является представителем губернаторской власти «новой волны», были сделаны выводы о взаимосвязи между рейтинговыми показателями качества работы глав регионов, их имиджем и использованием различных информационных ресурсов.

Ключевые слова: губернатор, регион, информационное пространство, имидж, социальные сети.

В современных условиях экспонентного возрастания роли информационных технологий приобретает особую актуальность проблема их применения для решения управленческих задач государства как на федеральном, так и на региональном уровнях. В числе этих технологий ведущую роль играет Интернет, который опередил по степени коммуникативных возможностей взаимодействия общества с властью телевидение, средства массовой информации, институт выборов и т.д. и приобрел многофункциональность через интернет-порталы, создаваемые различными властными структурами.

В последние годы в рамках интернет-технологий особое значение придается формированию конструктивного образа представителей властных структур. С помощью имиджевых технологий создаются образы политиков, решаются задачи агитации электората на выборах разного уровня, выявляются слабые и сильные стороны деятельности институтов власти и ее представителей.

Изучению имиджа как социального, политического и исторического явления посвящены работы В.П. Джиоевой, Т.Ю. Тамерьян, М.А. Дмитриевой, Каминченко Д.И. и др.

Одним из важнейших институтов власти в современной России выступает институт губернаторов, который стал складываться в 1991-1995 гг. в форме назначений Президентом РФ или прямых выборов (с 2012 г.) в регионе. История существования института губернаторства в современной России показывает, что конструктивный имидж губернатора для федеральной власти и населения региона его пребывания несколько отличаются. Федеральная власть предпочитает видеть губернатора принадлежащим к «партии власти», динамично реагирующим на решения Центра. Население региона судит о деятельности своего губернатора, в первую очередь, по той оперативности, с которой он реагирует на жалобы и предложения со стороны населения. Возвращенный в 2012 г. порядок прямых выборов губернаторов активизировал их деятельность в информационном пространстве, способствовал их заинтересованности в публичности своего поведения и продвижению среди населения своего имиджа.

В качестве объекта исследования рассмотрим политический имидж губернатора Иркутской области, как представителя губернатора «новой волны» Игоря Ивановича Кобзева. Хронологические рамки исследования ограничены самим пребыванием И.И. Кобзева в этой должности – с декабря 2019 г. по настоящее время.

Вопросами имиджа губернатора и его продвижения в СМИ и на других каналах коммуникативной связи занимается управление пресс-службы правительства и губернатора. Именно чиновники этой структуры организовывают его встречи с журналистами, с населением, с группами интересов, редактируют или готовят тексты выступлений, тиражируют привлекательную информацию о главе региона, разрабатывают планы его каждодневной работы. Деятельность пресс-службы обеспечивает информационное сопровождение губернатора с использованием всех каналов связи для создания социально востребованного имиджа.

Имидж региональных лидеров формируется под воздействием нескольких факторов. Во-первых, личностных проявлений в публичной деятельности – официальных выступлениях, интервью, встречах с представителями разных социальных групп, рабочих визитов. Пресс-служба осуществляет свою функцию: фиксирует все виды деятельности политика, распространяет в пресс-релизах для СМИ, презентует в информационном пространстве. Во-вторых, важным элементом является профессионализм пресс-службы, цель которой сформировать привлекательный для населения и широкого круга активной общественности образ губернатора.

Руководитель субъекта РФ всегда интересен населению региона. Его имидж формируется (не без участия PR-структур) через присутствие в социальных сетях, путем ведения блогов, персонального сайта и т. п. Этот способ формирования имиджа особенно эффективен, так как интернет-аудитория постоянно расширяется и увеличивается. Так, по данным Mediascope, в апреле 2022 интернетом в России пользовалось 80% населения в возрасте старше 12 лет или 97,5 млн человек. [5]

И.И. Кобзев пришел в политику из силовых структур, что достаточно типично для формирующейся элиты 2000-х гг. 2 декабря 2019 г. указом Президента РФ был назначен временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области. 13 сентября 2020 г. состоялось его избрание на эту должность. [4]

Свою работу по созданию имиджа Кобзев начал сразу, как только стал исполняющим обязанности губернатора. Первый шаг– создание аккаунта в популярной в социальной сети Инстаграм (в настоящий момент признан Иноагентом). Став губернатором Иркутской области, помимо Интернет-портала Иркутской области, И.И.Кобзев создал персональный сайт – «Кобзевнасвязи» [6], активно общается в «Одноклассниках» и Телеграм-канале.

Однако общение с гражданами в соцсетях взывает массу критики. Например: «Игорь Кобзев стал настоящим реформатором, когда перевёл общение с жителями региона в соцсети. Конечно, в глобальном смысле это не так чтобы уж очень ново, но для Иркутской области оказалось свежо, мудро и даже местами красиво. А красоту мы любим, да? По большей степени ответы на комментарии – например, на официальной странице губернатора в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) – сводятся к одним и тем же фразам: «передал в профильное ведомство», «ознакомлюсь», «проверю», «приеду», «мои помощники с вами свяжутся», «работы предстоит ещё много». [7]

Одной из распространённых форм, влияющим на имидж политика, является общение со СМИ. Журналисты часто задают «неприятные» вопросы и ответ на них высвечивает «качество» политика: быструю или медленную реакцию, наличие или отсутствие юмора, осведомленность или ее отсутствие по задаваемому вопросу, убедительность или неуверенность и т.д. Так, его выступление в августе 2021 года в студии программы «Вести.Иркутск» [8] показало, что губернатор неконкретен, отвечает общими словами, из чего следует, что данный контакт с прессой не принесет ему дополнительных очков для улучшения своего имиджа.

Однако в рейтингах глав регионов, проводимых на федеральном уровне Кобзев улучшает показатели по своему имиджу. Так, в январе-феврале 2022 г. И. КобзевС вошел во вторую группу рейтинга глав регионов, поднявшись по сравнению с предыдущим периодом с 61 на 44 место. [9] Рост рейтинга доверия губернатора, Г. Солонина, политический обозреватель портала «Национальный эксперт» (г. Иркутск) назвала «эффектом Кобзева» [9].

Анализ имиджа губернатора Иркутской области в интернет-порталах данного региона показывает, что продвижение имиджа И.И. Кобзева на начальной стадии нахождения на посту губернатора области было слабо организовано как на портале правительства, так в соцсетях. На данный момент, обращение к информационным ресурсам интернета свидетельствует о его больших возможностях для формирования конструктивного имиджа, а также может служить важным историческим источником для изучения актуальных сюжетов современной истории России. Проблемой при использовании этих ресурсов остаются методики анализа, которые требуется разрабатывать в рамках источниковедения и информационных технологий.

Список литературы

  1. Джиоева В.П., Тамерьян Т.Ю. Воздействие новых информационных технологий на создание имиджа политического лидера в цифровом пространстве // Язык. Текст. Дискурс. 2018. № 16. С. 167-175.
  2. Дмитриева М.А. Технологии манипулирования информацией в контексте формирования имиджа политика // Актуальные вопросы науки, 2018. № 41. С. 138-140.
  3. Каминченко Д.И. Политический имидж регионального лидера в «Инстаграм»// Управленческое консультирование. 2021. № 8. С. 18-34.
  4. Официальный портал Иркутской области: [сайт]. URL: https://irkobl.ru/news.
  5. Mediascope: интернетом в России пользуются 80% населения старше 12 лет //mediascope.net. URL: https://mediascope.net/news/1460058/ (дата обращения: 1.11.2022).
  6. Кобзевнасвязи // ВКонтакте : [сайт]. – URL: https://vk.com/kobzevnasvyazi?ysclid=l8wzb9cm4x46306094 (дата обращения: 01.11.2022).
  7. Ксения Власова: Вечно недовольный регион //IRCITY.RU: [сайт]. – URL: https://ircity.ru/text/gorod/2021/08/15/70709420/ (Дата обращения: 30.10.2022).
  8. Прямой эфир. Губернатор Иркутской области : [видео] // Официальный интернет-портал Иркутской области: [сайт]. – URL: https://www.ogirk.ru/2022/10/17/igor-kobzev-provedet-prjamoj-jefir-17-oktjabrja/ (дата обращения: 20.10. 2022).
  9. Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2022)//Национальный рейтинг: [сайт]. – URL: https://russia-rating.ru/info/20251.html (Дата обращения: 9.10.2022).

1 Работа выполнена в рамках проекта РГГУ «Официальные интернет-порталы правительств регионов как инструмент формирования имиджа глав субъектов Российской Федерации»

Интересная статья? Поделись ей с другими: