УДК 34

Особенности внешнего консалтинга в корпоративном праве

Лычкина Анна Владимировна – магистрант Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных этапов развития консалтинга в современной России, особенностям практического применения внешнего консалтинга в российской корпоративном праве, а также выявлению отличий между внешним корпоративным консалтингом России и зарубежных стран. Автор приходит к выводу, что современный этап развития и бизнеса, и отрасли корпоративного консультирования в России можно считать поворотным, в том числе в отношении появления дополнительного нормативного регулирования в законодательстве федерального уровня.

Ключевые слова: консалтинг, внешний консалтинг, корпоративное право, спрос, консультант, корпоративный консалтиг.

В период рыночных реформ (1991-1998), рост корпоративных коммерческих консалтинговых услуг, оказываемых на территории России, составлял в среднем 17% ежегодно. В настоящее время, в условиях сложной геополитической ситуации в стране и мире, российский консалтинг также демонстрирует рост, как количественно, так и качественно. На территории нашего государства сегодня функционирует свыше 1000 специализированных предприятий, в которых трудится более 10 000 квалифицированных консультантов различных профессий [1].

Анализируя рынок корпоративного консалта, автор считает необходимым выделить следующие стимулирующие и негативные факторы, непосредственно оказывающие влияние на профильный рынок (Таблица 1):

Таблица 1. Стимулирующие и негативные факторы, оказывающие влияние на профильный рынок.

Стимулирующие факторы

Негативные факторы

Объективная потребность в структурных преобразованиях в экономике, всегда вызывающая повышенный спрос на консалтинговые услуги.

Проблемы ценообразования в паре Заказчик/Исполнитель

Эволюция отношения к консалтингу российских предпринимателей, которые все лучше понимают, что в современном мире, где конкуренция очень высока, а геополитика диктует новые условия, любой день, когда вопрос не решается своевременно, приводит к потере ресурсов и возможностей.

Неразвитость и неквалифицированность спроса со стороны государственных и коммерческих управленцев. Отсутствие навыков использования «мягких» методов управления, какими является внешнее корпоративное консультирование.

Развитие профильной инфраструктуры: профессиональные ассоциации консультантов, планы введения сертификации, центры и программы обучения консультантов по управлению, семинары, конгрессы и выставки, учреждение печатных изданий и профессиональных сайтов в сети Интернет.

 

Впечатляющий образовательный потенциал, сформированный в профессиональной среде в настоящее время.

 

Для развития рынка внешних корпоративных консалтинговых услуг на территории России всё еще необходимы консолидированные значительные усилия, а вместе с тем и рост «профессиональной консервативности», как со стороны клиентов, так со стороны самих консультантов, включая адвокатское сообщество. Обозначая тезис о профессиональной консервативности, автор, тем не менее отмечает, что эволюционное движение в сторону иновационных подходов не просто допустимо, но является необходимостью, диктуемой временем.

Рынок рассматриваемых услуг в России в последние двадцать лет является отраслью, которая развивается наиболее динамично, показывая успехи даже в моменты экономических и геополитических потрясений. Рост исследуемой отрасли составляет в среднем 15-20% ежегодно. Данный показатель является примерно в 2-3 раза выше, нежели темпы развития и роста рынка наукоемкой продукции и рынка потребительских услуг. А между тем, еще в начале двухтысячных годов, наше государство занимало последние строчки рейтингов по развитию внешнего консалтингового рынка [2].

На сегодняшний день, росту спроса на услуги консультантов способствует, как эволюционное, так и поступательное «омоложение» управленческого состава предприятий. Это обуславливается тем аспектом, что именно они осознают потребность во внедрении инновационных и передовых технологий управления, а вместе с тем и востребованность комплексного подхода к решению возникаемых кадровых проблем. В противопоставление им консервативные руководители демонстрируют более «производственное» мышление и часто относятся скептически к привлечению внешних консультантов для решения деликатных и «тонких» проблем компании.

Основной миссией консультационного юридического лица в области корпоративного права выступает обеспечение долгосрочных коммуникаций с целевыми потребителями, которые в свою очередь предоставят возможность продемонстрировать уровень соответствующей компетенции ключевых специалистов предприятия, иными словами, его ядра. Стоит отметить, что основную роль в рамках продвижения продуктов и услуг консультационной компании начинают занимать ее человеческие ресурсы.

Следует еще раз подчеркнуть важность продолжительных и доверительных отношений консалтинговых организаций со своими клиентами. Как показывает практика, договорные соглашения с новыми контрагентами составляют наименьшую часть бизнеса консалтинговых организаций, в то время как договорные соглашения, которые заключены с постоянными клиентами, составляют наибольшую часть бизнеса таких организаций. Рассматриваемые реалии требуют от специалистов по маркетингу в сфере консалтинга отдавать наибольшее предпочтение таким подходам и методам, которые способствуют организации открытого, доверительного, профессионального, а вместе с тем и персонифицированного диалога между консультантами и потенциальными потребителями, рассчитанных на долгосрочную перспективу сотрудничества.

Глубинный анализ рынка консалтинговых услуг в области корпоративного права показывает, что за последние несколько лет конкуренция сильно эволюционировала. Иными словами, сегодня не достаточно просто быть профессионалом в той или иной отрасли. Сегодня требуется уметь продвигать свой продукт на отраслевой рынок, что естественным образом способствует укрупнению и консолидации консалтинговых единиц для получения лучшего КПД.

Отрасль консалтинговых услуг, в отличие от иных российских экономических направлений, находится, по сути, в состоянии идеальной конкуренции. Это обуславливается тем аспектом, что на рынке функционирует достаточно большое количество различных независимых организаций: новые юридические лица, а также и автономные консультанты имеют свободный доступ в отрасль, а старые – возможность комфортного выхода при необходимости. При всем при этом, стоит подчеркнуть, что ни одна из упомянутых организаций не обладает правом устанавливать цену всей отрасли в целом.

Перечисленные условия создают активную здоровую конкуренцию на российском рынке корпоративного консалтинга. В представленной ситуации выявлено, что даже крупные организации перестали чувствовать себя незыблемо, как это было раньше. В связи с этим, они запустили последовательность действий по активному формированию и пересмотру своих стратегий.

Автором выделяются следующие виды консалтинга, которые востребованы корпоративной клиентурой (Таблица 2):

Таблица 2. Виды консалтинга, которые востребованы корпоративной клиентурой.

№ п\п

Вид внешнего консалтинга

Востребованность со стороны корпораций

1

Стратегическое планирование и организационное развитие

Востребовано

2

Финансы и налоги

Востребовано

3

Управление персоналом и формирование его структуры

Активно востребовано

4

Организация производства товаров и услуг

Частично востребовано

5

Маркетинг и повышение общественного мнения к объекту

Активно востребовано

6

Информационные технологии, в том числе в сфере управления

Активно востребовано

7

Правовое сопровождение (рабочее и антикризисное)

Востребовано

8

Оценочная деятельность

Востребовано

В качестве важных причин привлечения внешних специалистов в части корпоративного права можно системно отметить:

Желание получить объективную (внешнюю) оценку проблемы. Внешние специалисты, как правило, формируют наиболее реальный и непредвзятый анализ сложившейся на предприятии ситуации. Это обуславливается рядом основных аспектов. К ним относятся: решения, принимаемые управляющим составом предприятия, никак не отразятся на внешних специалистах; внешние специалисты не зависят от событий, которые случались в прошлом, а также у них отсутствуют личные привязанности и предвзятости. Зачастую, управленческий состав современных успешных организаций использует внешних консультантов, как партнеров-оппонентов при обсуждении новых идей и стратегий, способствующих ее развитию.

Привлечение дополнительных ресурсов, способствующих решению узкопрофильных задач. Стоит отметить, что современное бизнес-сообщество эволюционирует довольно динамично и стремительно, поэтому у предприятий иногда возникает ситуация нехватки квалифицированных кадров или нехватка достаточного опыта для решения возникающих вызовов рынка в эпоху высоких технологий. Внешние консультанты обладают уникальным и необходимым профильным опытом, который способен своевременно уберечь и защитить организацию от совершения ошибок.

Улучшение имиджа, в том числе для акционеров, сотрудников и контрагентов. Внешний специалист, в период решения поставленной перед ним задачи, передает клиенту некоторую часть своего имиджа и профессионализма.

Распределение ответственности за принятие решения между руководством организации и консультантами. Посредством имеющегося авторитета консультантов, менеджеры предприятия, порой продвигают уже готовые решения перед акционерами, профсоюзом и государством в целом. Стоит отметить, что именно в данном аспекте и состоит эффект переноса престижа консультанта на своего клиента.

Решение различных сопутствующих проблем руководящего состава и собственников корпораций. Управляющий состав и собственники бизнеса могут обладать множеством личных мотивов с целью повышения эффективности деятельности предприятия. К примеру, руководители стремительно растущей компании, которые работают по двенадцать часов в сутки, могут воспринимать оптимизацию, а вместе с тем и новый регламент организационной структуры собственной организации, как возможность перейти на традиционный восьмичасовой рабочий день.

Постоянный и стремительный рост конкуренции на национальных и международных рынках, с учетом текущей геополитики, требует постоянной оптимизации организационной структуры, а вместе с тем и применяемых систем и методов управления. При всем при этом, риск ошибочного решения является довольно высоким. Последствия неправильно проведенной оптимизации – довольно затратные для предприятия, и зачастую – фатальные. Устаревшие организационные приемы и управленческие концепции, как показывает практика, уже не предоставляют возможности добиваться желаемых результатов с прежней легкостью. В подобных условиях требуется привлечение внешних специалистов, которые обладают всеми необходимыми знаниями об опыте и ошибках лучших действующих организаций, которые в свою очередь используют современные методические средства и приемы организационного моделирования, а также подготовки и принятия, как стратегических, так и оперативных решений.

К преимуществам внешних корпоративных консультантов следует отнести следующие: объективный и независимый взгляд на сложившуюся проблему; комплексный подход к решению выявленной проблемы; возможность для организации получить необходимый опыт, минимизируя при этом свои затраты и избегая совершения возможных ошибок.

Миссия корпоративного консалтинга состоит в повышении эффективности развития бизнеса посредством разработки и внедрения в практическую деятельность контрагентов наиболее эффективных инструментов, а вместе с тем и механизмов ведения бизнеса и разрешения всех спорных вопросов.

Требуется подчеркнуть, что рост внимания акционеров к рыночной стоимости организации, а не только к ее чистой прибыли, повышает потребность в увеличении нематериальных активов, в том числе к развитию персонала, разработке стратегии развитии и т.д.

В настоящее время, учитывая ситуацию в мире, российские корпорации отдают явное предпочтение российским консалтинговым компаниям в части услуг по корпоративному сектору. Это обуславливается тем, что российские консалтинговые компании обладают более глубокими знаниями в области специфики, как российского сегмента, так и менталитета этноса. Помимо этого, российские консалтинговые компании обладают довольно узкой специализаций и практической направленностью консалтинга вплоть до операционного уровня, гибкостью во взаимоотношениях и взаимодействиях с контрагентами, а вместе с тем и более доступным уровнем цен.

Иностранный консалтинг, в свою очередь, часто вызывает недовольство по причинам частого профессионального несоответствия консультантов имени компании (завышенный маркетинг), при серьезной стоимости услуг; недостаточной ориентацией на специфичность, менталитет и особенности клиента, что в результате приводит к крайне низкой гибкости во взаимодействии с ними.

Именно в силу всех вышеперечисленных причин сегодня автор придерживается следующего понимания корпоративного консультирования по организационному развитию – консультирование по управлению и организационному развитию корпорации представляет собой вид консультационной деятельности, при котором специалист, с одной стороны, выступает экспертом по вопросам управления и дает квалифицированные рекомендации клиенту, с другой стороны, строит процесс взаимодействия с контрагентом таким образом, чтобы побуждать его лично генерировать идеи и делать выводы, являясь для клиента одновременно оппонентом, помощником и аналитиком.

Можно отметить, что организационное развитие – это область консалтинга, направленная на эволюционное развитие всех организационных систем и подсистем в компаниях. В отличие от некоторых других видов консалтинга организационное корпоративное консультирование ставит задачу не только дать профессиональный совет, но помочь этот совет реализовать и внедрить в практическом применении.

Учитывая обозначенные автором тезисы услуги консультантов по корпоративному организационному развитию крайне разнообразны, включая в себя:

  • консультирование руководителей и участников/акционеров, в том числе проведение глубокого аудита системы управления организации и коррекция особенностей управления;
  • генерация семинаров, тренингов, групповых дискуссий по бизнес-тематике;
  • разработка, внедрение и экспертиза проектов управленческих документов (регламентов, правил, процедур, систем);
  • проведение организационных исследований;
  • сопутствующая аналитика (бизнес-планы, модели стимулирования и т.д.);
  • оценка квалификации и мотивации персонала и пр.

Наблюдается растущая востребованность у российских корпораций в сфере маркетинга, и, в меньшей степени, работы с персоналом. «Чистый» маркетинг – это относительно новая отрасль деятельности, с которой пришлось столкнуться предприятиям уже без прямого участия западных консультантов, сфера такого маркетинга – это отрасль ускоренного поступательного роста в настоящее время. Ранее необходимость построения отношений с рынком, да и контроль рынка как таковой просто отсутствовали.

Осознание необходимости произошло не сразу. Почти десятилетие руководители отказывались воспринимать, что нужно, прежде всего, понять кто является их клиентом (потребителем) и каковы его потребности, а уже потом производить и продавать продукт, востребованный им. Теперь же подобное осознание постепенно приходит даже к самым консервативным управленцам и собственникам. Кроме того, автор отмечает, что задачи управления персоналом (эйчар и психология труда) также вызывают сложности, сотрудников не только нужно подбирать, их нужно быстро адаптировать в новой компании, обучать, стимулировать. Все эти задачи, как правило, не носят срочный характер, несмотря на всю свою важность. В итоге они постоянно откладываются управленцами до тех пор, пока какая-либо из этих задач не приобретет острую форму, что мы наблюдаем по практике 2020 – 2022 годов.

Смена этапов парадигмы экономического подъема и спада приводит к соответствующему перераспределению рынка, в том числе и консалтингового. При наиболее благоприятных макроэкономических условиях актуальность приобретает введение IT-технологий, стратегическое планирование, а вместе с тем и развитие систем управления персоналом. Стоит отметить, что в период наибольшего экономического спада, к числу интересных относятся такие услуги, которые оказываются в следующих сферах: антикризисное управление, реструктуризация юридических лиц и портфеля инвестиционных проектов, а также и уменьшение текущих затрат на дальнейшее развитие предприятия.

Структура российской отрасли консалтинга все больше приближается к западной. Основными видами услуг западной отрасли консалтинга являются следующие: стратегический, финансовый и IТ. В соответствии с результатами прошлого года, Россия довольно близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в IТ-сфере, невзирая при этом на скепсис большинства западных и российских аналитиков. Информационные технологии принесли свыше 30% дохода действующим консалтинговым организациям. Порядка 20% из указанного числа были получены от системной интеграции и иных программных разработок, а порядка 10% – от управленческого консультирования в IТ-сфере. Следует подчеркнуть, что речь идет об отечественных продуктах, что в особенности подчеркивает жизнеспособность рынка. В последнее время в рассматриваемой сфере наблюдается тенденция к смещению акцентов с системной интеграции информационных систем на управленческое консультирование. Это, в свою очередь, сопряжено с ростом объема консалтинговых услуг в рамках внедрения корпоративных информационных систем.

Невзирая на то, что корпоративный консалтинговый рынок довольно активно и стремительно развивается, у каждого существующего рынка все же имеются свои отличительные отрицательные особенности.

Сегодня можно наблюдать подъем ряда таких направлений, которые требуют от специалистов наиболее тщательной и скрупулезной проработки отдельных вопросов стратегии развития, а также явное снижение востребованности исследуемых услуг в сфере стратегического планирования и организационного развития.

По мнению автора, ситуация с сегментом рынка стратегического корпоративного консультирования может развивать по одному из двух сценариев: оптимистический и пессимистический (Таблица 3).

Таблица 3. Оптимистический и пессимистический сегменты рынка.

Оптимистический.

Пессимистический.

После спада наблюдается рост спроса на стратегическое консультирование, а за ним тянуться и иные виды консалтинга. Для наступления такого развития событий требуется наличие следующих предпосылок:

- продолжительная реструктуризация крупного бизнеса требует дополнительного объема услуг по стратегическому консультированию для холдингов и для выделенных из них единиц;

- ни в коем случае нельзя исключать какие-либо возможности расширения рынка услуг стратегического планирования посредством роста числа клиентов, которые являются представителями среднего и малого бизнеса.

В настоящее время, для группы клиентов, которые являются представителями среднего и малого бизнеса вопросы глобального стратегического развития не являются приоритетными, поскольку сегодня они стремятся реализовать менее амбициозные проекты.

Снижение темпов экономического роста заставляет руководителей современных организаций думать о наведения внутреннего порядка. При всем при этом, как показывает практика, радикальный пересмотр стратегических целей и видения компании не требуется. Это связано с тем, что наиболее значимым является определение эффективных способов их достижения. Следовательно, услуги по разработке или оптимизации корпоративных стратегий становятся менее востребованными, поскольку на передний план выходят программы по совершенствованию систем управления. Иными словами, руководство предприятий в краткосрочной перспективы вынуждены прибегать к консервированию своего бизнеса и применять отработанные и наиболее эффективные схемы, которые рассчитаны на рост и развитие.

Стоит отметить, что на территории России консалтинг в IТ-сфере является самым крупным и прибыльным сегментом отрасли, а также он проявляет тенденцию к росту своей доли на отраслевом рынке на постоянной основе. Востребованность IТ-консалтинга обуславливается тем аспектом, что развивающимся организациям особенно важно научиться комплексно решать проблемы в области разработки стратегии бизнес-развития и стратегии развития информатизации. Спрос на услуги в IТ-сфере с каждым годом только растут. В результате это приводит к тому, что данная сфера приобретает специфический оттенок, формируя тем самым параллельную отрасль. Деятельность контрагентов становятся все более сложной: усложняются решения, которые должны соответствовать требованиям времени и отрасли, в которой они функционируют. В связи с этим, объемы расходов предприятия на информатизацию и цифровизацию внутренних ресурсов действительно осознаются управленческим составом.

Инвестиции ведущих отечественных предприятий в упомянутые выше проекты выросли порядка на 65% за последние пять лет. Теперь они составляют около трети общего объема капитальных вложений в отрасль. Согласно экспертным оценкам, рост отечественного рынка IТ-сферы составит в будущем порядка 20-40% в год, даже с учётом мировой геополитической ситуации. Кроме того, к 2024 году, свыше трети отечественных предприятий планируют рост затрат на информационные технологии порядка на 20-50%.

С одной стороны, информационные технологии становятся жизненно важными и необходимыми для современных предприятий. С другой стороны, эксплуатация информационных технологий с каждым годом усложняется и становится дороже. Поэтому, существует потребность в специфических инструментах и системах, посредством которых можно было бы осуществлять управление данными процессами. Принимая во внимание вызовы современного рынка, системные интеграторы дополняют свой традиционный набор соответствующими сервисами, которые в свою очередь ориентированы на бизнес. К таким сервисам можно отнести следующие: корпоративный стратегический и корпоративный айти-консалтинг. В результате это приводит к появлению на отраслевом рынке консалтинга такой новой категории, как бизнес-интегратор.

Под понятием «бизнес-интегратор» подразумевается, что организация предоставляет комплексный набор услуг, направленных на совершенствование корпоративных бизнес-процессов заказчиков посредством использования информационных технологий.

Стоит отметить, что отличия системного интегратора от бизнес-интегратора состоят в следующем:

  • системный интегратор обладает стандартным комплексом методик, приемов и решений. Данный интегратор применяет их без учета специфики отдельного бизнеса и ментальности клиента;
  • бизнес-интегратор начинает свою работу с изучения отличительных и специфических особенностей бизнеса и ментальности клиента, и только после этого предлагает наиболее подходящие и эффективные методики.

Помимо всего вышеуказанного следует отметить тенденцию к слиянию классического управленческого консалтинга и консалтинга в IТ-сфере. Как показывает практика, данная модель демонстрирует наибольшую эффективность и перспективность, как для внешних специалистов, так и для клиентов. Увеличение числа консалтинговых организаций, способных решать различные проблемы клиентов в области управления и технологий составляет порядка 15-25%. При этом у «чистых» консервативных консультантов упомянутый рост не превышает 10-13% [3].

Объединение бизнесов характерно как для общемировой отрасли – KPMG и Cisco Systems, Ernst&Young и Cap Gemini, Monday (бывшее консалтинговое подразделение PricewaterhouseCoopers) и IBM; так и для отечественного рынка: АЛЬТ и ITeam.

Большинство российских компаний подошло к рубежу в своем развитии, за которым возможен серьезный качественный рывок, выход на новый уровень. Бизнес сообщество становится осторожнее, применяет ориентацию на долгосрочную перспективу, корпоративное управление становится все более грамотным и системным. Востребованность внешнего корпоративного консультирования растет.

Какая же она – общая рыночная отрасль корпоративного консалтинга в нашей стране? Изложим информацию, рассмотренную в статье, в виде списка (Таблица 4).

Таблица 4. Рыночная отрасль корпоративного консалтинга в РФ.

№ п/п

Тезис

1

Миссия корпоративного консалтинга состоит в повышении эффективности развития бизнеса посредством разработки и внедрения в практическую деятельность контрагентов наиболее эффективных инструментов, а вместе с тем и механизмов ведения бизнеса и разрешения всех спорных вопросов.

2

Рынок корпоративного консалтинга считается одним из стремительно развивающих сфер отечественного бизнеса.

3

Объем рынка российских консалтинговых услуг продолжает стремительный рост, невзирая на довольно сложную геополитическую ситуацию.

4

Рост качества услуг и профессионализма российских консультантов предоставляет возможность все успешнее конкурировать на исследуемом рынке с иностранными организациями.

5

К основными тенденциям, которые влияют на рынок корпоративных консалтинговых услуг относятся следующие: рост платежеспособности современных предприятий; структурная оптимизация в экономике; глобализация и выход отечественных предприятий на международные рынки, невзирая на открытое сопротивление со стороны стран Западной Европы и США.

6

Наиболее востребованными видами корпоративных консультационных услуг являются стратегический (12,6%), айти–консалтинг (36,3%) и оценочная деятельность (11,9%).

7

Реструктуризация предприятий привела к существенному росту сегмента услуг по оценке бизнеса (160% за год).

8

На рынке корпоративного консалтинга появляется новая категория – бизнес-интегратор – компания, предоставляющая комплексный набор услуг по совершенствованию бизнес–процессов заказчиков с помощью информационных технологий.

9

Стремительный рост корпоративного консалтинга в области управления персоналом, в том числе с учетом пандемии, обусловлен перестройкой системы управления, которая практически невозможна без квалифицированного персонала [4].

Современный этап развития и бизнеса, и отрасли корпоративного консультирования в России можно считать поворотным, в том числе в отношении появления дополнительного нормативного регулирования в законодательстве федерального уровня, например, в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в части выкупа ПАО своих акций (изменения от 07.10.2022), изменения и оптимизации некоторых корпоративных процедур для ООО и АО (Федеральный закон от 14.07.2022 № 292-ФЗ) [5;6].

Впервые мы можем дискутировать о действительно организационном развитии, поскольку нам уже действительно есть что развивать.

Список литературы

  1. Рынок консалтинговых услуг в 2021 году: тенденции развития в условиях санкций, 08 июня 2022, Пресс-центр Группы «Деловой профиль», Российская газета.
  2. Лапенков, В.Ю. Факторы конкурентоспособности российских компаний на рынке консалтинговых услуг / В.Ю. Лапенков. // Креативная экономика. – 2019. – № 8. – С. 1549-1562.
  3. Обзор рынка консалтинговых услуг в России 2019 – 2020 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://imccenter.ru/obzor-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-rossii-2019-2020.
  4. Рынок консалтинга 2020: тенденции и перспективы, Пресс-центр АКГ «Деловой профилЬ», Аналитическое агентство «RAEX»
  5. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  6. Федеральный закон от 14.07.2022 № 292-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах».

Интересная статья? Поделись ей с другими: